ОРДЕНА́ МОНА́ШЕСКИЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОРДЕНА́ МОНА́ШЕСКИЕ, институты монашествующих в Римско-католич. церкви. О. м. объединяют монахов, принёсших вечные, или «торжественные», монашеские обеты (целомудрия, послушания и бедности), в отличие от др. форм католич. монашества (конгрегации религиозные, секулярные институты, общества апостольской жизни), предусматривающих принесение временных, или «простых», обетов. Для О. м. характерна особая структура, представляющая собой объединения общин (монастырей, приоратов, богаделен и т. п.), члены которых связаны общим уставом, утверждённым папой Римским, подчиняются через своих глав (супериоров), минуя диоцезальных епископов, непосредственно Святому Престолу. О. м. отличаются особенностями в богослужении и духовной традиции. Члены О. м. имеют особый отличительный хабит (одеяние).
В совр. католич. Церкви, помимо О. м. в узком смысле, действующих на основе древних монашеских уставов [бенедиктинцы и выделившиеся из них ордена, а также униатские (см. Униатство) ордена антониан, василиан и мхитаристов], в понятие О. м. в широком смысле (хотя и неточном с точки зрения католич. канонического права) могут включаться также ордена регулярных каноников (августинцы, премонстранты и др.; см. также Каноник), нищенствующие ордена (доминиканцы, францисканцы, августинцы-эремиты, кармелиты и др.) и ордена регулярных клириков (иезуиты и др.). В средние века существовали и др. разновидности О. м., напр. духовно-рыцарские ордена (иоанниты, тамплиеры, Тевтонский орден и др.), члены которых, помимо принесения обычных монашеских обетов, обязывались также с оружием в руках защищать христианство. Типологически эти О. м. относятся к регулярным каноникам (Тевтонский орден) либо к нищенствующим орденам (напр., иоанниты).
Первая попытка создания особой монашеской организации, объединяющей отд. монастыри, относится к нач. 9 в. – реформа Бенедикта Анианского, стремившегося создать сеть монастырей, объединённых идеей чистоты исполнения устава прп. Бенедикта Нурсийского. Центром этой монашеской организации стало аббатство Инден (близ Ахена, основано в 814 или 817), созданное имп. Людовиком Благочестивым для Бенедикта Анианского, а главой – сам Бенедикт. В 817 он созвал в Ахене собор аббатов, на котором решались сугубо монастырские вопросы, без прямого участия епископата. Реформа Бенедикта Анианского ещё не подразумевала изъятия монастырей из юрисдикции местных епископов, а главенство Бенедикта базировалось на его личном авторитете и поддержке императора и не имело юридически закреплённых основ. Подобные реформы проводились в 10 в. в Лотарингии Герхардом Броньским и Иоанном из Горце, также создавшими объединения реформированных ими монастырей. Эти движения не имели дальнейшего развития и приходили в упадок со смертью их вдохновителей. Основой бенедиктинского ордена стала реформа бургундского аббатства Клюни, получившего (в 909 или 910) папскую экземпцию (прямое подчинение Риму). Все присоединявшиеся к Клюнийской реформе монастыри также выводились из юрисдикции местных епископов, а их настоятели подчинялись аббату Клюни и через него – папе. Аббат Клюни был главой всего сложившегося вокруг Клюни объединения монастырей. Однако присоединявшиеся к Клюни монастыри, количество которых неуклонно росло с распространением реформы за пределы Франции и Бургундии, имели свои обычаи (consuetudines), отличные от традиций Клюни. Попытки римских пап в 13–14 вв. создать централизованный орден бенедиктинцев фактически не принесли успеха и привели к распаду бенедиктинцев (15–17 вв.) на ряд внутр. подразделений – конгрегаций, отличающихся устройством (пожизненная или временная должность аббата) и духовной направленностью (акцент на молитву или учёные занятия).
Одновременно начиная с 11 в. от бенедиктинцев начал отделяться ряд О. м., члены которых стремились к большему аскетизму и строгому применению бенедиктинского устава. Так, в 1-й пол. 11 в. в Италии в рамках бенедиктинской традиции сложился орден камальдулов (камальдуленских эремитов), тяготевших к отшельнич. и затворнич. образу жизни, – в противовес клюнийским общежительным бенедиктинцам с их идеалом общественной молитвы. Орден камальдулов был основан св. Ромуальдом (ум. 1027) и получил развитие благодаря Петру Дамиани. Его центром стало аббатство Фонте-Авеллана близ Равенны. Сходные идеалы исповедовали и члены ордена картузианцев, сложившегося в кон. 11 – 1-й пол. 12 вв.
Во 2-й пол. 11 в. от бенедиктинцев отделился орден цистерцианцев, получивший название от аббатства Сито [лат. Цистерциум (Cistercium)] в Шампани, ставшего их первой обителью. Особое распространение орден получил в сер. 12 в. благодаря деятельности Бернарда Клервоского. Цистерцианцы выступали за возрождение сути бенедиктинского устава, которую они видели в физич. труде монахов и их социальном служении и миссионерстве. Орден получил строгую структуру внутр. управления. В Новое время от цистерцианцев отделились ордена фельянтинцев (1577, упразднён в кон. 18 в.) и траппистов (1664), отличавшиеся требованием более строгого аскетизма.
К 18 в. в осн. сложились также организации вост.-католич. (униатских) монахов: мхитаристов (армяне-униаты), василиан (униаты греч. обряда) и антониан (марониты).
Большинство О. м. имеют и женскую линию, автономную, но находящуюся в определённой юридич. зависимости от мужской.
К О. м. в узком смысле близко примыкают регулярные каноники, основой жизни для которых служит устав блж. Августина. Традиция клириков, ведущих монашеский образ жизни, восходит к 4 в. В 816 была сделана попытка объединить в подобия монастырских общин капитулы соборных церквей. Эта инициатива принесла первые плоды в кон. 11 в. К этому времени относится возникновение ордена регулярных каноников-августинцев. Уже в 12 в. среди августинцев появились разл. конгрегации (каноники аббатства Сен-Виктор в Париже; см. Сен-викторская школа) и местные капитулы. Августинцы не имели единства управления, и только на местном уровне оно осуществлялось собранием капитулов. В противоположность им премонстранты (орден основан св. Норбертом Ксантенским в 1-й пол. 12 в. в Сев. Франции) заимствовали у цистерцианцев строгую систему централизов. коллегиального управления.
К 13 в. относится расцвет нищенствующих орденов (они отказывались от всякой собственности и существовали только за счёт милостыни): доминиканцев (основан в 1-й четв. 13 в.), францисканцев (утверждён в 1209), сервитов (1233), августинцев-эремитов (возник в 1244, утверждён в 1256), тринитариев (1198) и др. Нищенствующие ордена имеют 3 ветви: монашеские (мужская и женская) и мирян, ведущих аскетич. жизнь, т. н. терциариев («третий орден»). Наиболее чётко эта структура прослеживается у доминиканцев. У францисканцев быстро произошло разделение (окончательно закреплено в 1517) на конвентуалов, допускавших смягчение требований орденского устава, и обсервантов, настаивавших на их строгом соблюдении. Орден кармелитов возник в 12 в. в Палестине как организация эремитов (отшельников), однако позднее был реформирован как нищенствующий орден (1247), хотя и с акцентом на строгом удалении от мира и созерцат. жизни, в противовес др. нищенствующим орденам, которые активно занимались проповедью христианства и пастырской деятельностью. Члены ордена тринитариев посвятили себя в первую очередь попечению над христианами, находящимися в плену у иноверцев. Сходную цель преследовали и члены братства мерседариев.
Ордена регулярных клириков начали возникать в эпоху Контрреформации (первый из них – орден театинцев, 1524; наиболее известный – иезуиты). Их члены, не связанные, в отличие от монахов, обязанностью пребывать в затворе и совершать общинную литургию часов, посвятили себя пастырской деятельности, образованию и делам милосердия.
Духовно-рыцарские ордена, возникшие в 11–13 вв. в Палестине, Прибалтике и на Пиренейском п-ове, сыграли важную роль в событиях крестовых походов и Реконкисты. Однако к Новому времени все они были либо упразднены (тамплиеры), либо превратились в корпорации светской аристократии (исп. и португ. ордена), либо переключились на благотворит. деятельность (иоанниты, Тевтонский орден).
С развитием Реформации сократилась деятельность О. м. в Сев. Европе, однако благодаря Великим географическим открытиям О. м. распространились в др. районах мира, прежде всего в Америке, где они стали осн. силой христианской миссии. Заметную роль как в миссионерской деятельности, так и в противостоянии Реформации играли иезуиты, а также нищенствующие ордена доминиканцев и францисканцев. Подобная активность в 18 в. привела О. м. к конфликтам с правительствами мн. государств, в результате чего ряд орденов был упразднён (некоторые возродились в 19 в.). В эпоху Просвещения и в 19 в. члены О. м. стали уделять всё большее внимание учёным занятиям и публикации древних христианских памятников (напр., мавристы), социальной работе, созданию разл. благотворит. учреждений. Реформа канонич. права (1983), ликвидировав ряд формальных особенностей, характерных для О. м., сблизила их с др. видами религ. институтов Римско-католич. церкви.