ПРАВОСЛА́ВНЫЕ БРА́ТСТВА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРАВОСЛА́ВНЫЕ БРА́ТСТВА в Западнорусской митрополии, добровольные объединения мирян и клира (иногда членами братств становились и архиереи), создававшиеся с целью попечения о храмах и монастырях, просветительской, образовательной, благотворительной деятельности, защиты православия.
Происхождение П. б. связано с развитием разл. видов объединений: приходских общин, т. н. медовых союзов (для ритуального употребления мёда), ремесленных цехов, групп коллективных патронов (см. Гильдии, Религиозные братства). В сер. 16 в. ряд приходов Перемышльской и Львовской епархий Зап.-рус. митрополии образовали по образцу католич. союзов приходские братства, получившие назв. духовных братств: львовские Благовещенское (1542), Никольское (1544), дрогобычское Крестовоздвиженское (1556), виленское Троицкое (1563) и др. Распространение П. б. во 2-й пол. 16 в. в юж. и вост. землях Речи Посполитой было связано с тем, что Зап.-рус. митрополия пребывала в глубоком кризисе, обусловленном прежде всего духовно-нравственным упадком высшего духовенства, злоупотреблявшего правом светского патроната. Развитие братств было прямым следствием пассивности епископата в церковных делах. Особенно остро конфликт между епархиальным архиереем и П. б. развивался во Львовской епархии. Стремясь избежать зависимости от коррумпированных архиереев и в то же время оставаться на церковно-канонич. основе, братчики обращались за ставропигией (непосредственное подчинение) к константинопольскому патриарху и, как правило, её получали.
В 16 в. большинство П. б. создавалось при приходских храмах, в 17 в. – при монастырях. Наличие собств. храма не считалось обязательным, братство могло владеть приделом в церкви или часовней. По именованию храма, храмового придела, часовни, как правило, получали названия и братства. Вступление в братство не зависело от места жительства, хотя большинство братчиков составляли прихожане определённого храма. П. б. были всесословными. Ежемесячно братчики собирались для решения текущих дел и чтения духовной лит-ры. Др. встречи имели место во время гл. церковных праздников (Пасха, Рождество Христово, Успение Пресвятой Богородицы и др.), по случаю которых устраивался пир вскладчину – братчина. Ежегодно происходили перевыборы руководства братства: старших братчиков (их могло быть от 2 до 6 чел.), др. должностных лиц (казначея, писаря, сборщиков милостыни, попечителей храма, богадельни, школы) и ревизия братской казны. Казна формировалась за счёт вступительного и ежегодных взносов братчиков, штрафов за проступки, добровольных пожертвований, в т. ч. завещаний, средств от аренды или продажи братского имущества и книгоиздательства. Братская церковь (монастырь) являлась братским имуществом только в том случае, если здание было построено за счёт членов братства, а не просто передано ему в попечение; др. недвижимое имущество братства могли составлять братский дом, в котором проходили собрания, здания, где жил церковный причт, др. строения. Братство было обязано заботиться о храме, ремонтировать его, снабжать богослужебными принадлежностями, содержать причт. Братчики брали на себя обязательства помощи больным и обедневшим членам братства, участия в похоронах, совершения заупокойных служб, защиты храмов от посягательств католиков (обычно в крупных городах, где эта проблема стояла остро), защиты гражд. прав православных перед властями Речи Посполитой. В кон. 16 в. П. б. начали устраивать богадельни и братские школы. Ряд П. б. (львовское Успенское, виленское Троицкое, могилёвское Богоявленское, киевское) получили право на создание типографий, в которых печатались учебники, полемич. произведения, богослужебные и др. книги, братские документы, постановления соборов Зап.-рус. митрополии. В это же время П. б. получили уставы и чёткое организац. оформление; первым утверждён устав львовского Успенского братства (1586). К кон. 16 в. в Речи Посполитой существовало не менее 38 П. б. Большинство из них участвовали в братском движении с признанием старшинства львовского Успенского братства.
После того как стали известны планы зап.-рус. епископов заключить унию с католич. Церковью (см. Униатство), П. б. возглавили движение в защиту православия: в виленском Троицком братстве антикатолич. проповедь вёл С. Зизаний, на православном Брестском соборе 1596 против заключения унии выступили представители св. 20 братств, братские типографии наладили издание антиуниатской и православной богослужебной лит-ры. С 1610-х гг. союзником П. б. стало казачество.
Снижению значения братств способствовала деятельность по упорядочению внутрицерковной жизни митр. Петра Могилы, желавшего укрепить власть митрополита. После его смерти ослабевшие П. б. не смогли сопротивляться внедрению унии: в кон. 17 – нач. 18 вв. многие из них закрылись или приняли унию. Некоторые братства просуществовали до кон. 18 – нач. 19 вв. Возобновление деятельности П. б. в епархиях зап. губерний Рос. империи и в целом в стране началось со 2-й пол. 19 в. (см. в ст. Религиозные братства).