Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДРУ́ЗЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 372

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ю. Рощин

ДРУ́ЗЫ, эт­но­кон­фес­сио­наль­ная об­щи­на, близ­кая ис­маи­ли­там, от ко­то­рых она от­де­ли­лась в нач. 11 в. Д. ве­рят в пе­ре­се­ле­ние душ и во­пло­ще­ние еди­но­го Бо­га в лю­дях, в по­след­ний раз – в ха­ли­фе аль-­Ха­ки­ме (996–1021; см. Фа­ти­ми­ды). Вме­сте с Бо­гом в мир вся­кий раз яв­ля­ет­ся со­вер­шен­ней­ший че­ло­век, на­зы­вае­мый Д. Ми­ро­вым Ра­зу­мом. Чис­ло душ не­из­мен­но. Обо­же­ст­вив­ший аль-Ха­ки­ма ис­маи­лит Му­хам­мед ад-Да­ра­зи (ум. ок. 1019), по име­ни ко­то­ро­го на­зва­на об­щи­на, не был при­знан ею. Д. на­зы­ва­ют се­бя «еди­но­бож­ни­ка­ми» (аль-­му­ва­хид­дун) и ве­дут ле­то­ис­чис­ле­ние с 1017, ко­гда Хам­за ибн Али на­чал раз­ра­бот­ку их док­три­ны, за­вер­шён­ную в осн. ас-Сай­и­дом Аб­дал­ла­хом ат-Та­ну­хи (1417–79). Пись­ма Хам­зы, его уче­ни­ков Ба­ха ад-Ди­на аль-Мук­та­ны и Ис­маи­ла ат-­Та­ми­ми со­ста­ви­ли Свя­щен­ное Пи­са­ние Д. – «По­сла­ния Муд­ро­сти» (араб. Ра­са­иль аль-хик­ма). Уче­ние Д. эзо­те­рич­но и из­вест­но лишь по­свя­щён­ным (ук­каль) обое­го по­ла, со­би­раю­щим­ся в ночь с чет­вер­га на пят­ни­цу на бо­го­слу­же­ния в ке­льи (халь­ва). Ук­каль но­сят осо­бую оде­ж­ду и бе­лые тюр­ба­ны. Они из­би­ра­ют сре­ди се­бя выс­ших ре­лиг. ав­то­ри­те­тов – «со­вер­шен­ных» (ад­жа­вид), а так­же их гла­ву (шейх аль-акль). Боль­шин­ст­во Д. – «не­ве­дую­щие» (джух­халь), до­пус­кае­мые на ве­чер­ние бо­го­слу­же­ния по чет­вер­гам в об­щих со­б­ра­ни­ях (мад­жа­лис).

Об­щи­ны Д. замк­ну­ты, им при­су­щи эн­до­га­мия, ор­то­ку­зен­ные бра­ки, еди­но­бра­чие. За­ни­ма­ют­ся в осн. зем­ле­де­ли­ем, про­жи­ва­ют в Ли­ва­не, Зап. Си­рии, Из­раи­ле и Иор­да­нии. В сред­ние ве­ка и в Но­вое вре­мя Д. кон­тро­ли­ро­ва­ли часть гор­но­го Ли­ва­на, в 1840–60-х гг. вое­ва­ли с ма­ро­ни­та­ми. Д. влия­ют на по­ли­тич. жизнь Ли­ва­на че­рез свою фрак­цию в пар­ла­мен­те и Про­грес­сив­но-со­циа­ли­стич. пар­тию.

Лит.: Silvestre de Sacy A. Exposé de la reli­gion des Druzes. P., 1838. Vol. 1–2; Ма­ка­рем С. Н. Адва’ ‘ала мас­лак ат-тау­хид. Бей­рут, 1966; Makarim S. N. The Druze faith. Del­mar, 1977.

Вернуться к началу