Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЕО́ДОР СТУДИ́Т

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 263

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. К. Доброцветов
Феодор Студит. Икона. 16 в. Монастырь Дечаны. Косово.

ФЕО́ДОР СТУДИ́Т (Θεόδωρος Στουδίτης ) (759, Кон­стан­ти­но­поль – 11.11.826, мыс Ак­рит, близ г. Ни­ко­ми­дия, ны­не г. Из­мит, Тур­ция), бо­го­слов, гим­но­граф, свя­той. Вы­хо­дец из се­мьи ви­зант. чи­нов­ни­ков, поч­ти все его род­ст­вен­ни­ки ок. 780 при­ня­ли мо­на­ше­ст­во. Ф. С. с 2 брать­я­ми под влия­ни­ем дя­ди, прп. Пла­то­на, по­се­лил­ся в мон. Сак­ку­ди­он в Ви­фи­нии и в 794 стал его игу­ме­ном. За вы­сту­п­ле­ние во вре­мя т. н. пре­лю­бо­дей­но­го рас­ко­ла про­тив 2-го бра­ка имп. Кон­стан­ти­на VI в 795 со­слан в Фес­са­ло­ни­ки: вер­нул­ся об­рат­но в 797 по­сле свер­же­ния им­пе­ра­то­ра. С 798 игу­мен Сту­дий­ско­го мо­на­сты­ря, со­ста­вил Сту­дий­ский ус­тав (см. Ти­пи­кон), рег­ла­мен­ти­рую­щий по­ря­док цер­ков­но­го бо­го­слу­же­ния. В 809 имп. Ни­ки­фор I со­слал Ф. С. на Прин­це­вы о-ва из-за его от­ка­за при­знать за­кон­ность воз­вра­ще­ния са­на игу­ме­ну Ио­си­фу, по­вен­чав­ше­му 2-й брак Кон­стан­ти­на VI; вер­нул­ся ок. 811. В 816 имп. Лев V Ар­мя­нин (813–820), во­зоб­нов­ляя ико­но­бор­че­ст­во, со­слал Ф. С. как ак­тив­но­го сто­рон­ни­ка ико­но­по­чи­та­ния. Имп. Ми­ха­ил II Травл в 821 вер­нул его из ссыл­ки, но не раз­ре­шил жить в Сту­дий­ском мон. Ф. С. по­хо­ро­нен на о. Прин­ки­по (ны­не Бюю­ка­да, Прин­це­вы о-ва, Тур­ция). Че­рез 2 го­да по­сле смер­ти ка­но­ни­зи­ро­ван [день па­мя­ти – 11(24) но­яб.]. Пат­ри­арх Ме­фо­дий Кон­стан­ти­но­поль­ский в 844 пе­ре­нёс его мо­щи в Сту­дий­ский мон. [день празд­но­ва­ния пе­ре­не­се­ния – 26 янв. (8 февр.)]. Впо­след­ст­вии воз­ник­ли 3 ре­дак­ции его жи­тия.

Из про­из­ве­де­ний Ф. С. со­хра­ни­лись на­став­ле­ния (ог­ла­ше­ния) для мо­на­ше­ст­вую­щих, объ­е­ди­нён­ные в сб-ки «Ве­ли­кое Ог­ла­ше­ние» [1-я часть (793–803) вклю­ча­ет 87 ог­ла­ше­ний, 2-я (804–808) – 124, 3-я (811–813) – 46] и «Ма­лое Ог­ла­ше­ние» (820–826, 134 ог­ла­ше­ния), 18 гим­нов в честь раз­ных свя­тых, 124 эпи­грам­мы, ряд гим­но­гра­фич. тек­стов [вклю­че­ны в со­став Трио­ди По­ст­ной (см. Три­одь Пост­ная и Цвет­ная) и др. бо­го­слу­жеб­ные кни­ги], 16 Слов (про­по­ве­дей) на раз­ные те­мы, «За­ве­ща­ние» и 560 пи­сем разл. со­дер­жа­ния. В трёх «Сло­вах про­тив ико­но­бор­цев» и ря­де др. со­чи­не­ний осу­ж­дал ико­но­бор­че­ст­во, раз­ви­вая до­ка­за­тель­ст­ва прп. Ио­ан­на Да­ма­ски­на о не­об­хо­ди­мо­сти ико­но­по­чи­та­ния. Неск. не­со­хра­нив­ших­ся про­из­ве­де­ний Ф. С. упо­ми­на­ют­ся в чи­не Тор­же­ст­ва Пра­во­сла­вия, со­став­лен­ном пат­ри­ар­хом Ме­фо­ди­ем при вос­ста­нов­ле­нии ико­но­по­чи­та­ния в 843.

Соч.: Тво­ре­ния: В 3 т. М., 2010–2012.

Лит.: Грос­су Н. Преп. Фео­дор Сту­дит: Его вре­мя, жизнь и тво­ре­ния. К., 1907. Ч. 1–2; Ищен­ко Д. С. Ог­ла­си­тель­ные по­уче­ния Фео­до­ра Сту­ди­та в Ви­зан­тии и у сла­вян // Ви­зан­тий­ский вре­мен­ник. 1979. Т. 40; Афи­но­ге­нов Д. Е. Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­ар­хат и ико­но­бор­че­ский кри­зис в Ви­зан­тии (784–847). М., 1997; Pratsch T. Theodoros Studites (759–826) – zwischen Dogma und Pragma. Fr./M., 1998; Cho­lij R. Theodore the Stoudi­te: The ordering of holi­ness. Oxf., 2002.

Вернуться к началу