БОРИ́С И ГЛЕБ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БОРИ́С И ГЛЕБ (в крещении Роман и Давид) (?–1015), рус. князья, младшие сыновья Владимира Святославича, первые по времени канонизации рус. святые. Из династии Рюриковичей. Скорее всего, были сыновьями киевского князя от «болгарыни», хотя, на основании косвенных данных, неоднократно высказывалось предположение, что Б. и Г. были сыновьями Владимира Святославича от брака с визант. царевной Анной. Судя по именам Б. и Г., версия о болг. происхождении их матери заслуживает предпочтения. Согласно «Сказанию о Борисе и Глебе» (11 в.) и «Повести временных лет», при жизни отца Борис занимал княжеский стол в Ростове, а Глеб – в Муроме. Однако в «Чтении о житии Бориса и Глеба» (11 в.) местом княжения Бориса назван Владимир-Волынский, где он обосновался после женитьбы, а Глеб, согласно этому источнику, находился по малолетству при отце в Киеве. Сделать решительный выбор в пользу той или иной версии затруднительно. Возможно, в последние годы своего правления (ок. 1012 – 1013) Владимир Святославич планировал передать киевский стол Борису, что означало бы коренную ломку традиц. порядка столонаследия. Отчасти это подтверждается тем, что тогда он держал Бориса при себе. Подобное решение Владимира Святославича могло объясняться царским происхождением Бориса. Однако планы киевского князя натолкнулись в 1013–14 на активное противодействие его старших сыновей – приёмного Святополка Владимировича и родного Ярослава Владимировича. После кончины Владимира Святославича (15.7.1015) киевский стол по праву старшинства занял Святополк. Борис узнал об этом, когда возвращался во главе отцовской дружины из похода на печенегов. Дружинники предложили Борису поддержать его в борьбе за киевский стол, однако он отказался, после чего б. ч. дружины покинула его. По данным житийных источников, Борис и его дружинники были убиты в воскресенье 24 июля в стане Бориса в урочище Альта (Алта, Алто, Лто, Льто) (дата и место вызывают некоторые сомнения). Его тело было доставлено в Вышгород и погребено у ц. Св. Василия.
Глеб был убит 5.9.1015 близ устья р. Смядынь, у Смоленска. По разным данным, либо его обманом вызвали из Мурома, либо он бежал из Киева на север и был настигнут убийцами. Его тело похоронили на месте гибели. Через некоторое время (возможно, в 1017 или 1020) по приказу киевского кн. Ярослава Владимировича оно было найдено и перезахоронено рядом с останками Бориса в Вышгороде.
Некоторое время могилы Б. и Г. находились в забвении и небрежении. Вскоре ц. Св. Василия сгорела, но все иконы и богослужебную утварь удалось спасти, что было приписано заступничеству Б. и Г. На месте сгоревшей церкви, по-видимому во 2-й пол. 1040-х гг., была выстроена новая пятиглавая дерев. церковь во имя Б. и Г., которую освятили 24 июля, куда в тот же день перенесли мощи Б. и Г. На этот день, к которому приурочивалось убиение Бориса, был установлен и ежегодный праздник святых Б. и Г. 20.5.1072 состоялось перенесение мощей Б. и Г. в новую церковь, построенную киевским кн. Изяславом Ярославичем. На 20 мая был установлен ещё один день поминовения Б. и Г. В сер. 1070-х гг. Святослав Ярославич начал строить новый храм в Вышгороде, однако по окончании строительства (вероятно, в 1080–90-х гг.) он рухнул. В 1112 его восстановил на свои средства сын Святослава – кн. Олег Святославич, после чего 2.5.1115 вновь состоялось перенесение мощей страстотерпцев, не уступавшее по торжественности событиям 1072. На этот день было также установлено празднование памяти Б. и Г. (в 15–16 вв. оно окончательно вытеснило празднование 20 мая). Помимо мощей Б. и Г. в Вышгороде хранились и др. борисоглебские реликвии, в частности меч Бориса, в 1155 увезённый во Владимир кн. Андреем Юрьевичем. Храм в Вышгороде был разрушен в 1240 во время нашествия монголо-татар на Киев, тогда же были утрачены мощи князей.
С 11 в. получило активное распространение храмостроительство в честь Б. и Г. К нач. 1070-х гг. на местах их гибели были построены дерев. церкви, которые со временем сменились каменными: в 1117 киевский кн. Владимир Всеволодович заложил каменную церковь в урочище Альта, а в 1145 его внук смоленский кн. Ростислав Мстиславич – на Смядыни; почти сразу при них возникли монастыри (на Альте – ранее 1073, сожжён половцами в 1154; на Смядыни – не позднее 1138, существовал до нач. 18 в.). До 1123 был построен Борисоглебский собор в Чернигове; каменные храмы появились в Рязани (вероятно, в 1120–30-х гг.), Кидекше (ок. Суздаля, 1152), Полоцке (сер. 12 в.), Новгороде (ныне Великий Новгород; 1167–73), Городне (совр. Гродно; 1180–90-е гг.) и др., при многих из них позднее сложились монастыри. Посвящение храмов и монастырей Б. и Г. не прекращалось и в последующее время (среди них – Борисоглебский монастырь в Торжке, Борисоглебский монастырь близ Ростова). На иконах в соответствии с традицией Борис изображается молодым, обычно с небольшой тёмной бородой и усами, а Глеб – юным, безбородым, с длинными локонами, ниспадающими на плечи. Б. и Г. почитались как целители и как заступники Рус. земли и небесные помощники рус. князей.