Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТИПИКО́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 152

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. И. Никитин

ТИПИКО́Н (от греч. τύπος – от­пе­ча­ток, об­ра­зец, фор­ма, ус­тав), в пра­во­слав­ной Церк­ви кни­га ука­за­ний по со­вер­ше­нию бо­го­слу­же­ний на про­тя­же­нии все­го го­да.

Ис­то­ри­че­ски Т. вос­хо­дит к Лек­цио­на­рию – ка­лен­да­рю с ука­за­ни­ем чте­ний (из Апо­сто­ла и Еван­ге­лия) и пес­но­пе­ний на бо­го­слу­же­нии, де­лив­ше­му­ся на Ка­но­нарь (для празд­ни­ков под­виж­но­го го­до­во­го кру­га, да­та ко­то­рых свя­за­на с днём празд­но­ва­ния Пас­хи) и Си­нак­сарь (для празд­ни­ков с по­сто­ян­ны­ми да­та­ми). Древ­ней­шие лек­цио­на­рии (со­хра­ни­лись в арм. и груз. ру­ко­пи­сях 7–12 вв.) опи­сы­ва­ли греч. бо­го­слу­же­ние, со­вер­шав­шее­ся в 5–7 вв. в об­щи­не, воз­глав­ляе­мой епи­ско­пом в Ие­ру­са­ли­ме. В со­бо­ре Св. Со­фии (Ве­ли­кой церк­ви) в Кон­стан­ти­но­по­ле бо­го­слу­же­ние со­вер­ша­лось по схо­же­му Лек­цио­на­рию, в сер. 8 в. здесь был со­став­лен Си­нак­сарь Ве­ли­кой церк­ви, позд­нее по­лу­чив­ший назв. «Т.» (древ­ней­шие спи­ски да­ти­ру­ют­ся 9–11 вв.). С 10 в. кон­стан­ти­но­поль­ские бо­го­слу­жеб­ные тра­ди­ции пе­ре­шли в ие­ру­са­лим­скую прак­ти­ку, что от­ра­жа­ет Свя­тог­роб­ский Т. (1122).

В мо­на­стыр­ские Т., по­ми­мо бо­го­слу­жеб­ных осо­бен­но­стей, вклю­ча­лись и дис­ци­п­ли­нар­ные пра­ви­ла: са­мым влия­тель­ным на пра­во­слав­ном Вос­то­ке был Т. (6 в.) лав­ры Сав­вы Ос­вя­щен­но­го. В 9 в. в Сту­дий­ском мо­на­сты­ре был со­став­лен Т., объ­е­ди­нив­ший мо­на­стыр­скую и кон­стан­ти­но­поль­скую тра­ди­ции. В 10–13 вв. в разл. мо­на­сты­рях ви­зант. ареа­ла поя­ви­лись ре­дак­ции Сту­дий­ско­го Т.: од­на из них – Т. пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Алек­сия Сту­ди­та со 2-й пол. 11 в. стал рас­про­стра­нять­ся на Ру­си. Во 2-й пол. 12 – нач. 13 вв. в Ви­зан­тии в ре­зуль­та­те взаи­мо­дей­ст­вия ие­ру­са­лим­ской и сту­дий­ской тра­ди­ций воз­ник но­вый тип Ие­ру­са­лим­ско­го Т. (из­вес­тен по афон­ским ру­ко­пи­сям 13 в.), в 13–14 вв. рас­про­стра­нив­ший­ся на пра­во­слав­ном Вос­то­ке, на Ру­си он поя­вил­ся во 2-й пол. 14 в. и в 15 в. пол­но­стью вы­тес­нил Сту­дий­ский ти­пи­кон.

Рус. пра­во­слав­ная цер­ковь ны­не ис­поль­зу­ет ре­дак­цию Ие­ру­са­лим­ско­го Т., опуб­ли­ко­ван­ную по­сле ре­форм пат­ри­ар­ха Мо­с­ков­ско­го Ни­ко­на в из­да­ни­ях 1682 и 1695, ко­то­рая со­дер­жит: об­щую часть (под­роб­ное опи­са­ние струк­ту­ры вос­крес­ных, суб­бот­них и буд­нич­ных бо­го­слу­же­ний и их разл. час­тей, а так­же ряд дис­ци­п­ли­нар­ных пра­вил), Ме­ся­це­слов, три­од­ную часть (ука­за­ния о служ­бах под­виж­ных празд­ни­ков), до­пол­нит. гла­вы (ука­за­ния о вклю­че­нии в бо­го­слу­же­ние тро­па­рей, кон­да­ков и др. пес­но­пе­ний го­до­во­го и сед­мич­но­го цик­ла, тек­сты этих пес­но­пе­ний и ука­за­тель чте­ний из Апо­сто­ла и Еван­ге­лия), хра­мо­вые гла­вы (при­ме­ры со­еди­не­ния служб раз­ных пре­столь­ных празд­ни­ков и разл. дней цер­ков­но­го го­да).

Лит.: Пент­ков­ский А. М. Ти­пи­кон пат­ри­ар­ха Алек­сия Сту­ди­та в Ви­зан­тии и на Ру­си. М., 2001; Тафт Р. Ф. Ви­зан­тий­ский цер­ков­ный об­ряд: Крат­кий очерк. СПб., 2005; Ска­бал­ла­но­вич М. Н. Тол­ко­вый Ти­пи­кон. 3-е изд. М., 2011.

Вернуться к началу