Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СА́ВВА ОСВЯЩЕ́ННЫЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 185

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. К. Доброцветов

СА́ВВА ОСВЯЩЕ́ННЫЙ (439, Му­та­ла­ска, Кап­па­до­кия, ны­не Та­лас, Тур­ция – 5.12.532, Мар-Са­ба), хри­сти­ан­ский свя­той, ос­но­ва­тель од­но­го из древ­ней­ших пра­во­слав­ных мо­на­сты­рей, соз­да­тель Ие­ру­са­лим­ско­го бо­го­слу­жеб­но­го ус­та­ва.

«Савва Освященный». Фреска. Фрагмент. 14 в. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Монастырь Грачаница (Косово).

С. О. ро­дил­ся в хри­сти­ан­ской се­мье, в 8 лет ушёл в мо­на­стырь. Ок. 456 стал мо­на­хом, уче­ник свя­тых Ев­фи­мия Ве­ли­ко­го, Фе­ок­ти­ста и Ге­ра­си­ма Иор­дан­ско­го. В 478 по­се­лил­ся в пе­ще­ре близ Ие­ру­са­ли­ма, где ок. 484 ос­но­вал лав­ру (Мар-Са­ба), ко­то­рая ста­ла цен­тром па­ле­стин­ско­го мо­на­ше­ст­ва. По­на­ча­лу лав­ра име­ла ке­ли­от­ско-от­шель­ни­че­ский тип уст­рое­ния, за­тем об­ще­жи­тель­ный. С. О. ос­но­вал 7 мо­на­сты­рей в Иор­дан­ской пус­ты­не. В 493 пат­ри­арх Ие­ру­са­лим­ский Сал­лю­стий (486–494) ру­ко­по­ло­жил его в свя­щен­ни­ки и на­зна­чил ар­хи­ман­д­ри­том всех па­ле­стин­ских лавр и ке­лий. В дог­ма­тич. хри­сто­ло­гич. спо­рах 5–6 вв. С. О. за­щи­щал уче­ние IV Все­лен­ско­го cобора, со­сто­яв­ше­го­ся в Хал­ки­до­не (451). Два­ж­ды был в Кон­стан­ти­но­по­ле, где в 511 пы­тал­ся убе­дить имп. Ана­ста­сия I от­ка­зать­ся от под­держ­ки про­мо­но­фи­зит­ско­го «Эно­ти­ко­на» имп. Зи­но­на (см. в ст. Мо­но­фи­зит­ст­во), в 531 был те­п­ло при­нят имп. Юс­ти­ниа­ном I и про­ро­че­ски обе­щал ему воз­вра­ще­ние мн. тер­ри­то­рий Рим. им­пе­рии. Умер и по­гре­бён в лав­ре. Ок. 555 Ки­рилл Ски­фо­поль­ский об­на­ру­жил не­тлен­ные мо­щи С. О.: в 1256 они бы­ли вы­ве­зе­ны в Ве­не­цию, в 1965 воз­вра­ще­ны. Осн. ис­точ­ни­ком све­де­ний о свя­том яв­ля­ет­ся Жи­тие, на­пи­сан­ное Ки­рил­лом Ски­фо­поль­ским, пе­ре­ве­дён­ное на болг. яз. и не позд­нее 2-й пол. 11 в. став­шее из­вест­ным на Ру­си: его ис­поль­зо­вал Не­стор ле­то­пи­сец при со­став­ле­нии Жи­тия Фео­до­сия Пе­чер­ско­го. Сло­жив­шая­ся в мо­на­сты­рях С. О. прак­ти­ка со­вер­ше­ния су­точ­но­го бо­го­слу­же­ния лег­ла в ос­но­ву Ие­ру­са­лим­ско­го бо­го­слу­жеб­но­го ус­та­ва (Ти­пи­кон) и бо­го­слу­же­ния пра­во­слав­ной Церк­ви.

Ис­точн.: Ки­рилл Ски­фо­поль­ский. Жи­тие прп. Сав­вы Ос­вя­щен­но­го // Хри­сти­ан­ское чте­ние. 1823. Ч. 12; Жи­тие св. Сав­вы Ос­вя­щен­но­го, составленное св. Ки­рил­лом Ски­фо­поль­ским в древ­не­рус­ском пе­ре­во­де. СПб., 1890.

Лит.: Vailhé S. Les écrivains de Mar-Saba // Echos d’Orient. 1898. Vol. 2; Lafontaine G. Deux vies grecques abrégées de Saint Sabas // Muséon. 1973. Vol. 86; Patrich J. Sabas, leader of Palestinian monasticism: a comparative study in Eastern monasticism, 4–7 centuries. Wash., 1995; Жел­тов М. С. У ис­то­ков Ие­ру­са­лим­ско­го ус­та­ва // Бо­го­слов­ский сбор­ник. М., 2001. Вып. 7.

Вернуться к началу