СА́ВВА ОСВЯЩЕ́ННЫЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СА́ВВА ОСВЯЩЕ́ННЫЙ (439, Муталаска, Каппадокия, ныне Талас, Турция – 5.12.532, Мар-Саба), христианский святой, основатель одного из древнейших православных монастырей, создатель Иерусалимского богослужебного устава.
С. О. родился в христианской семье, в 8 лет ушёл в монастырь. Ок. 456 стал монахом, ученик святых Евфимия Великого, Феоктиста и Герасима Иорданского. В 478 поселился в пещере близ Иерусалима, где ок. 484 основал лавру (Мар-Саба), которая стала центром палестинского монашества. Поначалу лавра имела келиотско-отшельнический тип устроения, затем общежительный. С. О. основал 7 монастырей в Иорданской пустыне. В 493 патриарх Иерусалимский Саллюстий (486–494) рукоположил его в священники и назначил архимандритом всех палестинских лавр и келий. В догматич. христологич. спорах 5–6 вв. С. О. защищал учение IV Вселенского cобора, состоявшегося в Халкидоне (451). Дважды был в Константинополе, где в 511 пытался убедить имп. Анастасия I отказаться от поддержки промонофизитского «Энотикона» имп. Зинона (см. в ст. Монофизитство), в 531 был тепло принят имп. Юстинианом I и пророчески обещал ему возвращение мн. территорий Рим. империи. Умер и погребён в лавре. Ок. 555 Кирилл Скифопольский обнаружил нетленные мощи С. О.: в 1256 они были вывезены в Венецию, в 1965 возвращены. Осн. источником сведений о святом является Житие, написанное Кириллом Скифопольским, переведённое на болг. яз. и не позднее 2-й пол. 11 в. ставшее известным на Руси: его использовал Нестор летописец при составлении Жития Феодосия Печерского. Сложившаяся в монастырях С. О. практика совершения суточного богослужения легла в основу Иерусалимского богослужебного устава (Типикон) и богослужения православной Церкви.