МАРОНИ́ТЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРОНИ́ТЫ, этноконфессиональная группа христиан Ливана. М. относятся к католикам вост. обрядов (см. Униатство). Говорят на араб. яз., осн. языком богослужения является арамейский. Традиционно М. причисляют к арабам-ливанцам, однако часть маронитских идеологов отрицает араб. идентичность М., указывая на их «финикийские» корни.
Согласно традиц. точке зрения, М. ведут своё происхождение от сторонников монофелитства, хотя некоторые исследователи отмечают отсутствие чётких положений этого учения в ранних вероучительных и литургич. текстах М. Этноним «М.» происходит от названия духовного центра монофелитов – мон. Св. Марона на р. Оронт (основан в 5 в.); по др. версии – от имени полулегендарного первого патриарха Маронитской церкви Юханны (Иоанна) Маруна (7–8 вв.). В 6–7 вв. монахи мон. Св. Марона активно защищали учение IV Вселенского собора (см. Вселенские соборы) и неоднократно вступали в ожесточённые конфликты с сир. сторонниками монофизитства. Монофелитство они, вероятно, приняли после издания имп. Ираклием I «Эктесиса» (638), обязывавшего исповедовать это учение. Завоевание Сирии арабами в нач. 7 в. привело к тому, что вплоть до нач. 8 в. православные патриархи Антиохийские жили в Константинополе. В этих условиях сир. монофелиты в кон. 7 в. избрали собств. патриарха, однако это решение не было признано ни патриархом Константинопольским, ни номинальным патриархом Антиохийским. В связи с этим представители М. не участвовали в VI Вселенском соборе (681), осудившем монофелитство как ересь, и долгое время оставались в неведении относительно этого решения. После ряда конфликтов с Антиохийской православной церковью и сир. монофизитами, а также вследствие гонений на христиан в 7–11 вв. М. были вытеснены из крупных городов Сирии и сконцентрировались в горах Сев. Ливана, образовав крупную изолиров. общность во главе с патриархом, сохранившим за собой титул Антиохийского.
В эпоху крестовых походов М. сотрудничали с крестоносцами, оказывали им воен. помощь. В государствах крестоносцев М. относились к привилегированным слоям населения, в т. ч. были освобождены от уплаты податей. Тесные контакты с лат. Церковью способствовали заключению М. унии с Римом (1182), хотя с точки зрения самих М. они никогда не разрывали единства с католич. Церковью. По условиям унии М. приняли католич. вероучение, но сохранили собств. богослужебную традицию, которая со временем подверглась значит. латинизации. Участие маронитского патриарха Иеремии аль-Амшити в IV Латеранском соборе (1215) способствовало прояснению аспектов унии и окончат. вхождению М. в структуры католич. Церкви. Практическая реализация условий унии растянулась на неск. столетий, что во многом было связано с изгнанием крестоносцев с Ближнего Востока и новой изоляцией М. В 16 в. папским престолом была проведена спец. ревизия вероучения и культовой практики М. с целью их приближения к католич. нормам. Важную роль в интеграции ливанских христиан в католич. духовное пространство сыграла Маронитская коллегия, основанная в Риме в 1584. Её закончили множество будущих маронитских иерархов, в т. ч. крупнейшие церковные деятели и учёные: патриарх Истифан ад-Дувейхи (1630–1704), архиеп. Герман Фархат (1670–1732) и др. На нач. 21 в. Маронитская церковь является одной из Вост. католич. церквей. Включает 27 диоцезов в Ливане, др. странах Ближнего Востока, а также Австралии, Аргентине, Бразилии, США, Канаде и Мексике. Предстоятель Церкви носит титул маронитского патриарха Антиохийского; фактич. резиденция в Ливане в Бкирки (Джуния).
В средние века у М. сформировалась собств. светская элита, соперничавшая за влияние с церковными иерархами. В 16–18 вв. М. расселялись по хребту Ливанских гор на юг, в области Кесруан и Шуф. Занятие товарным шелководством и связи с европ. торговыми компаниями способствовали процветанию общины. Правившие в Горном Ливане эмиры-друзы из династий Маанов и Шихабов покровительствовали маронитской общине. Часть рода Шихабов в сер. 18 в. перешла в христианство маронитского толка.
После низложения династии Шихабов и установления в Ливане прямого османского правления между М. и друзами неоднократно вспыхивали кровопролитные конфликты (1842–43, 1845, 1860). По настоянию европ. держав, прежде всего Франции, поддерживавшей М., территория Горного Ливана в 1861 была преобразована в автономную провинцию с режимом максимального благоприятствования христианам. Во 2-й пол. 19 в. в среде М. сложились представления об их особой идентичности, возникли проекты политич. независимости Ливана.
По итогам 1-й мировой войны Ливан стал мандатной территорией Франции. Границы страны были расширены согласно требованиям маронитских лидеров. В Ливане сложилась система пропорционального участия в органах власти представителей разных конфессий, сохранившаяся и после обретения независимости (1943). М. играли в этой системе ведущую роль, за ними был зарезервирован пост президента.
Прозападная ориентация маронитской элиты, противоречившая устремлениям остальных ливанцев, и смещение демографич. баланса в стране в пользу мусульман привели к кризису ливанской политич. системы и гражд. войнам 1958 и 1975–90. Хотя маронитская община вышла из этих потрясений серьёзно ослабленной и утратившей мн. социально-политич. позиции, маронитские партии «Катаиб» и «Марада» в нач. 21 в. продолжают играть заметную роль в политич. жизни Ливана.
По данным на кон. 20 в., в Ливане проживало ок. 0,5 млн. М., небольшие их группы имелись в др. странах Ближнего Востока (Сирия, Израиль и др.), от 1 до 2,5 млн. – в диаспоре (Европа, Сев. и Юж. Америка, Австралия).