ФЕО́ДОР СТУДИ́Т
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФЕО́ДОР СТУДИ́Т (Θεόδωρος Στουδίτης ) (759, Константинополь – 11.11.826, мыс Акрит, близ г. Никомидия, ныне г. Измит, Турция), богослов, гимнограф, святой. Выходец из семьи визант. чиновников, почти все его родственники ок. 780 приняли монашество. Ф. С. с 2 братьями под влиянием дяди, прп. Платона, поселился в мон. Саккудион в Вифинии и в 794 стал его игуменом. За выступление во время т. н. прелюбодейного раскола против 2-го брака имп. Константина VI в 795 сослан в Фессалоники: вернулся обратно в 797 после свержения императора. С 798 игумен Студийского монастыря, составил Студийский устав (см. Типикон), регламентирующий порядок церковного богослужения. В 809 имп. Никифор I сослал Ф. С. на Принцевы о-ва из-за его отказа признать законность возвращения сана игумену Иосифу, повенчавшему 2-й брак Константина VI; вернулся ок. 811. В 816 имп. Лев V Армянин (813–820), возобновляя иконоборчество, сослал Ф. С. как активного сторонника иконопочитания. Имп. Михаил II Травл в 821 вернул его из ссылки, но не разрешил жить в Студийском мон. Ф. С. похоронен на о. Принкипо (ныне Бююкада, Принцевы о-ва, Турция). Через 2 года после смерти канонизирован [день памяти – 11(24) нояб.]. Патриарх Мефодий Константинопольский в 844 перенёс его мощи в Студийский мон. [день празднования перенесения – 26 янв. (8 февр.)]. Впоследствии возникли 3 редакции его жития.
Из произведений Ф. С. сохранились наставления (оглашения) для монашествующих, объединённые в сб-ки «Великое Оглашение» [1-я часть (793–803) включает 87 оглашений, 2-я (804–808) – 124, 3-я (811–813) – 46] и «Малое Оглашение» (820–826, 134 оглашения), 18 гимнов в честь разных святых, 124 эпиграммы, ряд гимнографич. текстов [включены в состав Триоди Постной (см. Триодь Постная и Цветная) и др. богослужебные книги], 16 Слов (проповедей) на разные темы, «Завещание» и 560 писем разл. содержания. В трёх «Словах против иконоборцев» и ряде др. сочинений осуждал иконоборчество, развивая доказательства прп. Иоанна Дамаскина о необходимости иконопочитания. Неск. несохранившихся произведений Ф. С. упоминаются в чине Торжества Православия, составленном патриархом Мефодием при восстановлении иконопочитания в 843.