КИ́ЕВО-ПЕЧЕ́РСКИЙ ПАТЕРИ́К
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИ́ЕВО-ПЕЧЕ́РСКИЙ ПАТЕРИ́К, памятник др.-рус. книжности, сборник сказаний об истории создания Киево-Печерского мон. и о его монахах. Основу К.-П. п., формирование которого относится к 1-й трети 13 в., составили послание владимиро-суздальского еп. Симона киево-печерскому монаху Поликарпу, с приложенными к нему Словом Симона о строительстве Печерской Успенской церкви и 9 сказаниями об 11 насельниках Печерской обители, а также послание Поликарпа печерскому игумену Акиндину, к которому были присоединены 11 рассказов о 13 монахах-печерянах. Не позднее нач. 14 в. к этим текстам было присоединено летописное повествование из «Повести временных лет» (запись под 1074) о первых черноризцах печерских. Этот цикл составил т. н. Основную редакцию К.-П. п., в исконном виде до нас не дошедшую. В 1406 или несколько ранее по поручению епископа Тверского Арсения была составлена новая редакция памятника, получившая в науке назв. Арсениевской. Из текста посланий Симона и Поликарпа были исключены некоторые фрагменты, имевшие частный характер; подвергся сокращениям, изъятиям и перестановкам ряд сказаний о печерских монахах: в частности, были устранены некоторые повествования, показывающие слабость монахов перед искушением славой и неспособность изгнать беса. На первый план в Арсениевской редакции выдвигалось деятельное начало, влияние монахов на жизнь в миру. Одновременно текст в этой редакции был расширен благодаря включению Жития Феодосия Печерского – одного из основателей монастыря (составлено монахом Нестором, по-видимому, незадолго до 1088) и похвального слова преподобному Феодосию.
В 1460 и 1462 в Киево-Печерском мон. книжником Кассианом были созданы две новые редакции К.-П. п., получившие в науке названия 1-я и 2-я Кассиановские (вопрос о степени участия Кассиана в составлении 1-й редакции остаётся спорным). Текст был дополнен записями, заимствованными из летописи; в тексте 2-й редакции прослеживается тенденция расположения произведений в соответствии с хронологией описываемых событий. 1-я и 2-я Кассиановские редакции пользовались особенным вниманием читателей и получили широкое распространение в списках.
В 17 в. появились новые рукописные (редакция печерского архим. Иосифа Тризны, 1647–56) и первые печатные редакции К.-П. п. (1635, 1661; с несущественными изменениями текст 1661 был напечатан в 1678 и 1702). К.-П. п. послужил образцом для создания более поздних рус. патериков – Волоколамского и Соловецкого.
К.-П. п. – ценный источник сведений об образе жизни и нравах др.-рус. монастыря во 2-й пол. 11 – 1-й пол. 12 вв., содержащий также информацию о событиях светской истории. К.-П. п., несмотря на определённую зависимость в отд. сюжетных мотивах от переводных патериков (Синайского, Египетского, Скитского), отличается от них тем, что в нём прославляются монахи не одной земли и местности, а одного монастыря, находящегося под особым покровительством Бога и Богоматери; акцентируются социальное служение монастыря, его нравственное воздействие на мирян, непростые отношения обители и княжеской власти. Большинство сказаний К.-П. п. по форме напоминают краткие жития. Для К.-П. п. характерны особого рода остросюжетность, сочетание символичности с предметной детализацией; изображаются соблазны, подстерегающие монахов, бесовские искушения, утаённая святость (сверхсмиренно утаиваемые святыми свидетельства их благодатной избранности). Памятник неоднократно привлекал внимание рус. писателей (А. С. Пушкина, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого).