Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТУДИ́ЙСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 348

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Н. Афиногенова

СТУДИ́ЙСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ, мо­на­стырь во имя про­ро­ка Ио­ан­на Кре­сти­те­ля, важ­ный ду­хов­ный и куль­тур­ный центр Кон­стан­ти­но­по­ля и Ви­зан­тий­ской им­пе­рии, дей­ст­во­вав­ший с 450–460 до сер. 15 в. Ос­но­ван пат­ри­ки­ем и рим. кон­су­лом Фла­ви­ем Сту­ди­ем на бе­ре­гу Мра­мор­но­го мо­ря. В 5–8 вв. в С. м. дей­ст­вова­ла об­щи­на мо­на­хов-аки­ми­тов (не­усы­паю­щих). В пе­ри­од ико­но­бор­че­ст­ва мо­на­хи бес­ком­про­мисс­но про­ти­во­стоя­ли по­ли­ти­ке им­пе­ра­то­ров-ико­но­бор­цев. В 9 в. бла­го­да­ря прп. Фео­до­ру Сту­ди­ту на­сту­пил рас­цвет С. м., про­длив­ший­ся до нач. 13 в. Неск. мо­на­хов-сту­ди­тов ста­ли кон­стан­ти­но­поль­ски­ми пат­ри­ар­ха­ми: Ан­то­ний III Сту­дит (974–979), Алек­сий I Сту­дит (1025–43), До­си­фей Ие­ру­са­лим­ский (1189–91); 3 им­пе­ра­то­ра при­ня­ли в оби­те­ли мо­на­ше­ст­во: Ми­ха­ил V Ка­ла­фат (1015–42), Ми­ха­ил VII Ду­ка (1071–78) и Иса­ак I Ком­нин (1057–1059); мно­гие на­сель­ни­ки бы­ли впо­след­ст­вии ка­но­ни­зи­ро­ва­ны. Шко­лы и мас­тер­ские цер­ков­ных ис­кусств, бо­га­тая б-ка сде­ла­ли С. м., по­ми­мо ду­хов­но­го, и об­ра­зо­ва­тель­ным цен­тром. Кни­ги из мо­на­стыр­ской б-ки по­слу­жи­ли ис­точ­ни­ком для мно­гих слав. пе­ре­во­дов. Ра­бо­тав­шие в мо­на­стыр­ском скрип­то­рии пе­ре­пис­чи­ки и ми­ниа­тю­ри­сты соз­да­ва­ли уни­каль­ные ил­лю­ст­ри­ров. ко­дек­сы, в кон. 8 в. здесь был вы­ра­бо­тан но­вый тип пись­ма – ми­ну­скул. Ус­тав С. м. стал ос­но­вой для ус­та­вов боль­шин­ст­ва мо­на­сты­рей в Ви­зан­тии, Зап. Ев­ро­пе и на Ру­си.

В 1204 по­сле взя­тия Кон­стан­ти­но­по­ля кре­сто­нос­ца­ми С. м. был за­крыт, боль­шин­ст­во свя­тынь вы­ве­зе­но в Зап. Ев­ро­пу или ут­ра­че­но. По­сле из­гна­ния ла­ти­нян в 1294 мо­на­стырь вос­ста­нов­лен и дей­ст­во­вал до па­де­ния Кон­стан­ти­но­по­ля (1453). С при­хо­дом ту­рок ба­зи­ли­ка пре­вра­ще­на в ме­четь Им­ра­хор-джа­ми (не­од­но­крат­но го­ре­ла и раз­ру­ша­лась). Со­хра­ни­лись руи­ны С. м. в квар­та­ле Са­ма­тья совр. г. Стам­бул.

Лит.: Доб­ро­клон­ский А. П. Прп. Фео­дор, ис­по­вед­ник и игу­мен Сту­дий­ский. Од., 1913; Janin R. Les Églises et les monastères (de Constantinopole). 2 éd. P., 1969.

Вернуться к началу