Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛЮНИ́ЙСКАЯ РЕФО́РМА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 325

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. С. Ярных

КЛЮНИ́ЙСКАЯ РЕФО́РМА, дви­же­ние за ду­хов­ное воз­ро­ж­де­ние зап. Церк­ви в 10 – нач. 12 вв., воз­глав­ляе­мое аб­ба­та­ми мон. Клю­ни.

Суть ре­фор­мы за­клю­ча­лась в ду­хов­ном об­нов­ле­нии мо­на­ше­ст­ва на ос­но­ве бо­лее стро­го­го со­блю­де­ния ус­та­ва св. Бе­не­дик­та Нур­сий­ско­го, воз­ро­ж­де­ния ас­ке­зы и со­зер­ца­тель­ной жиз­ни, про­ти­во­дей­ст­вия об­мир­ще­нию, си­мо­нии и па­де­нию нра­вов, а так­же соз­да­ния мо­на­ше­ской ор­га­ни­за­ции, не­за­ви­си­мой от свет­ских и ду­хов­ных вла­стей. Клю­ний­цы стре­ми­лись так­же оп­ре­де­лять нор­мы хри­сти­ан­ской жиз­ни в ми­ру, фор­ми­руя иде­ал бла­го­чес­ти­во­го ми­ря­ни­на, при­ни­мая на се­бя роль ми­ро­твор­цев, уча­ст­вуя в дви­же­нии за «Бо­жий мир» (осо­бые пе­рио­ды, ко­гда пре­кра­ща­лись лю­бые во­ен. дей­ст­вия). Они про­дол­жа­ли тра­ди­ции ре­фор­ма­то­ра мо­на­ше­ст­ва Бе­не­дик­та Ани­ан­ско­го (ум. 821) и пред­вос­хи­ти­ли мн. по­ло­же­ния гри­го­ри­ан­ской ре­фор­мы. Ана­ло­гич­ные «дви­же­ния за ре­фор­му» воз­ник­ли в 10 в. в це­лом ря­де мо­на­сты­рей, но ни­где не дос­тиг­ли та­ко­го раз­ма­ха, как в Клю­ни.

При пер­вых аб­ба­тах-ре­фор­ма­то­рах пре­об­ра­зо­ва­ния шли в осн. в са­мом Клю­ни и в нескольких за­ви­си­мых от не­го мо­на­сты­рях (при­ора­тах). При Оди­ло­не Клю­ний­ском ре­фор­ма по­лу­чи­ла ак­тив­ное раз­ви­тие в Ак­ви­та­нии, Про­ван­се и Сев. Ита­лии. Аб­бат Гу­го де Се­мюр (1049–1109) рас­про­стра­нил её на всю Зап. Ев­ро­пу. Ус­та­вы по об­раз­цу Клю­ни при­ни­ма­лись в мо­на­сты­рях на тер­ри­то­рии Фран­ции, Ита­лии, Ис­па­нии, Анг­лии, вплоть до Скан­ди­на­вии, Поль­ши и Свя­той зем­ли. Ре­фор­ми­ро­ван­ные оби­те­ли, как пра­ви­ло, ста­но­ви­лись ча­стью клю­ний­ской кон­гре­га­ции. К. р. поч­ти не за­тро­ну­ла Гер­ма­нию из-за су­ще­ст­во­ва­ния там сис­те­мы «им­пер­ской церк­ви», не­со­вмес­ти­мой с иде­ей не­за­ви­си­мо­го мо­на­ше­ст­ва.

Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние ре­фор­мы ве­ло к уси­ле­нию ма­те­ри­аль­но­го мо­гу­ще­ст­ва клю­ний­цев, но од­но­вре­мен­но – к уве­ли­че­нию чис­ла мо­на­хов, мно­гие из ко­то­рых не бы­ли го­то­вы к стро­го­му ис­пол­не­нию ус­та­ва. Ос­лаб­ле­ние ас­ке­тич. ду­ха, па­фо­са воз­ро­ж­де­ния мо­на­ше­ст­ва при­ве­ло в 12 в. к свёр­ты­ва­нию клю­ний­ской ре­фор­мы.

К. р. спо­соб­ст­во­ва­ла так­же ожив­ле­нию куль­тур­ной жиз­ни в Ев­ро­пе: в ре­фор­ми­ро­ван­ных оби­те­лях соз­да­ва­лись биб­лио­те­ки, скрип­то­рии и шко­лы. Но­вые ар­хит. ре­ше­ния, впер­вые при­ме­нён­ные в клю­ний­ских мо­на­сты­рях, ока­за­ли вли­я­ние на ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие ро­ман­ско­го сти­ля.

Лит.: Rosenwein B. Rhinoceros bound: Cluny in the tenth century. Phil., 1982; Iogna-Prat D. Agni immaculati: recherches sur les sources ha­giographiques relatives à saint Maieul de Clu­ny (954–994). P., 1988; idem. Panorama de lʼha­gio­graphie abbatiale clunisienne (940–1140) // Manuscrits hagiographiques et travail des ha­gio­graphes / Ed. M. Heinzelmann. Sigmarin­gen, 1992; Vom Kloster zum Klosterverband: das Werkzeug der Schriftlichkeit / Hrsg. von H. Keller, F. Neiske. Münch., 1997; Consta­ble G. Cluny from the 10-th to the 12-th cen­turies. Aldershot, 2000; Wollasch I. Cluny – «Licht der Welt». Düsseldorf, 2001.

Вернуться к началу