Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФРАНЦИСКА́НЦЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 549-550

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Д. Стецюра

ФРАНЦИСКА́НЦЫ, рас­про­стра­нён­ное не­офи­ци­аль­ное на­зва­ние ка­то­лич. ни­щен­ст­вую­ще­го мо­на­ше­ско­го Ор­де­на мень­ших брать­ев, ми­но­ри­тов (лат. Ordo Fratrum Minorum). Ос­но­ван в нач. 13 в. св. Фран­ци­ском Ас­сиз­ским (днём ос­но­ва­ния счи­та­ет­ся 16.4.1209 – да­та уст­но­го ут­вер­жде­ния па­пой Ин­но­кен­ти­ем III пер­во­на­чаль­но­го ус­та­ва ор­де­на). Назв. «мень­шие бра­тья» ука­зы­ва­ет на под­ра­жа­ние Хри­сту, явив­ше­му об­ра­зец сми­ре­ния.

В 1223 ус­тав Ф. пись­мен­но ут­вер­дил па­па Го­но­рий III (1216–27) бул­лой «So­let annuere». Ус­тав Ф. пре­ду­смат­ри­вал со­вер­шен­ную бед­ность – от­каз как от лич­но­го иму­ще­ст­ва чле­нов ор­де­на, так и от ор­ден­ской соб­ст­вен­но­сти, по­лу­че­ние средств к су­ще­ст­во­ва­нию за счёт сбо­ра по­дая­ния или тру­да са­мих чле­нов ор­де­на; стро­гое по­слу­ша­ние па­пе. Гла­ва ор­де­на – из­би­рае­мый ге­не­раль­ный ми­нистр (ми­нистр-ге­не­рал, ге­не­рал), имел пра­во со­зы­вать ге­не­раль­ный ка­пи­тул – об­щее со­б­ра­ние всех Ф. Про­во­ди­лись так­же со­б­ра­ния по про­вин­ци­ям. Тер­ри­то­рия дей­ст­вия ор­де­на Ф. с 1217 бы­ла раз­де­ле­на на про­вин­ции во гла­ве с про­винц. ми­ни­ст­ра­ми (про­вин­циа­ла­ми). В по­сле­дую­щие го­ды про­вин­ции ста­ли де­лить­ся на кус­то­дии (custodiae), управ­ляв­шие­ся кус­то­да­ми; кус­то­дии объ­е­ди­ня­лись в ви­ка­риа­ты. Ка­ж­дый мо­на­стырь имел на­стоя­те­ля-гвар­диа­на. Одея­ние Ф. – тём­но-ко­рич­не­вая (пер­во­на­чаль­но се­рая) шер­стя­ная ря­са, под­поя­сан­ная ве­рёв­кой (к ко­то­рой при­вя­за­ны чёт­ки), и сан­да­лии.

В 1230 па­па Гри­го­рий IX бул­лой «Quo elongati» по­зво­лил Ф. че­рез до­ве­рен­ных лиц поль­зо­вать­ся ма­те­ри­аль­ны­ми бла­га­ми без пра­ва об­ла­да­ния ими в ка­че­ст­ве соб­ст­вен­но­сти. В 13 в. Ф., на­ря­ду с до­ми­ни­кан­ца­ми, бы­ли до­пу­ще­ны к пре­пода­ва­нию в уни­вер­си­те­тах и к осу­ще­ст­в­ле­нию ин­кви­зи­ции, ве­ли ак­тив­ную мис­сио­нер­скую дея­тель­ность. Поя­ви­лись из­вест­ные про­по­вед­ни­ки и бо­го­сло­вы – Ф. (Ан­то­ний Па­ду­ан­ский, Алек­сандр Гэль­ский, Бо­на­вен­ту­ра, Род­жер Бэ­кон, Уиль­ям Ок­кам, Ио­анн Дунс Скот и др.).

В 1260 на ге­не­раль­ном ка­пи­ту­ле Ф. бы­ло осу­ж­де­но чрез­мер­ное ув­ле­че­ние бед­но­стью и под­дер­жа­но раз­ви­тие боль­ших мо­на­ше­ских об­щин – кон­вен­тов (лат. conventum – мо­на­стырь; букв. – со­гла­ше­ние, до­го­вор). Рас­ту­щее ма­те­ри­аль­ное бла­го­сос­тоя­ние ор­де­на Ф. вызва­ло кри­ти­ку со сто­ро­ны спи­ри­туа­лов – те­че­ния внут­ри ор­де­на Ф., в 1317 осу­ж­дён­но­го па­пой Ио­ан­ном XXII (1316–34). Во 2-й пол. 14 в. сфор­ми­ро­ва­лось дви­же­ние об­сер­ван­тов (от лат. ob­servatio – на­блю­де­ние, со­блю­де­ние, при­ме­не­ние пра­ви­ла) – при­вер­жен­цев стро­го­го со­блю­де­ния ус­та­ва Ф., то­гда как кон­вен­туа­лы до­пус­ка­ли адап­та­цию ус­та­ва к тре­бо­ва­ни­ям вре­ме­ни. Раз­де­ле­ние этих вет­вей Ф. оформ­ле­но бул­лой па­пы Льва X «Ite et vos» в 1517. Внут­ри тече­ния об­сер­ван­тов сфор­ми­ро­ва­лось неск. вет­вей ор­де­на Ф., ко­то­рые в 1897 бы­ли объ­еди­не­ны па­пой Львом XIII в еди­ный Ор­ден мень­ших брать­ев. К Ф. от­но­сят так­же Ор­ден «каю­щих­ся брать­ев» (fratres de poenitentia), или тер­циа­ри­ев, соз­дан­ный для ми­рян в 1221. Во мно­гих ев­роп. го­су­дар­ст­вах в пе­ри­од Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции 18 в. и ре­во­лю­ций 19 в. ор­ден Ф. был ли­к­ви­ди­ро­ван; к кон. 19 в. вос­ста­нов­лен (сна­ча­ла в Ис­па­нии и Ита­лии, за­тем во Фран­ции и др. стра­нах).

Ны­не су­ще­ст­ву­ют 3 ав­то­ном­ные вет­ви Ф.: Ор­ден мень­ших брать­ев (Ordo Fra­t­rum Minorum), Ор­ден мень­ших брать­ев кон­вен­ту­аль­ных (Ordo Fratrum Mino­rum Conventualium) и Ор­ден мень­ших брать­ев ка­пу­ци­нов (Ordo Fratrum Mi­norum Capuccinorum). Ор­ден Ф. на­счи­ты­ва­ет ок. 30 тыс. мо­на­хов и неск. со­тен тыс. ми­рян-тер­циа­ри­ев. Ф. ве­дут мис­сио­нер­скую, бла­го­тво­ри­тель­ную дея­тель­ность, вы­сту­па­ют за мир и ох­ра­ну ок­ру­жаю­щей сре­ды, кон­тро­ли­ру­ют ряд уни­вер­си­те­тов, кол­лед­жей, име­ют свои из­да­тель­ст­ва.

В Вост. Ев­ро­пе и на Ру­си Ф. поя­ви­лись в 1-й пол. 13 в. Ок. 1260 об­ра­зо­ва­на Рус. кус­то­дия ор­де­на Ф., вхо­див­шая в со­став Бос­ний­ско­го ви­ка­риа­та. Мо­на­сты­ри этой кус­то­дии рас­по­ла­га­лись на тер­ри­то­рии совр. Ук­раи­ны и Юго-Вост. Поль­ши. В 1345 Рус. кус­то­дия пре­об­ра­зо­ва­на в ви­ка­ри­ат, со­стоя­щий из Рус­ской и Молд. кус­то­дий. В 1430 Рус. ви­ка­ри­ат по­те­рял са­мо­стоя­тель­ность, став кус­то­ди­ей Чеш­ско-Поль­ской про­вин­ции. Во 2-й пол. 13 в. Ф. ук­ре­пи­лись в Кры­му, где бы­ло соз­да­но неск. мо­на­сты­рей, на­хо­див­ших­ся в ве­де­нии Ха­зар­ской кус­то­дии (пре­кра­ти­ла су­ще­ст­во­ва­ние в кон. 15 в.). Боль­шие об­щи­ны Ф. су­ще­ст­во­ва­ли так­же в Ас­т­ра­ха­ни, Азо­ве и ря­де др. мест. К нач. 16 в. от­но­сит­ся пер­вый ви­зит Ф. в Мо­ск­ву. Со вре­ме­ни прав­ле­ния Пет­ра I дея­тель­ность Ф. в Рос­сии рас­ши­ри­лась. В те­че­ние 18 в. ос­но­ва­ны но­вые мо­на­сты­ри и кос­тё­лы, шко­лы. В 19 в. мис­сия Ф. поя­ви­лась на Сев. Кав­ка­зе. Ф. слу­жи­ли вой­ско­вы­ми ка­пел­ла­на­ми в рус. ар­мии. По­сле Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции 1917 дея­тель­ность Ф. на тер­ри­то­рии Рос­сии и СССР бы­ла ог­ра­ни­че­на. В авг. 1993 в Мо­ск­ве от­кры­та мис­сия кон­вен­ту­аль­ных Ф.; в 2001 ос­но­ва­на ге­не­раль­ная кус­то­дия Ф., в ко­то­рую вхо­дят мона­сты­ри: Св. Фран­ци­ска (Мо­ск­ва), Св. Ан­то­ния Чу­до­твор­ца (С.-Пе­тер­бург), Ма­те­ри Бо­жи­ей Ан­гель­ской (Ка­лу­га), Ус­пе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Астра­хань), Св. Мак­си­ми­лиа­на Коль­бе (Чер­ня­ховск, Ка­ли­нин­град­ская обл.). Об­щи­ны Ф. есть так­же в Ту­ле, Эли­сте, Ба­тай­ске.

Лит.: Sessevalle F. de. Histoire générale de l’Ordre de st. François. P., 1935–1937. Vol. 1–2; Huber R. A documented history of the Franciscan order. Milwaukee, 1944; Schla­geter J. Franziskaner // Theologische Real­enzyklo­pä­die. B.; N. Y., 1983. Bd 11; Ис­то­ки фран­ци­скан­ст­ва: Свя­той Фран­циск Ас­сиз­ский: пи­са­ния и био­гра­фии. – Свя­тая Кла­ра Ас­сиз­ская: пи­са­ния и би­ог­ра­фия. [М.], 1996; Fonti francescane. Nuova ed. Padova, 2004; Дже­мел­ли А. Фран­ци­скан­ст­во. М., 2006; Ду­би­нин Н., свящ., Ба­ра­нов И. Фран­ци­скан­цы // Ка­то­ли­че­ская эн­цик­ло­пе­дия. М., 2011. Т. 4.

Вернуться к началу