НЕ́СТОР
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕ́СТОР (сер. 11 – 1-я четв. 12 вв., Киево-Печерский мон.), др.-рус. церк. деятель, писатель, рус. святой. О его происхождении и жизни до монашеского пострижения сведения в источниках отсутствуют. В Киево-Печерский мон. (см. в ст. Киево-Печерская лавра) Н. пришёл в период игуменства Стефана (1074–78), от которого принял постриг, а спустя некоторое время – сан диакона. После изгнания Стефана из монастыря Н. продолжал жить в обители, пользуясь доверием и авторитетом среди братии.
Н. – автор двух агиографич. сочинений: «Чтения о житии и погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба» (древнейший сохранившийся список содержится в иллюстрированном многочисл. миниатюрами Сильвестровском сб-ке сер. 14 в.; хранится в РГАДА) и «Жития преподобнааго отьца нашего Феодосия игумена Печерьскаго» (древнейший сохранившийся список содержится в Успенском сб-ке 12–13 вв.; хранится в ГИМ). О своём авторстве он говорит в обоих произведениях, а во втором называет себя по имени («…азъ грешьныи Несторъ…») и сообщает о создании им ранее жизнеописания святых Бориса и Глеба.
«Чтение...» во многом следует канону жития-мартирия (жизнеописания христианских мучеников). В обширном введении излагаются осн. вехи библейской истории человечества, представленной Н. как борьба добра и зла, Бога и дьявола. Для Н. святые братья являют собой идеал христианского правителя: они набожны, милостивы к вдовам и сиротам, покорны старшим, готовы жертвовать собственной жизнью ради жизни других. В этой безропотной жертвенности заключается подвиг святых братьев, их следование Христу. Текст свидетельствует о знакомстве автора с летописью, анонимным Сказанием о Борисе и Глебе, «Словом о законе и благодати» митр. Илариона и др., а также с переводными памятниками – житием вмч. Евстафия Плакиды, «Словом о сошествии Иоанна Предтечи в ад», житием Алексия, человека Божия, и др.
В житии прп. Феодосия Печерского Н. описывает его биографию и духовные подвиги. Оно является первым из дошедших до нас др.-рус. житий чина преподобных. Повествование построено в соответствии с визант. житийным каноном, при этом Н. насытил текст живыми характеристиками монахов и мирян, реалистичными изображениями быта, яркими диалогами героев. Необычен образ матери святого, которая препятствует благочестивым помыслам сына, не останавливаясь перед тем, чтобы жестоко избить отрока или заковать в колодки. Осн. источником сведений для Н. являлись рассказы его старших современников («древних отцов»). Ряд мотивов свидетельствует о знакомстве автора с визант. (жития преподобных Антония Великого, Феодосия Великого, Саввы Освященного) и центр.-европ. (житие Вячеслава Чешского, см. Вацлав Святой) агиографич. сочинениями.
Вопрос о времени написания Н. обоих произведений является предметом науч. дискуссии, в ходе которой выдвинуты 3 возможные датировки: кон. 1070-х – 1080-е гг. (Н. М. Левитский, А. А. Шахматов); сер. 1090-х гг. (А. М. Кубарев); нач. 12 в. (М. П. Погодин, С. А. Бугославский, А. Г. Кузьмин, Ю. А. Артамонов).
Не менее спорным является вопрос об участии Н. в написании также и «Повести временных лет». Указания на его авторство содержатся в заголовке Хлебниковского списка (16 в.) Ипатьевской летописи, а также в Киево-Печерском патерике. С др. стороны, между житийными произведениями Н. и «Повестью...» существует целый ряд фактологич. разногласий, что привело мн. исследователей к мнению о непричастности Н. к работе над «Повестью...» (П. М. Строев, П. С. Казанский, И. И. Срезневский, П. С. Билярский, Е. Е. Голубинский, А. Г. Кузьмин, А. П. Толочко и др.). Наряду с этим возникла гипотеза о существовании двух Несторов, один из которых – автор житий, другой – летописи (С. А. Бугославский, Н. К. Гудзий). Согласно ещё одной точке зрения, противоречащие обоим произведениям Н. фрагменты «Повести...» не могут свидетельствовать против его авторства, поскольку принадлежат летописцам 11 в., труд которых Н. использовал в работе над летописным текстом (А. А. Шахматов, М. Д. Приселков, Д. С. Лихачёв, О. В. Творогов, Л. В. Милов и др.).
Тело Н. было погребено в Ближних (Антониевых) пещерах. Память преподобного Н. отмечается: 27 окт. (9 нояб.); 28 сент. (11 окт.) в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; 10(23) окт. в Соборе Волынских святых; во 2-ю неделю Вел. поста – в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших. Первое известное житие Н. содержится в слав. печатном изд. Киево-Печерского патерика (1661).