Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИ́ЕВО-ПЕЧЕ́РСКИЙ ПАТЕРИ́К

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 646

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Ранчин

КИ́ЕВО-ПЕЧЕ́РСКИЙ ПАТЕРИ́К, па­мят­ник др.-рус. книж­но­сти, сбор­ник ска­за­ний об ис­то­рии соз­да­ния Кие­во-Пе­чер­ско­го мон. и о его мо­на­хах. Ос­но­ву К.-П. п., фор­ми­ро­ва­ние ко­то­ро­го от­но­сит­ся к 1-й тре­ти 13 в., со­ста­ви­ли по­сла­ние вла­ди­ми­ро-суз­даль­ско­го еп. Си­мо­на кие­во-пе­чер­ско­му мо­на­ху По­ли­кар­пу, с при­ло­жен­ны­ми к не­му Сло­вом Си­мо­на о строи­тель­ст­ве Пе­чер­ской Ус­пен­ской церк­ви и 9 ска­за­ния­ми об 11 на­сель­ни­ках Пе­чер­ской оби­те­ли, а так­же по­сла­ние По­ли­кар­па пе­чер­ско­му игу­ме­ну Акин­ди­ну, к ко­то­ро­му бы­ли при­сое­ди­не­ны 11 рас­ска­зов о 13 мо­на­хах-пе­че­ря­нах. Не позд­нее нач. 14 в. к этим тек­стам бы­ло при­сое­ди­не­но ле­то­пис­ное по­ве­ст­во­ва­ние из «По­вес­ти вре­мен­ных лет» (за­пись под 1074) о пер­вых чер­но­риз­цах пе­чер­ских. Этот цикл со­ста­вил т. н. Ос­нов­ную ре­дак­цию К.-П. п., в ис­кон­ном ви­де до нас не до­шед­шую. В 1406 или не­сколь­ко ра­нее по по­ру­че­нию епи­ско­па Твер­ско­го Ар­се­ния бы­ла со­став­ле­на но­вая ре­дак­ция па­мят­ни­ка, по­лу­чив­шая в нау­ке назв. Ар­се­ни­ев­ской. Из тек­ста по­сла­ний Си­мо­на и По­ли­кар­па бы­ли ис­клю­че­ны не­ко­то­рые фраг­мен­ты, имев­шие ча­ст­ный ха­рак­тер; под­верг­ся со­кра­ще­ни­ям, изъ­я­ти­ям и пе­ре­ста­нов­кам ряд ска­за­ний о пе­чер­ских мо­на­хах: в ча­ст­но­сти, бы­ли уст­ра­не­ны не­ко­то­рые по­ве­ст­во­ва­ния, по­ка­зы­ваю­щие сла­бость мо­на­хов пе­ред ис­ку­ше­ни­ем сла­вой и не­спо­соб­ность из­гнать бе­са. На пер­вый план в Ар­се­ни­ев­ской ре­дак­ции вы­дви­га­лось дея­тель­ное на­ча­ло, влия­ние мо­на­хов на жизнь в ми­ру. Од­но­вре­мен­но текст в этой ре­дак­ции был рас­ши­рен бла­го­да­ря вклю­че­нию Жи­тия Фео­до­сия Пе­чер­ско­го – од­но­го из ос­но­ва­те­лей мо­на­сты­ря (со­став­ле­но мо­на­хом Не­сто­ром, по-ви­ди­мо­му, не­за­дол­го до 1088) и по­хваль­но­го сло­ва пре­по­доб­но­му Фео­до­сию.

В 1460 и 1462 в Кие­во-Пе­чер­ском мон. книж­ни­ком Кас­сиа­ном бы­ли соз­да­ны две но­вые ре­дак­ции К.-П. п., по­лу­чив­шие в на­у­ке на­зва­ния 1-я и 2-я Кас­сиа­нов­ские (воп­рос о сте­пе­ни уча­стия Кас­сиа­на в со­став­ле­нии 1-й ре­дак­ции ос­та­ёт­ся спор­ным). Текст был до­пол­нен за­пи­ся­ми, за­им­ст­во­ван­ны­ми из ле­то­пи­си; в тек­сте 2-й ре­дак­ции про­сле­жи­ва­ет­ся тен­ден­ция рас­по­ло­же­ния про­из­ве­де­ний в со­от­вет­ст­вии с хро­но­ло­ги­ей опи­сы­вае­мых со­бы­тий. 1-я и 2-я Кас­сиа­нов­ские ре­дак­ции поль­зо­ва­лись осо­бен­ным вни­ма­ни­ем чи­та­те­лей и по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в спи­сках.

В 17 в. поя­ви­лись но­вые ру­ко­пис­ные (ре­дак­ция пе­чер­ско­го ар­хим. Ио­си­фа Триз­ны, 1647–56) и пер­вые пе­чат­ные ре­дак­ции К.-П. п. (1635, 1661; с не­су­ще­ст­вен­ны­ми из­ме­не­ния­ми текст 1661 был на­пе­ча­тан в 1678 и 1702). К.-П. п. по­слу­жил об­раз­цом для соз­да­ния бо­лее позд­них рус. па­те­ри­ков – Во­ло­ко­лам­ско­го и Со­ло­вец­ко­го.

К.-П. п. – цен­ный ис­точ­ник све­де­ний об об­ра­зе жиз­ни и нра­вах др.-рус. мо­на­сты­ря во 2-й пол. 11 – 1-й пол. 12 вв., со­дер­жа­щий так­же ин­фор­ма­цию о со­бы­ти­ях свет­ской ис­то­рии. К.-П. п., не­смот­ря на оп­ре­де­лён­ную за­ви­си­мость в отд. сю­жет­ных мо­ти­вах от пе­ре­вод­ных па­те­ри­ков (Си­най­ско­го, Еги­пет­ско­го, Скит­ско­го), от­ли­ча­ет­ся от них тем, что в нём про­слав­ля­ют­ся мо­на­хи не од­ной зем­ли и ме­ст­но­сти, а од­но­го мо­на­сты­ря, на­хо­дя­ще­го­ся под осо­бым по­кро­ви­тель­ст­вом Бо­га и Бо­го­ма­те­ри; ак­цен­ти­ру­ют­ся со­ци­аль­ное слу­же­ние мо­на­сты­ря, его нрав­ст­вен­ное воз­дей­ст­вие на ми­рян, не­про­стые от­но­ше­ния оби­те­ли и кня­же­ской вла­сти. Боль­шин­ст­во ска­за­ний К.-П. п. по фор­ме на­по­ми­на­ют крат­кие жи­тия. Для К.-П. п. ха­рак­тер­ны осо­бо­го ро­да ост­ро­сю­жет­ность, со­че­та­ние сим­во­лич­но­сти с пред­мет­ной де­та­ли­за­ци­ей; изо­бра­жа­ют­ся со­блаз­ны, под­сте­ре­гаю­щие мо­на­хов, бе­сов­ские ис­ку­ше­ния, ута­ён­ная свя­тость (сверх­сми­рен­но утаи­вае­мые свя­ты­ми сви­де­тель­ст­ва их бла­го­дат­ной из­бран­но­сти). Па­мят­ник не­од­но­крат­но при­вле­кал вни­ма­ние рус. пи­са­те­лей (А. С. Пуш­ки­на, Н. С. Лес­ко­ва, Л. Н. Тол­сто­го).

Изд.: Па­те­рик Кие­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря / Под ред. Д. И. Аб­ра­мо­ви­ча. СПб., 1911; Па­мят­ни­ки ли­те­ра­ту­ры Древ­ней Ру­си: XII век. М., 1980; Биб­лио­те­ка ли­те­ра­ту­ры Древ­ней Ру­си. СПб., 1997. Т. 4: XII век; Древ­не­рус­ские па­те­ри­ки: Кие­во-Пе­чер­ский па­те­рик. Во­ло­ко­лам­ский па­те­рик / Изд. под­гот. Л. А. Оль­шев­ская, С. Н. Трав­ни­ков. М., 1999.

Лит.: Аб­ра­мо­вич Д. И. Ис­сле­до­ва­ние о Кие­во-Пе­чер­ском па­те­ри­ке как ис­то­ри­ко-ли­те­ра­тур­ном па­мят­ни­ке. СПб., 1902; Ере­мин ИП. Па­те­ри­ки // Ис­то­рия рус­ской ли­те­ра­ту­ры. М.; Л., 1941. Т. 1; Ад­риа­но­ва-Пе­ретц ВП. Сю­жет­ное по­ве­ст­во­ва­ние в жи­тий­ных па­мят­ни­ках XI–XIII вв. // Ис­то­ки рус­ской бел­лет­ри­сти­ки. Л., 1970; Шах­ма­тов А. А. Кие­во-Пе­чер­ский па­те­рик и Пе­чер­ская ле­то­пись // Шах­ма­тов А. А. Ис­то­рия рус­ско­го ле­то­пи­са­ния. СПб., 2003. Т. 1. Кн. 2.

Вернуться к началу