КЛЮНИ́ЙСКАЯ РЕФО́РМА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛЮНИ́ЙСКАЯ РЕФО́РМА, движение за духовное возрождение зап. Церкви в 10 – нач. 12 вв., возглавляемое аббатами мон. Клюни.
Суть реформы заключалась в духовном обновлении монашества на основе более строгого соблюдения устава св. Бенедикта Нурсийского, возрождения аскезы и созерцательной жизни, противодействия обмирщению, симонии и падению нравов, а также создания монашеской организации, независимой от светских и духовных властей. Клюнийцы стремились также определять нормы христианской жизни в миру, формируя идеал благочестивого мирянина, принимая на себя роль миротворцев, участвуя в движении за «Божий мир» (особые периоды, когда прекращались любые воен. действия). Они продолжали традиции реформатора монашества Бенедикта Анианского (ум. 821) и предвосхитили мн. положения григорианской реформы. Аналогичные «движения за реформу» возникли в 10 в. в целом ряде монастырей, но нигде не достигли такого размаха, как в Клюни.
При первых аббатах-реформаторах преобразования шли в осн. в самом Клюни и в нескольких зависимых от него монастырях (приоратах). При Одилоне Клюнийском реформа получила активное развитие в Аквитании, Провансе и Сев. Италии. Аббат Гуго де Семюр (1049–1109) распространил её на всю Зап. Европу. Уставы по образцу Клюни принимались в монастырях на территории Франции, Италии, Испании, Англии, вплоть до Скандинавии, Польши и Святой земли. Реформированные обители, как правило, становились частью клюнийской конгрегации. К. р. почти не затронула Германию из-за существования там системы «имперской церкви», несовместимой с идеей независимого монашества.
Широкое распространение реформы вело к усилению материального могущества клюнийцев, но одновременно – к увеличению числа монахов, многие из которых не были готовы к строгому исполнению устава. Ослабление аскетич. духа, пафоса возрождения монашества привело в 12 в. к свёртыванию клюнийской реформы.
К. р. способствовала также оживлению культурной жизни в Европе: в реформированных обителях создавались библиотеки, скриптории и школы. Новые архит. решения, впервые применённые в клюнийских монастырях, оказали влияние на становление и развитие романского стиля.