БРА́ТЧИНА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БРА́ТЧИНА (братовщина, складчина, ссыпщина, ссыпка, канун, пивной день), у славян общинный пир; первоначально (на Руси – до кон. 17 в.) Б. назывались также сельские или городские (ремесленные) корпорации, устраивавшие общинные праздники. Упоминаются в летописях и документах с 12 в., в былинах (о Василии Буслаеве, Садко). У вост. славян Б. (особенно на Рус. Севере) бытовали до нач. 20 в. Б. известны также у соседних с вост. славянами народов (финнов, карел, мордвы).
Б. устраивались по случаю храмового праздника, на Масленицу, Пасху, Троицу, в дни памяти особо почитаемых святых; могли иметь обетный характер. Осн. роль в устройстве Б. принадлежала общине (миру). После решения мира о сроках и порядке проведения Б. выбирались устроители (пивовар, распорядитель, пивонос); с участников (сыпцов) собирали взнос (сыпь) зерном или пивным суслом, хмелем, воском на общинную свечу (свечная Б., свеча), откармливали быка или барана (бытовали легенды о ежегодно приходившем жертвенном быке или олене). Уклонение от участия в Б. осуждалось. Праздник начинался церковной службой с крестным ходом и молебном; пиво благословлялось священником, общинную свечу с образами переносили на хранение новому хозяину. Осн. роль в застолье играли старшие мужчины; столы для них и почётных гостей (красные столы) устраивались в красном углу, для женщин – в «бабьей кути» у печи, для нищих и странников – под полатями. На Б. угощали духовенство, гостей из соседних деревень. Молодёжь во время пира была в осн. занята играми на улице, за стол допускалась редко. Местами существовали и отдельные «бабьи» Б. (в День святых жён-мироносиц, на Троицу и др.). Пиво разносили или пускали по кругу в дерев. или медных (до кон. 17 в. – также золотых или серебряных) сосудах – братинах, или ендовах.