Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРИГО́РИЙ VII

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 749

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ГРИГО́РИЙ VII (лат. Gregorius), Гиль­де­бранд (Hildebrand) [ме­ж­ду 1015 и 1025, Ро­ва­ко, Тус­ция (ны­не Тос­ка­на) – 25.5.1085, Са­лер­но], па­па Рим­ский (1073–1085), один из вдох­но­ви­те­лей и осн. уча­ст­ни­ков Клю­ний­ской ре­фор­мы, а так­же Гри­го­ри­ан­ской ре­фор­мы; свя­той ка­то­лич. церк­ви.

В юном воз­рас­те на­прав­лен для обу­че­ния в Рим, где вос­пи­ты­вал­ся в мон. Пре­свя­той Де­вы Ма­рии на Авен­ти­не, аб­ба­том ко­то­ро­го был его дя­дя. Там же, ви­ди­мо, при­нял мо­на­ше­ский по­стриг. Про­дол­жил обу­че­ние в шко­ле при Ла­те­ран­ском двор­це, где од­ним из его учи­те­лей был Ио­анн Гра­ци­ан, бу­ду­щий па­па Рим­ский Гри­го­рий VI (1045–46). Был на­зна­чен сек­ре­та­рём Гри­го­рия VI; по­сле его низ­ло­же­ния со­про­во­ж­дал его в ссыл­ке в герм. зем­ли; изу­чал ка­но­нич. пра­во в Кёль­не. Вновь при­зван в Рим па­пой Львом IX; с 1049 по­лу­ча­ет долж­но­сти в ку­рии, позд­нее ста­но­вит­ся суб­диа­ко­ном, за­тем «эко­но­мом Рим­ской церк­ви» и, на­ко­нец, пап­ским ле­га­том во Фран­ции (1054) и Гер­ма­нии (1054 и 1057). Фак­ти­че­ски оп­ре­де­лял по­ли­ти­ку рим. ку­рии в пон­ти­фи­кат Ни­ко­лая II (1059–61) и Алек­сан­д­ра II (1061–73); ак­тив­но уча­ст­во­вал в ре­фор­ми­ро­ва­нии Церк­ви. Пред­при­ня­тые при уча­стии Гиль­деб­ран­да ре­фор­мы со­дей­ст­во­ва­ли уст­ра­не­нию пря­мо­го влия­ния свет­ских вла­стей на про­це­ду­ру пап­ско­го из­бра­ния (дек­рет 1059 об из­бра­нии пап ис­клю­чи­тель­но кол­леги­ей кар­ди­на­лов). По­сле смер­ти па­пы Рим­ско­го Алек­сан­д­ра II из­бран на пап­ский пре­стол с име­нем Гри­го­рий VII (апр. 1073).

Пон­ти­фи­кат Г. VII был свя­зан с ут­вер­жде­ни­ем и осу­ще­ст­в­ле­ни­ем ря­да цер­ков­но-адм. и ка­но­нич. ре­форм, на­прав­лен­ных пре­ж­де все­го на уст­ра­не­ние влия­ния свет­ских вла­стей на внут­ри­цер­ков­ную жизнь, на ог­ра­ни­че­ние прак­ти­ки вне­цер­ков­ной ин­ве­сти­ту­ры, си­мо­нии. По­доб­ная по­ли­ти­ка, за­ло­жив­шая фун­да­мент кон­цеп­ции пап­ской тео­кра­тии, встре­ти­ла ожес­то­чён­ное со­про­тив­ле­ние имп. Ген­ри­ха IV Са­лия и оп­ре­де­ли­ла пе­ри­од кон. 11 – 1-й пол. 12 вв. в ис­то­рии ка­то­лич. церк­ви как пе­ри­од борь­бы им­пе­рии и пап­ст­ва.

Ка­но­ни­зи­ро­ван в 1606 па­пой Рим­ским Пав­лом V (1605–21); день па­мя­ти в зап. Церк­ви – 25 мая.

Лит.: Вя­зи­гин А. С. Гри­го­рий VII, его жизнь и об­ще­ст­вен­ная дея­тель­ность. СПб., 1891. Че­ля­бинск, 1995; Fli­che A. La réforme grégo­rienne. P., 1924–1937. Vol. 1–3. Gen., 1978; Emerton E. The Corres­pondence of Pope Gre­gory VII. N. Y., 1990.

Вернуться к началу