Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРОНИ́ТЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 200-201

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. А. Панченко

МАРОНИ́ТЫ, эт­но­кон­фес­сио­наль­ная груп­па хри­сти­ан Ли­ва­на. М. от­но­сят­ся к ка­то­ли­кам вост. об­ря­дов (см. Уни­ат­ст­во). Го­во­рят на араб. яз., осн. язы­ком бо­го­слу­же­ния яв­ля­ет­ся ара­мей­ский. Тра­ди­ци­он­но М. при­чис­ля­ют к ара­бам-ли­ван­цам, од­на­ко часть ма­ро­нит­ских идео­ло­гов от­ри­ца­ет араб. иден­тич­ность М., ука­зы­вая на их «фи­ни­кий­ские» кор­ни.

Со­глас­но тра­диц. точ­ке зре­ния, М. ве­дут своё про­ис­хо­ж­де­ние от сто­рон­ни­ков мо­но­фе­лит­ст­ва, хо­тя не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли от­ме­ча­ют от­сут­ст­вие чёт­ких по­ло­же­ний это­го уче­ния в ран­них ве­ро­учи­тель­ных и ли­тур­гич. тек­стах М. Эт­но­ним «М.» про­ис­хо­дит от на­зва­ния ду­хов­но­го цен­тра мо­но­фе­ли­тов – мон. Св. Ма­ро­на на р. Оронт (ос­но­ван в 5 в.); по др. вер­сии – от име­ни по­лу­ле­ген­дар­но­го пер­во­го пат­ри­ар­ха Ма­ро­нит­ской церк­ви Юхан­ны (Ио­ан­на) Ма­ру­на (7–8 вв.). В 6–7 вв. мо­на­хи мон. Св. Ма­ро­на ак­тив­но за­щи­ща­ли уче­ние IV Все­лен­ско­го со­бо­ра (см. Все­лен­ские со­бо­ры) и не­од­но­крат­но всту­па­ли в ожес­то­чён­ные кон­флик­ты с сир. сто­рон­ни­ка­ми мо­но­фи­зит­ст­ва. Мо­но­фе­лит­ст­во они, ве­ро­ят­но, при­ня­ли по­сле из­да­ния имп. Ирак­ли­ем I «Эк­те­си­са» (638), обя­зы­вав­ше­го ис­по­ве­до­вать это уче­ние. За­вое­ва­ние Си­рии ара­ба­ми в нач. 7 в. при­ве­ло к то­му, что вплоть до нач. 8 в. пра­во­слав­ные пат­ри­ар­хи Ан­ти­охий­ские жи­ли в Кон­стан­ти­но­по­ле. В этих ус­ло­ви­ях сир. мо­но­фе­ли­ты в кон. 7 в. из­бра­ли собств. пат­ри­ар­ха, од­на­ко это ре­ше­ние не бы­ло при­зна­но ни пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским, ни но­ми­наль­ным пат­ри­ар­хом Ан­ти­охий­ским. В свя­зи с этим пред­ста­ви­те­ли М. не уча­ст­во­ва­ли в VI Все­лен­ском со­бо­ре (681), осу­див­шем мо­но­фе­лит­ст­во как ересь, и дол­гое вре­мя ос­та­ва­лись в не­ве­де­нии от­но­си­тель­но это­го ре­ше­ния. По­сле ря­да кон­флик­тов с Ан­ти­охий­ской пра­во­слав­ной цер­ко­вью и сир. мо­но­фи­зи­та­ми, а так­же вслед­ст­вие го­не­ний на хри­сти­ан в 7–11 вв. М. бы­ли вы­тес­не­ны из круп­ных го­ро­дов Си­рии и скон­цен­три­ро­ва­лись в го­рах Сев. Ли­ва­на, об­ра­зо­вав круп­ную изо­ли­ров. общ­ность во гла­ве с пат­ри­ар­хом, со­хра­нив­шим за со­бой ти­тул Ан­ти­охий­ско­го.

В эпо­ху кре­сто­вых по­хо­дов М. со­труд­ни­ча­ли с кре­сто­нос­ца­ми, ока­зы­ва­ли им во­ен. по­мощь. В го­су­дар­ст­вах кре­сто­нос­цев М. от­но­си­лись к при­ви­ле­ги­ро­ван­ным сло­ям на­се­ле­ния, в т. ч. бы­ли ос­вобо­ж­де­ны от уп­ла­ты по­да­тей. Тес­ные кон­так­ты с лат. Цер­ко­вью спо­соб­ст­во­ва­ли за­клю­че­нию М. унии с Ри­мом (1182), хо­тя с точ­ки зре­ния са­мих М. они ни­когда не раз­ры­ва­ли един­ст­ва с ка­то­лич. Цер­ко­вью. По ус­ло­ви­ям унии М. при­ня­ли ка­то­лич. ве­ро­уче­ние, но со­хра­ни­ли собств. бо­го­слу­жеб­ную тра­ди­цию, ко­то­рая со вре­ме­нем под­вер­глась зна­чит. ла­ти­ни­за­ции. Уча­стие ма­ро­нит­ско­го пат­ри­ар­ха Ие­ре­мии аль-Ам­ши­ти в IV Ла­те­ран­ском со­бо­ре (1215) спо­соб­ст­во­ва­ло про­яс­не­нию ас­пек­тов унии и окон­чат. вхо­ж­де­нию М. в струк­ту­ры ка­то­лич. Церк­ви. Прак­ти­че­ская реа­ли­за­ция ус­ло­вий унии рас­тя­ну­лась на неск. сто­ле­тий, что во мно­гом бы­ло свя­за­но с из­гна­ни­ем кре­сто­нос­цев с Ближ­не­го Вос­то­ка и но­вой изо­ля­ци­ей М. В 16 в. пап­ским пре­сто­лом бы­ла про­ве­де­на спец. ре­ви­зия ве­ро­уче­ния и куль­то­вой прак­ти­ки М. с це­лью их при­бли­же­ния к ка­то­лич. нор­мам. Важ­ную роль в ин­те­гра­ции ли­ван­ских хри­сти­ан в ка­то­лич. ду­хов­ное про­стран­ст­во сыг­ра­ла Ма­ро­нит­ская кол­ле­гия, ос­но­ван­ная в Ри­ме в 1584. Её за­кон­чи­ли мно­же­ст­во бу­ду­щих ма­ро­нит­ских ие­рар­хов, в т. ч. круп­ней­шие цер­ков­ные дея­те­ли и учё­ные: пат­ри­арх Ис­ти­фан ад-Ду­вей­хи (1630–1704), ар­хи­еп. Гер­ман Фар­хат (1670–1732) и др. На нач. 21 в. Ма­ро­нит­ская цер­ковь яв­ля­ется од­ной из Вост. ка­то­лич. церк­вей. Вклю­ча­ет 27 дио­це­зов в Ли­ва­не, др. стра­нах Ближ­не­го Вос­то­ка, а так­же Ав­ст­ра­лии, Ар­ген­ти­не, Бра­зи­лии, США, Ка­на­де и Мек­си­ке. Пред­стоя­тель Церк­ви но­сит ти­тул ма­ро­нит­ско­го пат­ри­ар­ха Ан­ти­о­хий­ско­го; фак­тич. ре­зи­ден­ция в Ли­ва­не в Бкир­ки (Джу­ния).

В сред­ние ве­ка у М. сфор­ми­ро­ва­лась собств. свет­ская эли­та, со­пер­ни­чав­шая за влия­ние с цер­ков­ны­ми ие­рар­ха­ми. В 16–18 вв. М. рас­се­ля­лись по хреб­ту Ли­ван­ских гор на юг, в об­лас­ти Кес­ру­ан и Шуф. За­ня­тие то­вар­ным шел­ко­вод­ством и свя­зи с ев­роп. тор­го­вы­ми ком­па­ния­ми спо­соб­ст­во­ва­ли про­цве­та­нию об­щи­ны. Пра­вив­шие в Гор­ном Ли­ва­не эми­ры-дру­зы из ди­на­стий Маа­нов и Ши­ха­бов по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ли ма­ро­нит­ской об­щи­не. Часть ро­да Ши­ха­бов в сер. 18 в. пе­ре­шла в хри­сти­ан­ст­во ма­ро­нит­ско­го тол­ка.

По­сле низ­ло­же­ния ди­на­стии Ши­ха­бов и ус­та­нов­ле­ния в Ли­ва­не пря­мо­го ос­ман­ско­го прав­ле­ния ме­ж­ду М. и дру­за­ми не­од­но­крат­но вспы­хи­ва­ли кро­во­про­лит­ные кон­флик­ты (1842–43, 1845, 1860). По на­стоя­нию ев­роп. дер­жав, пре­ж­де все­го Фран­ции, под­дер­жи­вав­шей М., тер­ри­то­рия Гор­но­го Ли­ва­на в 1861 бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на в ав­то­ном­ную про­вин­цию с ре­жи­мом мак­си­маль­но­го бла­го­при­ят­ст­во­ва­ния хри­стиа­нам. Во 2-й пол. 19 в. в сре­де М. сло­жи­лись пред­став­ле­ния об их осо­бой иден­тич­но­сти, воз­ник­ли про­ек­ты по­ли­тич. не­за­ви­си­мо­сти Ли­ва­на.

По ито­гам 1-й ми­ро­вой вой­ны Ли­ван стал ман­дат­ной тер­ри­то­ри­ей Фран­ции. Гра­ни­цы стра­ны бы­ли рас­ши­ре­ны со­глас­но тре­бо­ва­ни­ям ма­ро­нит­ских ли­де­ров. В Ли­ва­не сло­жи­лась сис­те­ма про­пор­цио­наль­но­го уча­стия в ор­га­нах вла­сти пред­ста­ви­те­лей раз­ных кон­фес­сий, со­хра­нив­шая­ся и по­сле об­ре­те­ния не­за­ви­си­мо­сти (1943). М. иг­ра­ли в этой сис­те­ме ве­ду­щую роль, за ни­ми был за­ре­зер­ви­ро­ван пост пре­зи­ден­та.

Про­за­пад­ная ори­ен­та­ция ма­ро­нит­ской эли­ты, про­ти­во­ре­чив­шая уст­рем­ле­ни­ям ос­таль­ных ли­ван­цев, и сме­ще­ние де­мо­гра­фич. ба­лан­са в стра­не в поль­зу му­суль­ман при­ве­ли к кри­зи­су ли­ван­ской по­ли­тич. сис­те­мы и гражд. вой­нам 1958 и 1975–90. Хо­тя ма­ро­нит­ская об­щи­на вы­шла из этих по­тря­се­ний серь­ёз­но ос­лаб­лен­ной и ут­ра­тив­шей мн. со­ци­аль­но-по­ли­тич. по­зи­ции, ма­ро­нит­ские пар­тии «Ка­та­иб» и «Ма­ра­да» в нач. 21 в. про­дол­жа­ют иг­рать за­мет­ную роль в по­ли­тич. жиз­ни Ли­ва­на.

По дан­ным на кон. 20 в., в Ли­ва­не про­жи­ва­ло ок. 0,5 млн. М., не­боль­шие их груп­пы име­лись в др. стра­нах Ближ­не­го Вос­то­ка (Си­рия, Из­ра­иль и др.), от 1 до 2,5 млн. – в ди­ас­по­ре (Ев­ро­па, Сев. и Юж. Аме­ри­ка, Ав­ст­ра­лия).

Лит.: Atiya A. A history of Eastern Christia­nity. L., 1968; Ро­дио­нов М. А. Ма­ро­ни­ты. Из эт­но­кон­фес­сио­наль­ной ис­то­рии Востoчного Сре­ди­зем­но­мо­рья. М., 1982; Moosa M. The Ma­ronites in history. Syracuse, 1985.

Вернуться к началу