ФРАНЦИСКА́НЦЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФРАНЦИСКА́НЦЫ, распространённое неофициальное название католич. нищенствующего монашеского Ордена меньших братьев, миноритов (лат. Ordo Fratrum Minorum). Основан в нач. 13 в. св. Франциском Ассизским (днём основания считается 16.4.1209 – дата устного утверждения папой Иннокентием III первоначального устава ордена). Назв. «меньшие братья» указывает на подражание Христу, явившему образец смирения.
В 1223 устав Ф. письменно утвердил папа Гонорий III (1216–27) буллой «Solet annuere». Устав Ф. предусматривал совершенную бедность – отказ как от личного имущества членов ордена, так и от орденской собственности, получение средств к существованию за счёт сбора подаяния или труда самих членов ордена; строгое послушание папе. Глава ордена – избираемый генеральный министр (министр-генерал, генерал), имел право созывать генеральный капитул – общее собрание всех Ф. Проводились также собрания по провинциям. Территория действия ордена Ф. с 1217 была разделена на провинции во главе с провинц. министрами (провинциалами). В последующие годы провинции стали делиться на кустодии (custodiae), управлявшиеся кустодами; кустодии объединялись в викариаты. Каждый монастырь имел настоятеля-гвардиана. Одеяние Ф. – тёмно-коричневая (первоначально серая) шерстяная ряса, подпоясанная верёвкой (к которой привязаны чётки), и сандалии.
В 1230 папа Григорий IX буллой «Quo elongati» позволил Ф. через доверенных лиц пользоваться материальными благами без права обладания ими в качестве собственности. В 13 в. Ф., наряду с доминиканцами, были допущены к преподаванию в университетах и к осуществлению инквизиции, вели активную миссионерскую деятельность. Появились известные проповедники и богословы – Ф. (Антоний Падуанский, Александр Гэльский, Бонавентура, Роджер Бэкон, Уильям Оккам, Иоанн Дунс Скот и др.).
В 1260 на генеральном капитуле Ф. было осуждено чрезмерное увлечение бедностью и поддержано развитие больших монашеских общин – конвентов (лат. conventum – монастырь; букв. – соглашение, договор). Растущее материальное благосостояние ордена Ф. вызвало критику со стороны спиритуалов – течения внутри ордена Ф., в 1317 осуждённого папой Иоанном XXII (1316–34). Во 2-й пол. 14 в. сформировалось движение обсервантов (от лат. observatio – наблюдение, соблюдение, применение правила) – приверженцев строгого соблюдения устава Ф., тогда как конвентуалы допускали адаптацию устава к требованиям времени. Разделение этих ветвей Ф. оформлено буллой папы Льва X «Ite et vos» в 1517. Внутри течения обсервантов сформировалось неск. ветвей ордена Ф., которые в 1897 были объединены папой Львом XIII в единый Орден меньших братьев. К Ф. относят также Орден «кающихся братьев» (fratres de poenitentia), или терциариев, созданный для мирян в 1221. Во многих европ. государствах в период Французской революции 18 в. и революций 19 в. орден Ф. был ликвидирован; к кон. 19 в. восстановлен (сначала в Испании и Италии, затем во Франции и др. странах).
Ныне существуют 3 автономные ветви Ф.: Орден меньших братьев (Ordo Fratrum Minorum), Орден меньших братьев конвентуальных (Ordo Fratrum Minorum Conventualium) и Орден меньших братьев капуцинов (Ordo Fratrum Minorum Capuccinorum). Орден Ф. насчитывает ок. 30 тыс. монахов и неск. сотен тыс. мирян-терциариев. Ф. ведут миссионерскую, благотворительную деятельность, выступают за мир и охрану окружающей среды, контролируют ряд университетов, колледжей, имеют свои издательства.
В Вост. Европе и на Руси Ф. появились в 1-й пол. 13 в. Ок. 1260 образована Рус. кустодия ордена Ф., входившая в состав Боснийского викариата. Монастыри этой кустодии располагались на территории совр. Украины и Юго-Вост. Польши. В 1345 Рус. кустодия преобразована в викариат, состоящий из Русской и Молд. кустодий. В 1430 Рус. викариат потерял самостоятельность, став кустодией Чешско-Польской провинции. Во 2-й пол. 13 в. Ф. укрепились в Крыму, где было создано неск. монастырей, находившихся в ведении Хазарской кустодии (прекратила существование в кон. 15 в.). Большие общины Ф. существовали также в Астрахани, Азове и ряде др. мест. К нач. 16 в. относится первый визит Ф. в Москву. Со времени правления Петра I деятельность Ф. в России расширилась. В течение 18 в. основаны новые монастыри и костёлы, школы. В 19 в. миссия Ф. появилась на Сев. Кавказе. Ф. служили войсковыми капелланами в рус. армии. После Октябрьской революции 1917 деятельность Ф. на территории России и СССР была ограничена. В авг. 1993 в Москве открыта миссия конвентуальных Ф.; в 2001 основана генеральная кустодия Ф., в которую входят монастыри: Св. Франциска (Москва), Св. Антония Чудотворца (С.-Петербург), Матери Божией Ангельской (Калуга), Успения Пресвятой Богородицы (Астрахань), Св. Максимилиана Кольбе (Черняховск, Калининградская обл.). Общины Ф. есть также в Туле, Элисте, Батайске.