ПЁТР МОГИ́ЛА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЁТР МОГИ́ЛА (молд. Petru Movilă) [21(31).12.1596, Сучава (Молдавское княжество, ныне в Румынии) – 1.1.1647, Киев], церковный деятель Речи Посполитой, митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси (с 1633).
Из древнего молд. боярского рода, сын Симеона Могилы, господаря Валахии (1600–01, 1601–02) и Молдовы (1606–07). Переехав после смерти отца (1607) в Речь Посполиту, П. М. учился во Львовской православной братской школе и, возможно, также в Замойской академии (в г. Замосць) или в одной из коллегий иезуитов. Поступив на воен. службу (ок. 1617), служил при дворе своего опекуна, гетмана С. Жолкевского, участвовал в битвах с османами под Цецорой (1620), под Хотином (1621).
Духовный сан мог принять под влиянием митр. Киевского Иова (Борецкого), назначившего П. М. своим душеприказчиком. Избран архимандритом (16.9.1627) Киево-Печерского мон. (будущая Киево-Печерская лавра), по некоторым данным, ещё до принятия монашеского пострига (1625 или 1627). На варшавском конвокационном Сейме (1632), созванном после смерти польск. короля Сигизмунда III, православными шляхтичами П. М. был избран митрополитом Киевским (3.11.1632); получил привилей на митрополию (март 1633) от нового короля Владислава IV, а также благословение и титул «экзарха святого апостольского Константинопольского престола» (нач. апр. 1633) от патриарха Константинопольского Кирилла Лукариса. Рукоположен во Львове (28.4.1633) ещё при жизни правящего митр. Киевского Копинского Исаии, которого П. М. временно заключил в Киево-Печерском монастыре.
В церковной политике П. М. опирался на поддержку православной шляхты Речи Посполитой, одобряя в то же время действия шляхтичей против волнений казачества на Украине. Используя опыт Римско-католич. церкви, П. М. осуществил масштабные реформы, направленные на централизацию управления митрополией. Был создан высший церковный суд – «консистория», решения которого должны были утверждаться митрополитом; П. М. подчинены ранее сравнительно самостоят. православные братства; приняты меры для подготовки и воспитания приходского духовенства, представители которого ежегодно съезжались на церковные соборы для решения разл. вопросов и отчёта перед П. М.; книги на территории митрополии печатались только после их одобрения митрополитом.
В 1631 П. М. создал при Киево-Печерском мон. училище по образцу коллегий иезуитов. В сент. 1632 оно было объединено с действовавшей в Киеве с 1615 братской школой греко-слав. профиля. С 1633 объединённое училище стало именоваться Киево-Могилянской коллегией (см. Киево-Могилянская академия); П. М. открыл её филиалы в Виннице (1638) и Яссах (1640). П. М. основал школу при православном братстве в Кременце (1636), оплатил обучение за границей ряда духовных лиц – будущих преподавателей коллегии. В 1640 просил царя Михаила Фёдоровича открыть в Москве монастырь для киевских монахов, которые преподавали бы там слав. и греч. грамоту. В 1646 П. М. завещал коллегии свою б-ку и ряд земельных владений.
П. М. унифицировал литургию и обрядность, издав Требник (1646, т. н. Требник Петра Могилы), составленный на основе слав., греч. и лат. источников. Для учебных целей составил на лат. яз. «Православное исповедание веры кафолической и апостольской Церкви Восточной» (обсуждалось в 1640 на соборе в Киеве, утверждено с исправлениями в 1642 на соборе в Яссах), долгое время считавшееся наиболее авторитетным изложением основ православного вероучения. Его краткая версия – «Катехизис» – без исправлений, сделанных в Яссах, издана в 1645 в Киеве сначала на польск. яз., затем на староукраинском яз., в 1646 во Львове, в 1649 с исправлениями в Москве на церковнослав. языке. Представленные в «Катехизисе» некоторые взгляды П. М., подверженные влиянию католицизма (напр., на время пресуществление Святых Даров на литургии, о чистилище), были осуждены собором в Москве в 1690. П. М. был автором ряда предисловий и посвящений; отредактировал (или сам перевёл с греч. яз.) «Поучение» диакона Агапита имп. Юстиниану I. Для учеников коллегии П. М. составил морально-дидактич. поучение «Антологiа». Ему приписывают соч. «Lithos» на польск. яз. в защиту православного вероучения, литургии и обрядности и редакцию морально-аскетич. соч. «Книга души, нарицаемая золото». Нереализованными оказались проекты П. М. по исправлению текста слав. Библии и новый перевод жития св. Симеона Метафраста. П. М. опекал типографию Киево-Печерского мон., основал типографии в Валахии (Кимполунг, 1635; Яссы, 1641).
В 1643 П. М. совершил канонизацию всех печерских подвижников, покоящихся в Ближних и Дальних пещерах Киево-Печерского мон., и издал текст молебна с их поминаниями.
При П. М. были отреставрированы в Киеве ряд святынь княжеского периода: Софийский собор, церкви Спаса Преображения на Берестове, Трёх святителей, Михайловская ц. Выдубецкого мон.; расчищены руины Десятинной церкви (при этом обретены останки, отождествлённые П. М. с мощами св. равноап. кн. Владимира Святославича). Обновлён Успенский собор Киево-Печерской мон., ряд монастырей в Киеве.
П. М. не лишён был властолюбивых амбиций; выступал за проект примирения православной и униатской (см. Брестская уния 1596) церквей (за т. н. новую унию) путём создания Киевского патриархата с опосредованной зависимостью от Рима. Такая позиция вызывала неоднозначную оценку среди православных иерархов, часть из которых видела в этом желание П. М. действовать в угоду польск. властям.
П. М. был похоронен в Успенском соборе Киево-Печерского мон., его могила уничтожена при взрыве собора во время Вел. Отеч. войны. Фигура П. М. помещена в скульптурной композиции памятника «Тысячелетие России» (1862, автор проекта М. О. Микешин). П. М. канонизирован в 1996 Укр. православной церковью Моск. патриархата как местночтимый святой; 8.12.2005 – Рус. православной церковью как общерусский святой. День памяти по календарю РПЦ – 31 дек. (13 января).