Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРА́ТЧИНА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 172

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Воронина

БРА́ТЧИНА (бра­тов­щи­на, склад­чи­на, ссып­щи­на, ссып­ка, ка­нун, пив­ной день), у сла­вян об­щин­ный пир; пер­во­на­чаль­но (на Ру­си – до кон. 17 в.) Б. на­зы­ва­лись так­же сель­ские или го­род­ские (ре­мес­лен­ные) кор­по­ра­ции, уст­раи­вав­шие об­щин­ные празд­ни­ки. Упо­ми­на­ют­ся в ле­то­пи­сях и до­ку­мен­тах с 12 в., в бы­ли­нах (о Ва­си­лии Бус­лае­ве, Сад­ко). У вост. сла­вян Б. (осо­бен­но на Рус. Се­ве­ре) бы­то­ва­ли до нач. 20 в. Б. из­вест­ны так­же у со­сед­них с вост. сла­вя­на­ми на­ро­дов (фин­нов, ка­рел, морд­вы).

Братина московского дворянина Григория Измайлова. 2-я четв. 17 в. Серебро, чернь, позолота. Оружейная палата (Москва).

Б. уст­раи­ва­лись по слу­чаю хра­мо­во­го празд­ни­ка, на Мас­ле­ни­цу, Пас­ху, Трои­цу, в дни па­мя­ти осо­бо по­чи­тае­мых свя­тых; мог­ли иметь обет­ный ха­рак­тер. Осн. роль в уст­рой­ст­ве Б. при­над­ле­жа­ла об­щи­не (ми­ру). По­сле ре­ше­ния ми­ра о сро­ках и по­ряд­ке про­ве­де­ния Б. вы­би­ра­лись уст­рои­те­ли (пи­во­вар, рас­по­ря­ди­тель, пи­во­нос); с уча­ст­ни­ков (сып­цов) со­би­ра­ли взнос (сыпь) зер­ном или пив­ным сус­лом, хме­лем, вос­ком на об­щин­ную све­чу (свеч­ная Б., све­ча), от­карм­ли­ва­ли бы­ка или ба­ра­на (бы­то­ва­ли ле­ген­ды о еже­год­но при­хо­див­шем жерт­вен­ном бы­ке или оле­не). Ук­ло­не­ние от уча­стия в Б. осу­ж­да­лось. Празд­ник на­чи­нал­ся цер­ков­ной служ­бой с кре­ст­ным хо­дом и мо­леб­ном; пи­во бла­го­слов­ля­лось свя­щен­ни­ком, об­щин­ную све­чу с об­ра­зами пе­ре­но­си­ли на хра­не­ние но­во­му хо­зяи­ну. Осн. роль в за­сто­лье иг­ра­ли стар­шие муж­чи­ны; сто­лы для них и почёт­ных гос­тей (крас­ные сто­лы) уст­раи­ва­лись в крас­ном уг­лу, для жен­щин – в «бабь­ей ку­ти» у пе­чи, для ни­щих и стран­ни­ков – под по­ла­тя­ми. На Б. уго­ща­ли ду­хо­вен­ст­во, гос­тей из со­сед­них де­ре­вень. Мо­ло­дёжь во вре­мя пи­ра бы­ла в осн. за­ня­та иг­ра­ми на ули­це, за стол до­пус­ка­лась ред­ко. Мес­та­ми су­ще­ст­во­ва­ли и от­дель­ные «ба­бьи» Б. (в День свя­тых жён-ми­ро­но­сиц, на Трои­цу и др.). Пи­во раз­но­си­ли или пус­ка­ли по кру­гу в де­рев. или мед­ных (до кон. 17 в. – так­же зо­ло­тых или се­реб­ря­ных) со­су­дах – бра­ти­нах, или ен­до­вах.

Лит.: По­пов А. Н. Пи­ры и брат­чи­ны // Ар­хив ис­то­ри­ко-юри­ди­че­ских све­де­ний, от­но­ся­щих­ся до Рос­сии. М., 1854. Кн. 2. Пол. 2; Гро­мы­ко М. М. Тра­ди­ци­он­ные нор­мы по­ве­де­ния и фор­мы об­ще­ния рус­ских кре­сть­ян XIX в. М., 1986; Зе­ле­нин Д. К. Древ­не­рус­ская брат­чи­на как об­ря­до­вый празд­ник сбо­ра уро­жая // Зе­ле­нин Д. К. Избр. тру­ды. Ста­тьи по ду­хов­ной куль­ту­ре 1917–1934. М., 1999; Во­ро­ни­на Т. А. Пи­во­ва­ре­ние и свя­зан­ные с ним тра­ди­ции празд­нич­но­го за­сто­лья в Во­ло­год­ской гу­бер­нии в кон­це XIX в. // Важ­ский край: ис­точ­ни­ко­ве­де­ние, ис­то­рия, куль­ту­ра: Ис­сле­до­ва­ния и ма­те­риа­лы. Вельск, 2002.

Вернуться к началу