ТИПИКО́Н
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТИПИКО́Н (от греч. τύπος – отпечаток, образец, форма, устав), в православной Церкви книга указаний по совершению богослужений на протяжении всего года.
Исторически Т. восходит к Лекционарию – календарю с указанием чтений (из Апостола и Евангелия) и песнопений на богослужении, делившемуся на Канонарь (для праздников подвижного годового круга, дата которых связана с днём празднования Пасхи) и Синаксарь (для праздников с постоянными датами). Древнейшие лекционарии (сохранились в арм. и груз. рукописях 7–12 вв.) описывали греч. богослужение, совершавшееся в 5–7 вв. в общине, возглавляемой епископом в Иерусалиме. В соборе Св. Софии (Великой церкви) в Константинополе богослужение совершалось по схожему Лекционарию, в сер. 8 в. здесь был составлен Синаксарь Великой церкви, позднее получивший назв. «Т.» (древнейшие списки датируются 9–11 вв.). С 10 в. константинопольские богослужебные традиции перешли в иерусалимскую практику, что отражает Святогробский Т. (1122).
В монастырские Т., помимо богослужебных особенностей, включались и дисциплинарные правила: самым влиятельным на православном Востоке был Т. (6 в.) лавры Саввы Освященного. В 9 в. в Студийском монастыре был составлен Т., объединивший монастырскую и константинопольскую традиции. В 10–13 вв. в разл. монастырях визант. ареала появились редакции Студийского Т.: одна из них – Т. патриарха Константинопольского Алексия Студита со 2-й пол. 11 в. стал распространяться на Руси. Во 2-й пол. 12 – нач. 13 вв. в Византии в результате взаимодействия иерусалимской и студийской традиций возник новый тип Иерусалимского Т. (известен по афонским рукописям 13 в.), в 13–14 вв. распространившийся на православном Востоке, на Руси он появился во 2-й пол. 14 в. и в 15 в. полностью вытеснил Студийский типикон.
Рус. православная церковь ныне использует редакцию Иерусалимского Т., опубликованную после реформ патриарха Московского Никона в изданиях 1682 и 1695, которая содержит: общую часть (подробное описание структуры воскресных, субботних и будничных богослужений и их разл. частей, а также ряд дисциплинарных правил), Месяцеслов, триодную часть (указания о службах подвижных праздников), дополнит. главы (указания о включении в богослужение тропарей, кондаков и др. песнопений годового и седмичного цикла, тексты этих песнопений и указатель чтений из Апостола и Евангелия), храмовые главы (примеры соединения служб разных престольных праздников и разл. дней церковного года).