ДРУ́ЗЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДРУ́ЗЫ, этноконфессиональная община, близкая исмаилитам, от которых она отделилась в нач. 11 в. Д. верят в переселение душ и воплощение единого Бога в людях, в последний раз – в халифе аль-Хакиме (996–1021; см. Фатимиды). Вместе с Богом в мир всякий раз является совершеннейший человек, называемый Д. Мировым Разумом. Число душ неизменно. Обожествивший аль-Хакима исмаилит Мухаммед ад-Дарази (ум. ок. 1019), по имени которого названа община, не был признан ею. Д. называют себя «единобожниками» (аль-мувахиддун) и ведут летоисчисление с 1017, когда Хамза ибн Али начал разработку их доктрины, завершённую в осн. ас-Сайидом Абдаллахом ат-Танухи (1417–79). Письма Хамзы, его учеников Баха ад-Дина аль-Муктаны и Исмаила ат-Тамими составили Священное Писание Д. – «Послания Мудрости» (араб. Расаиль аль-хикма). Учение Д. эзотерично и известно лишь посвящённым (уккаль) обоего пола, собирающимся в ночь с четверга на пятницу на богослужения в кельи (хальва). Уккаль носят особую одежду и белые тюрбаны. Они избирают среди себя высших религ. авторитетов – «совершенных» (аджавид), а также их главу (шейх аль-акль). Большинство Д. – «неведующие» (джуххаль), допускаемые на вечерние богослужения по четвергам в общих собраниях (маджалис).
Общины Д. замкнуты, им присущи эндогамия, ортокузенные браки, единобрачие. Занимаются в осн. земледелием, проживают в Ливане, Зап. Сирии, Израиле и Иордании. В средние века и в Новое время Д. контролировали часть горного Ливана, в 1840–60-х гг. воевали с маронитами. Д. влияют на политич. жизнь Ливана через свою фракцию в парламенте и Прогрессивно-социалистич. партию.