КИ́ЕВО-ПЕЧЕ́РСКАЯ ЛА́ВРА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИ́ЕВО-ПЕЧЕ́РСКАЯ ЛА́ВРА (Свято-Успенская Киево-Печерская лавра), один из древнейших православных монастырей Руси. Находится в Киеве (Украина).
Сведения об основании К.-П. л. приведены в «Повести временных лет» и Киево-Печерском патерике. К.-П. л. основана как пещерный монастырь монахом св. Антонием Печерским, поселившимся в Киеве, вероятно, в кон. 1051 – нач. 1052, на правом, высоком берегу р. Днепр, близ с. Берестово – загородной резиденции киевских князей. Первоначально Антоний жил в пещере как отшельник. Вскоре вокруг него сложилась община монахов, среди которых были постриженники из ближайшего окружения киевского кн. Изяслава Ярославича. В 1062, при втором игумене Варлааме, киевский кн. Изяслав передал обители землю над пещерами, на которой был возведён т. н. Ветхий монастырь. С ростом числа братии Антоний с несколькими учениками уединился на соседнем холме, основав новый пещерный комплекс (т. н. Ближние, или Антониевы, пещеры К.-П. л.). Пещеры под старым монастырём носят название Дальних, или Феодосиевых, – по имени третьего игумена св. Феодосия Печерского, который, введя в монастыре Студийский устав, стал основателем рус. общежительного монашества. В 1073–78 на пожалованной киевским князем земле, близ с. Берестово, был возведён монастырский Успенский собор. На эту территорию, впоследствии названную Верхней лаврой, переместился центр монастырской жизни. Пещеры Нижней лавры стали использоваться в качестве места погребения умерших монахов.
С кон. 11 в. в монастыре, ставшем крупным церковным и культурным центром (в частности, центром летописания), имевшем значит. влияние на политич. процессы в Киевской Руси, подвизались известные церковные писатели (Симон, Поликарп), летописцы (Никон Великий, Нестор), иконописцы (Алипий, Григорий), врачи (Агапит, Дамиан Целебник). Во 2-й пол. 12 в. печерские настоятели получили титул архимандритов, и, по мнению ряда исследователей, тогда же монастырь стал именоваться лаврой. Однако более устоявшимся является мнение, что этот титул вместе со статусом ставропигии был дарован обители патриархом Константинопольским Иеремией в 1598 (подтверждён царским указом в 1688).
В 1240 монастырь был разграблен в ходе монголо-татарского нашествия, вскоре восстановлен, став гл. духовным центром Киева. С К.-П. л. связано учреждение первой в Киеве типографии [1615, при архим. Елисее (Плетенецком), по др. данным, в сер. 16 в.]. Наибольший расцвет лавры относится к 1627–47, времени управления ею митр. Киевским Петром Могилой. При нём ок. 1643 состоялась канонизация печерских монахов, погребённых в Дальних и Ближних пещерах (к нач. 21 в. Собор киево-печерских подвижников насчитывал более 120 святых: в Ближних пещерах находятся мощи 73 подвижников, в Дальних – 49). К.-П. л. стала одним из осн. православных паломнич. центров.
К кон. 18 в. К.-П. л. являлась одним из крупнейших землевладельцев России (ей принадлежали ок. 200 сёл, 7 местечек). В результате реформы 1786 лавра лишилась не только большинства земельных угодий, но и ставропигиального статуса. С этого времени её священноархимандритом являлся митрополит Киевский, текущие монастырские дела решал наместник. Экономич. подспорьем обители стали проценты с банковских капиталов.
В 19 в. настоятелями лавры были выдающиеся церковные деятели – митр. Евгений (Болховитинов) и митр. Филарет (Амфитеатров). Возрождалось иноческое подвижничество, яркими представителями которого были Феофил (Горенковский), возобновивший схимничество в лавре, Парфений (Краснопевцев), Паисий (Яроцкий), Алексий (Шепелев). В нач. 20 в. при митр. Флавиане (Городецком) К.-П. л. превратилась в крупный культурно-просветительный центр: появились новая библиотека, приходское училище, активизировалась издательская деятельность.
После установления сов. власти в лавре был создан Музей культов и быта (1922). 29.9.1926 территория лавры объявлена историко-культурным гос. заповедником с преобразованием её во Всеукраинский музейный городок, объединивший комплекс музеев, библиотек, архивов. В это же время с разрешения властей в К.-П. л. была учреждена обновленч. община (см. Обновленчество). Б. ч. монастырской братии во главе с архим. Гермогеном (Голубевым) ушла из монастыря, монахи совершали богослужения в Ольгинской ц. на Печерске и в прилегающих к Киеву лаврских пýстынях – Китаевской, Голосеевской и Преображенской. 17.1.1930 обновленч. община в лавре ликвидирована; в 1933–1934 из лаврских пýстыней были изгнаны и представители канонич. Церкви. Во время нем. оккупации, в кон. 1941, по инициативе схиархиепископа Антония (Абашидзе) на Ближних пещерах был возрождён монастырь; в февр. 1961 вновь упразднён.
В 1988, за неск. дней до начала юбилейных торжеств по случаю 1000-летия Крещения Руси (5–12 июня), К.-П. л. была возобновлена как монастырь. Церкви были возвращены Дальние пещеры, в февр. 1990 – Ближние. С нач. 1990-х гг. на территории Нижней лавры размещаются резиденция митрополита Киевского и всея Украины, Киевская духовная академия и семинария. На территории Верхней лавры продолжают функционировать музеи, историч. библиотека и др. учреждения культуры.
Комплекс К.-П. л. имеет пл. ок. 28 га. Верхняя лавра, окружённая каменными крепостными стенами (1698–1701, арх. Д. В. Аксамитов) с 8-гранными башнями (в т. ч. Онуфриевская башня с быв. ц. Св. Онуфрия Великого), приобрела совр. вид гл. обр. после пожара 1718, уничтожившего значит. часть построек. Сохранилась 4-столпная однокупольная Троицкая надвратная ц. (1106–08, восстановлена с оформлением фасадов в стиле укр. барокко в 1722–29, сев. притвор – 1731–34, лепные барочные украшения – 1735, росписи – 1734, 1742–44). Близ Троицкой ц. – ансамбль быв. Никольского больничного мон.: Никольская ц. (1677–95, иконостас – 1780) с больничной палатой (1720-е гг.), аптечный корпус с колокольней (1902–03, арх. Е. Ермаков; ныне Гос. историч. б-ка Украины). В центре Верхней лавры – Успенский собор (1073–78; перестроен в 1470, 1723–29, расписывался в 1083–88, 18 в., 1893, взорван в 1941, уцелела юго-вост. часть; восстановлен в 1998–2000, арх. О. Граужис и др.; фрагменты мозаик, шиферные плиты 12 в.), вокруг которого расположены постройки в стиле укр. и европ. барокко: ц. Всех Святых над Экономич. воротами (1696–98; иконостас – 18 в., росписи – 1905–07, И. С. Ижакевич с учениками), Экономич. корпус (1720–1723, надстроен в 1848 или 1843, арх. П. И. Спарро), кельи соборных старцев (17–18 вв.; ныне выставочные залы), т. н. Ковнировский корпус (17 в., 1721–1727, перестроен в 1744–46, арх. С. Д. Ковнир; с 1969 Музей историч. драгоценностей Украины; произведения иск-ва с 6 в. до н. э., в т. ч. скифское золото), здание типографии (1701, перестроено в 1721–22, 2-й этаж – 1851–56; с 1972 Музей книги и книгопечатания), быв. митрополичьи покои (1727–31, достроены в 1752–1803, росписи – 1817, И. Волков; с востока примыкает домовая Благовещенская ц., 1904–05, арх. Е. Ермаков, ныне Музей укр. нар. декоративного иск-ва, основан в 1899), 4-ярусная 16-гранная в плане Великая колокольня (1731–1745, арх. И. Г. Шедель с использованием проекта Ф. А. Васильева, 1720; высота с крестом 96,5 м). К юго-востоку от Успенского собора – ц. Святых Антония и Феодосия в неовизантийском стиле с примыкающей с запада быв. трапезной палатой (1893–95, арх. В. Н. Николаев; интерьер по проекту А. В. Щусева, росписи – 1910), Южные (Пещерные) ворота (1795, инж. Ш. де Шардон). У трапезной палаты находятся могилы В. Л. Кочубея, П. А. Столыпина. С юго-запада к Верхней лавре примыкает обнесённый стеной Странноприимный двор (в т. ч. корпус для именитых богомольцев – 1810, арх. Спарро). На её территории также находится Музей театрального, музыкального иск-ва и киноискусства Украины (основан в 1923).
Нижняя лавра, защищённая крепостной стеной (1844–48, инж. О. фон Фрайман), представляет собой ансамбль разъединённых оврагом, но связанных наземной переходной галереей (2-я пол. 17 в., реконструкция – 1816 и 1869) Ближних (Антониевых) и Дальних (Феодосиевых) пещер. В пещерах сохранились по 3 подземные церкви: в Ближних (длина 383 м) – Св. Антония (кон. 16 – нач. 17 вв.; медный иконостас – 1813), Введения Богородицы (в обеих – мраморные колонны из Успенского собора) и Св. Варлаама (1691, в двух последних – иконостасы 1814–19, худ. Ф. Коробка); в Дальних (длина 293 м; в кон. 17 в. соединены с Варяжскими пещерами, в которых монахи скрывались во время нападений неприятеля) – церкви Благовещения (ок. 1058, кирпичный иконостас – 1989–90), Рождества Христова (ок. 1060) и Св. Феодосия (после расширения в нач. 18 в. – наиболее просторная, росписи – кон. 18 в.; в обеих – медные иконостасы кон. 18 в.). Над Ближними пещерами – 3-купольная ц. Воздвижения Креста (1700–04, росписи – сер. 18 в. и 1894–95, худ. Д. Давыдов, иконостас – 1767–69, К. Шверин) и ц. Всех преподобных Печерских (1839, перестроена в 1872, реконструирована в 2002), трапезная (сер. 18 в.), галерея над входом в пещеры (1749, 2-й этаж – 1818, арх. А. И. Меленский), быв. дом блюстителя Ближних пещер (1787, арх. А. Яновский, ныне резиденция наместника К.-П. л.), квадратная в плане колокольня (1759–1763, арх. Ковнир, возможно, при участии И. Г. Григоровича-Барского), под которой проходит галерея от Верхней лавры к Ближним пещерам (17 в., обновлена в 1819–28; павильон верхнего входа – 1826), «Дебоскетова» опорная стена (1784–85) с ампирными беседками-ротондами (1810-е гг.). Над Дальними пещерами – Аннозачатьевская ц. (1679, притвор – 1784, реконструкция – 1809–11, шатровый купол – 1880) и дерев. галерея с каменной башней над входом в пещеры (1809–10, арх. А. Якушкин), аркада с лестницей (1744–45, арх. И. Г. Шедель, достроена в нач. 19 в.), ведущей к трёхкупольной барочной ц. Рождества Богородицы (построена в 1696 на месте, где находилась дерев. Успенская ц. т. н. Ветхого мон., ок. 1062) с примыкающими часовнями (1767), колокольня с арочным проездом и трёхъярусным грушевидным верхом с 4 шпилями по бокам (1754–61, предположительно арх. Ковнир, возможно участие в проектировании П. И. Неелова, Григоровича-Барского), быв. дом блюстителя Дальних пещер (кон. 1790-х гг., или 1810, 2-й этаж – 1812–14, ныне канцелярия митрополита), Рождественское кладбище. У вост. въездной башни в Нижней лавре – храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» (2001), построенный с включением остатков часовни (1913–15, арх. Е. Ф. Ермаков, инж. С. Коклик); часовни над колодцами Св. Антония и Св. Феодосия (2002).
Среди произведений лаврской иконописной мастерской (возникла в 1080-е гг.): икона Свенской Печерской Богоматери (предположительно 1288, ГТГ), миниатюры Киевской Псалтири (1397, РНБ), рельеф с изображением Богоматери со святыми Антонием и Феодосием (1470). В архит. ансамбль К.-П. л. входят находящиеся за её стенами ц. Спаса Преображения на Берестове (1113–25, разрушена в 1240; пристроенные к сохранившемуся старому нартексу апсиды – 1640–43, притвор – кон. 17 – нач. 18 вв., 5-главие – 1752, колокольня – 1813–14, арх. А. И. Меленский; фрагменты росписей – 12 в., росписи – 1644), в которой захоронен кн. Юрий Владимирович Долгорукий; церкви Воскресения (1701–05, колокольня – 1860–62) и Св. Феодосия Печерского (1698–1702); остатки Старой Печерской крепости (земляные укрепления с бастионами – 1706–1720) с пороховыми погребами (1749–51, инж. Д. де Боскет, 1755), арсеналом (1784–1801, инж. И. Меллер); Верхние (1765) и Нижние (1777–79) Московские ворота, дом ген.-губернатора (1750-е гг., арх. С. А. Карин, перестроен ок. 1780), Укр. центр нар. культуры «Музей Ивана Гончара». К.-П. л. вместе с ансамблем Софийского собора, ц. Спаса Преображения на Берестове включена в список Всемирного наследия.