ПЁТР ДАМИА́НИ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЁТР ДАМИА́НИ (лат. Petrus Damiani) (1006/07, Равенна – 21/22.2.1072, Фаэнца), ср.-век. богослов, церковный деятель; в Римско-католич. церкви признан учителем Церкви (1823). Обучался в ун-тах Равенны, Фаэнцы и Пармы. Отказавшись от науч. карьеры, в 1035 поступил в камальдулский монастырь Фонте Авеллана, в 1043 стал его приором. Активный участник Клюнийской реформы (вместе с другом Гильдебрандом, впоследствии папой Григорием VII). С 1057 кардинал и епископ Остии. Выступал против антипапы Бенедикта X (1058–59), поддерживал папу Александра II (1061–1073) в противостоянии антипапе Гонорию II (1061–72). Принимал участие в разработке постановлений, принятых Латеранским собором (1059) под председательством папы Николая II (1059–1061): о выборах папы конклавом кардиналов, против симонии (купли-продажи духовных званий), в поддержку целибата (безбрачия) священства. С 1050-х гг. выполнял поручения римских пап, направленные на усиление папской власти и устранение церковных злоупотреблений; в качестве папского легата посещал города Италии, Франции, Германии. Как богослов и философ получил известность гл. обр. благодаря соч. «О Божественном всемогуществе» (Письмо 119), в котором развивал учение об абсолютной власти Бога, утверждая, что создатель естества может отменить природную необходимость, что закон противоречия обязателен для природы, но не простирается на величие Бога, и т. п. Принижая «диалектику», т. е. логич. и филос. знание, П. Д. утверждал: «Моя грамматика – Христос», подчёркивал служебную роль философии по отношению к теологии, вследствие чего ему приписывалось авторство принципа «философия – служанка богословия», который в таком виде в его сочинениях не встречается. Вместе с тем П. Д. не отрицал самостоятельности философии в её области и отводил ей вспомогательную роль лишь при разборе «священных предметов». В схоластике предметом широкого обсуждения стали тезис П. Д. о том, что Бог как всемогущий может сделать бывшее небывшим, и его представление о подчинённости филос. знания богословию.