Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕЛИГИО́ЗНЫЕ БРА́ТСТВА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 372-373

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Е. Якименко

РЕЛИГИО́ЗНЫЕ БРА́ТСТВА, в хри­сти­ан­ст­ве доб­ро­воль­ные объ­е­ди­не­ния ми­рян и свя­щен­но­слу­жи­те­лей, соз­да­вае­мые, как пра­ви­ло, при хра­мах или мо­на­сты­рях, имею­щие це­ли бла­го­тво­ри­тель­но­сти, мис­сио­нер­ст­ва, ре­ли­ги­оз­но­го об­ра­зо­ва­ния, цер­ков­но-уст­рои­тель­ной дея­тель­но­сти.

Сре­ди про­то­ти­пов Р. б. в Зап. Ев­ро­пе – «об­щи­на свя­тых дев» при хра­ме Св. Аг­нес­сы в Ри­ме (нач. 4 в.). Пер­вое дос­то­вер­ное упо­ми­на­ние в ис­точ­ни­ках о Р. б. от­но­сит­ся к со­бо­ру в Ат­ти­ньи (762). Дол­гое вре­мя Р. б. в Зап. Ев­ро­пе ос­та­ва­лись под опе­кой мо­на­хов-бе­не­дик­тин­цев, за­ни­ма­ясь в осн. ор­га­ни­за­ци­ей по­гре­бе­ний и па­ни­хид. Под влия­ни­ем гри­го­ри­ан­ской ре­фор­мы (11 в.) брат­ст­ва при­об­ре­ли внутр. струк­ту­ру, ус­та­вы. В 1208 еп. Па­риж­ский Одон обу­ст­ро­ил в Па­риже Р. б. Де­вы Ма­рии – пер­вое брат­ст­во с су­гу­бо ре­лиг. функ­ция­ми. Об­щи­ны, близ­кие к Р. б., пред­став­ля­ли со­бой бе­гин­ки и бе­гар­ды. Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние Р. б. по­лу­чи­ли со 2-й пол. 14 в. вслед­ст­вие со­ци­аль­ных по­тря­се­ний (Сто­лет­няя вой­на 1337–1453, «Чёр­ная смерть» и др.) и кри­зи­са в Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви (Ве­ли­кая схиз­ма). Уси­ле­ние влия­ния братств к сер. 15 в. при­ве­ло к за­пре­ту их уч­ре­ж­де­ния без санк­ции епи­ско­па. Боль­шин­ст­во Р. б. ста­ли вклю­чать в со­став ор­де­нов мо­на­ше­ских. По­ря­док ут­вер­жде­ния и дея­тель­но­сти Р. б. бы­л рег­ла­мен­ти­ро­ван кон­сти­ту­ци­ей «Quaecumque» (7.12.1604) па­пы Рим­ско­го Кли­мен­та VIII (1592–1605), со­глас­но ко­то­рой ка­ж­дое брат­ст­во долж­но бы­ло иметь одоб­рен­ный Рим­ской ку­ри­ей ус­тав с ус­ло­вия­ми приё­ма, пра­ва­ми и обя­зан­но­стя­ми чле­нов, пра­ви­ла­ми сбо­ра средств для ор­га­ни­за­ции тра­пез, по­ми­но­ве­ний и бла­го­тво­рит. дея­тель­но­сти. С 17 в. Р. б. рас­про­стра­ня­лись в Аме­ри­ке. В 18 в. под воз­дей­ст­ви­ем идей Про­све­ще­ния и се­ку­ля­ри­за­ции Р. б. на­ча­ли те­рять влия­ние, 9.8.1783 в Ав­ст­рии и 18.8.1793 во Фран­ции они бы­ли за­пре­ще­ны. В 19 в. чис­лен­ность Р. б. про­дол­жа­ла па­дать, на ру­бе­же 19–20 вв. боль­шин­ст­во из них бы­ли объ­е­ди­не­ны в «ар­хи­брат­ст­ва» или пре­об­ра­зо­ва­ны в мо­на­ше­ские кон­гре­га­ции. В Ев­ро­пе наи­боль­шее влия­ние они со­хра­ни­ли в Ита­лии и Ис­па­нии. В нач. 21 в. в Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви дей­ст­ву­ют мно­го­числ. объ­е­ди­не­ния ми­рян, за­ни­маю­щие­ся со­ци­аль­но-бла­го­тво­рит. дея­тель­но­стью, не имею­щие чёт­кой струк­ту­ры, но по су­ти яв­ляю­щие­ся ре­лиг. брат­ст­ва­ми.

По об­раз­цу Р. б. Зап. Ев­ро­пы соз­да­ва­лись брат­ст­ва или сход­ные с ни­ми объ­еди­не­ния в пра­во­слав­ном ми­ре. Так, в 15–18 вв. дей­ст­во­ва­ли брат­ст­ва в За­падно­рус­ской ми­тро­по­лии­, имев­шие боль­шое зна­че­ние для со­хра­не­ния пра­во­слав­ных тра­ди­ций в ус­ло­ви­ях мощ­но­го ка­то­лич. влия­ния (см. Пра­во­слав­ные брат­ст­ва). При ос­ман­ском вла­ды­че­ст­ве объ­е­ди­не­ния, по­доб­ные Р. б., соз­да­ва­лись в пра­во­слав­ных бал­кан­ских зем­лях пре­им. для за­щи­ты пра­во­сла­вия и для про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти.

В Рос. им­пе­рии пра­во­слав­ные брат­ст­ва по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние по­сле при­ня­тия «Ос­нов­ных пра­вил для уч­ре­ж­де­ния пра­во­слав­ных братств» [8(20).5.1864, про­ект П. А. Ва­луе­ва], в т. ч. на тер­ри­то­ри­ях, где пра­во­слав­ное на­се­ле­ние со­став­ля­ло мень­шин­ст­во. Осн. сфе­ра дея­тель­но­сти – об­ра­зо­ва­тель­ная. Брат­ст­ва воз­глав­ля­лись со­ве­та­ми в со­ста­ве пред­се­да­те­ля, его за­мес­ти­те­ля, ка­зна­чея, сек­ре­та­ря, чле­нов (из­би­ра­лись на 3 го­да). Боль­шое зна­че­ние в рас­про­стра­не­нии братств име­ла дея­тель­ность Си­но­да, в т. ч. лич­ное уча­стие обер-про­ку­ро­ра К. П. По­бе­до­нос­це­ва. На 1894 дей­ст­во­ва­ло ок. 160 братств. В со­от­вет­ст­вии с ре­ше­ния­ми По­ме­ст­но­го со­бо­ра Рус. церк­ви 1917–18 брат­ст­ва ак­ти­ви­зи­ро­ва­ли дея­тель­ность в от­вет на ан­ти­цер­ков­ную по­ли­ти­ку сов. вла­сти, 5.5.1920 был соз­дан Об­ще­брат­ский со­юз. С 1922 брат­ст­ва пе­ре­хо­ди­ли на по­лу­ле­галь­ное по­ло­же­ние, с сер. 1920-х гг. в СССР су­ще­ст­во­ва­ли не­ле­галь­ные брат­ст­ва, напр. брат­ст­во Ио­ан­на Бо­го­сло­ва (1925–40). Ши­ро­кое брат­ское дви­же­ние раз­вер­ну­лось в эми­гра­ции: во Фран­ции су­ще­ст­во­ва­ли брат­ст­ва Св. Алек­сан­д­ра Нев­ско­го (с 1921), Св. Со­фии (с 1924), Свя­то-Фо­ти­ев­ское (с 1925), в Че­хо­сло­ва­кии – Ио­ва По­ча­ев­ско­го (с 1923), в Ки­тае – Пра­во­слав­ное кит. брат­ст­во (с 1935). В СССР дея­тель­ность Р. б. во­зоб­нов­ле­на по­сле По­ме­ст­но­го со­бо­ра РПЦ 1988.

В ис­ла­ме Р. б. (араб. та­ри­кат) ус­лов­но на­зы­ва­ют мис­тич. шко­лы и на­прав­ле­ния су­фи­ев (см. Су­физм), поя­вив­шие­ся в 12–14 вв., цель, ор­га­ни­за­ция и дея­тель­ность ко­то­рых силь­но от­ли­ча­ют­ся от хри­сти­ан­ских ре­лиг. братств.

Лит.: Ше­ме­тов Н. (Быч­ков С. С.). Пра­во­слав­ные цер­ков­ные брат­ст­ва (1917–1945) // Пра­во­слав­ная об­щи­на. 1992. № 8; Confraternities and Catholic reform in Italy, France and Spain. Kirksville, 1999; До­ро­фе­ев Ф. А. Пра­во­слав­ные брат­ст­ва: ге­не­зис, эво­лю­ция, со­вре­мен­ное со­стоя­ние. Н. Нов­го­род, 2006; Con­fréries et dévotions dans la catholicité moderne (mi-XVe-début XIXe siècle). Roma, 2008; La Ron­cière Ch.-M., Matz J.-M. Le mouve­ment confraternel // Structures et dynamiques re­ligieuses dans les sociétés de l’Occident latin (1179–1449). Rennes, 2010.

Вернуться к началу