Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕНЕДИ́КТ НУРСИ́ЙСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 313

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Б. Яблонская

БЕНЕДИ́КТ НУРСИ́ЙСКИЙ (лат. Bene­dictus de Nursia) [ок. 480, Нур­сия (совр. Нор­ча), обл. Ум­брия – до 550, мон. Мон­те-Кас­си­но], ос­но­во­по­лож­ник за­пад­но­го мо­на­ше­ст­ва.

Дву­мя осн. ис­точ­ни­ка­ми све­де­ний о жиз­ни Б. Н. яв­ля­ют­ся: вто­рая кни­га «Со­бе­се­до­ва­ний» па­пы Рим­ско­го Гри­го­рия I Ве­ли­ко­го (593–594) и ус­тав, на­пи­сан­ный Б. Н. для соз­дан­ных им мо­на­ше­ских об­щин.

Со­глас­но тра­ди­ции, свой зна­ме­ни­тый ус­тав, влия­ние ко­то­ро­го на мо­на­ше­скую жизнь За­па­да со­хра­ня­ет­ся и по­ны­не, Б. Н. соз­дал в ос­но­ван­ном им мон. Мон­те-Кас­си­но. Со­стоя­щий из 73 ко­рот­ких глав и всту­п­ле­ния, на­чи­наю­щий­ся сло­вом «Слу­шай…», ус­тав ос­та­вал­ся не­пре­ре­кае­мой нор­мой мо­на­ше­ской жиз­ни в Зап. Ев­ро­пе на про­тя­же­нии поч­ти 5 ве­ков. Его ос­но­вой стал прин­цип мо­на­ше­ско­го об­ще­жи­тия, по­зво­ляв­ший дос­тичь свя­то­сти жиз­ни, доб­ро­де­те­лей сми­ре­ния и по­слу­ша­ния. В нём за­кре­п­лён прин­цип еди­но­на­ча­лия: аб­бат не­сёт от­вет­ст­вен­ность за свои ре­ше­ния толь­ко пе­ред Бо­гом, хо­тя и пре­ду­смот­ре­на воз­мож­ность сме­ще­ния аб­ба­тов ре­ше­ни­ем ме­ст­но­го епи­ско­па. Де­таль­но рег­ла­мен­ти­ро­ван су­точ­ный круг бо­го­слу­же­ний вме­сте с мо­на­стыр­ским чте­ни­ем Ча­сов. В ус­та­ве Б. Н. со­дер­жат­ся пред­пи­са­ния от­но­си­тель­но пи­щи, оде­ж­ды, обу­ви и про­чих ве­щей, при­чём осо­бо под­чёр­ки­ва­ет­ся не­об­хо­ди­мость об­ще­го вла­де­ния иму­ще­ст­вом. Ес­ли об­щи­на очень ве­ли­ка, аб­бат мог де­ле­ги­ро­вать часть сво­их пол­но­мо­чий при­ору или де­ка­нам; по всем осо­бен­но важ­ным во­про­сам аб­бат дол­жен был со­ве­то­вать­ся со ста­рей­ши­ми мо­на­ха­ми.

Ус­та­ву Б. Н. пред­стоя­ло сыг­рать важ­ную роль в со­хра­не­нии хри­сти­ан­ской куль­ту­ры на про­тя­же­нии ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья и в оп­ре­де­ле­нии ха­рак­те­ра все­го по­сле­дую­ще­го раз­ви­тия ср.-век. об­ще­ст­ва.

Пер­вые изо­бра­же­ния Б. Н. из­вест­ны в Ита­лии с 8 в. Сре­ди ико­но­гра­фи­че­ских ат­ри­бу­тов: ус­тав, жезл аб­ба­та, пу­чок ро­зог, ку­бок, кад­ка для за­ме­са тес­та, во­рон с кус­ком хле­ба в клю­ве; изо­бра­жал­ся в чёр­ных (бе­не­дик­тин­ских) или бе­лых (цис­тер­ци­ан­ских) одея­ни­ях.

День па­мя­ти в Рус. пра­во­слав­ной церк­ви 14 мар­та; в Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви – 21 марта и 11 ию­ля.

Ис­точн.: Гри­го­рий Двое­слов. Со­бе­се­до­ва­ния о жиз­ни Ита­лий­ских от­цев и о бес­смер­тии ду­ши. Ка­зань, 1858; Benedicti Regula Mona­chorum. Lpz., 1895; La règle de St. Benoît. P., 1971–1972. Vol. 1–6.

Вернуться к началу