ДОМИНИКАНЦЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОМИНИКА́НЦЫ, в широком смысле – общее наименование трёх ветвей Ордена св. Доминика, живущих согласно традициям доминиканской духовности, – Ордена проповедников, Второго ордена сестёр-монахинь, движения Д.-мирян, исторически восходящего к Третьему ордену (т. н. терциариям).
Орден проповедников (Ordo Fratrum Praedicatorum),
Орден проповедников (Ordo Fratrum Praedicatorum), монашеский нищенствующий орден (собственно Д.), основанный в 1-й четв. 13 в. св. Домиником де Гусманом для проповеди Евангелия «словом и примером» и действующий на основе Устава св. Августина.
Возникновение Ордена Д. тесно связано с проповеднической деятельностью, осуществлявшейся в Юж. Франции в 1206–17 группой священников из епархии Осма (Кастилия) с целью противодействовать распространению учения катаров. Формирование первой монашеской общины, сложившейся в Тулузе вокруг св. Доминика, традиционно датируется 1214–15; буллами «Religiosam vitam eligentibus» и «Gratiarum omnium» папы Римского Гонория III (1216–27) соответственно от дек. 1216 и янв. 1217 было дано офиц. утверждение ордена. На первых генеральных капитулах в Болонье (1220, 1221) была окончательно определена организационно-правовая база ордена, установлены его гл. задачи. Отличит. особенностью организац. принципов Д. стала бóльшая, нежели в др. монашеских орденах, централизация власти: избиравшиеся настоятели (приор, провинциал, генеральный магистр) несли ответственность перед конвентом (монашеской общиной), провинциальным или генеральным капитулом; каждый монах приносил присягу генеральному магистру. В 1221 Д. принадлежали уже ок. 70 монастырей; впоследствии возникло 12 орденских провинций (исп., провансальская, франц., ломбардская, рим., венг., нем., англ., иерусалимская, греч., польск., датская). В 1256 число монахов-Д. приблизилось к 7 тыс., к кон. 13 в. оно составляло ок. 10 тыс. Доминиканские богословы осуществляли преподават. деятельность в ун-тах Парижа, Оксфорда, Болоньи, Падуи, Флоренции, Кёльна и др. городов. К числу крупнейших богословов-Д. принадлежали Альберт Великий, архиеп. Кентерберийский Роберт Килуордби (1272–79), Фома Аквинский; из среды доминиканского монашества вышел папа Римский Иннокентий V (1276). Существенным был вклад доминиканского монашества в разл. области культуры и знания классич. Средневековья: Вильему из Мёрбеке (ум. после 1281) принадлежат переводы сочинений Аристотеля, Архимеда, Герона Александрийского и других др.-греч. авторов; архиепископу Генуи Якопо да Вараццо (ум. 1298) – агиографические и т. н. историч. произведения (среди основных – «Золотая легенда», «История Генуи от основания города до 1297»); Винсенту из Бове – сочинение энциклопедич. характера «Великое Зерцало». Представителями мистич. традиции, зародившейся в доминиканской среде в 13–14 вв., были Мейстер Экхарт (ок. 1260 – ок. 1328), Екатерина Сиенская, Джованни Доминичи (кон. 14 – нач. 15 вв.), Роза Лимская (1586–1617) и др. В период до нач. 14 в. миссионерская деятельность Д. охватила территорию от Балтики до Причерноморья. Ок. 1221 венг. Д. была организована миссия в Поволжье, в районе расселения тюркоязычных куманов (просуществовала вплоть до монг. вторжения в 1240). В 1300–1450 в Кафе (Каффе; Сев. Причерноморье), Пере (в непосредственной близости от Константинополя), а также в Грузии, Персии, Туркестане и Индии действовали доминиканские миссии. Одним из наиболее значит. миссионерских достижений Д. стало основание в 1318 архиепископии Султания (Персия) с 6 суффраганатами. В 14 – нач. 15 вв. епископы-Д., чередуясь с францисканцами, возглавляли кафедры крупнейших итал. факторий в Сев. Причерноморье – Чембало, Солдайи, Таны, окормляли также Тебризское, Мешхедское, Тифлисское католич. епископства. Постоянная доминиканская миссия в Кафе (тур. Кефе) продолжала действовать и в 1-й пол. 17 в., уже после завоевания фактории Османской империей.
В 14–15 вв. в общинной жизни Д. наметился кризис, что привело к возникновению внутри ордена движения обсерванции (за возвращение к аскетич. идеалам и за строгое соблюдение устава). Возникшие в разл. орденских провинциях обсервантские конгрегации обладали правом автономии, однако находились в подчинении генеральному магистру ордена. Одним из наиболее значит. представителей доминиканской обсерванции был Дж. Савонарола.
16 в. был отмечен расширением миссионерской деятельности Д. В 1510 Д. прибыли на о. Гаити, в 1512 возник доминиканский монастырь на о. Доминика. Опорой для миссионерской деятельности Д. в Китае, Корее и Японии стала основанная в 1592 орденская провинция на Филиппинах. В тот же период в Англии, Швеции, Германии, охваченных Реформацией, мн. доминиканские монастыри, а также провинции были ликвидированы. Процесс ослабления доминиканского влияния, обусловленный в немалой степени возникновением новых монашеских орденов, прежде всего ордена иезуитов, не затронул в 16 – нач. 17 вв. польские и литов.-рус. земли; в 1-й пол. 17 в. на этой территории значитительно увеличилось число Д., усилилось их культурное влияние (краковская и вроцлавская доминиканские библиотеки принадлежали к числу крупнейших в Польше). В 17–18 вв. в Европе в жизни ордена наметились новые кризисные явления, обусловленные ограничением его независимости со стороны светских властей, введением в 1804 на всех территориях франц. империи единого гражд. кодекса (Кодекса Наполеона); в период 1777–1832 не состоялось ни одного генерального капитула Д. В 1804–1805 в ордене произошёл раскол – 16 испаноязычных провинций добились права автономии (действовала до 1872).
Кризисные явления в жизни ордена и необходимость их преодоления стали причиной возникновения внутри ордена и усиления на протяжении 1-й пол. 19 в. нового реформаторского течения, базой распространения которого послужили орденские провинции Франции. Оно было возглавлено доминиканцем Ж. Б. Анри Лакордером (1802–61), а после его смерти – В. Жанделем, генеральным магистром ордена (1850–72), стремившимся, опираясь на духовное наследие св. Доминика, вернуть ордену духовное и организационное единство. Особое внимание уделялось при этом улучшению доминиканского образования и развитию богословской традиции. К кон. 19 в. положение ордена в Европе (особенно в Германии, Бельгии, Нидерландах, Испании) значительно укрепилось. Его быстрое развитие происходило и в США, куда Д. впервые прибыли в 1804; в нач. 20 в. там насчитывалось ок. 200 монахов, к 1940 – три орденские провинции; в 1911 орденская провинция была также учреждена в Канаде.
Несмотря на трагич. события 1-й пол. 20 в. (Первая мировая война 1914–18, Гражд. война в Испании 1936–39, Вторая мировая война 1939–45), особенно отразившиеся на европ. орденских провинциях, к 1967 орден насчитывал 10085 монахов.
В нач. 21 в. осн. сферами деятельности Д. остаются проповедь Евангелия, изучение наук, образование, борьба с ересями, миссионерская деятельность. Во главе ордена стоит генеральный магистр. Каждую орденскую провинцию возглавляет провинциальный приор, каждую монашескую общину – конвентуальный приор. Они несут ответственность перед общим собранием – конвентуальным, провинциальным или генеральным капитулом. В ведении Д. – римский ун-т «Ангеликум» (1909; с 1963 Папский ун-т Св. Фомы Аквинского), Франц. библейско-археологич. школа в Иерусалиме; Д. преподают во многих католич. ун-тах Европы и Америки, ведут широкую издательскую деятельность (ок. 160 периодич. изданий), среди которых наиболее крупными являются «Revue biblique» (с 1892), «Revue thomiste» (с 1893), «Analecta Sacri Ordinis Fratrum Praedicatorum» (с 1893), «Archivum Fratrum Praedicatorum» (с 1931). В нач. 21 в. орден насчитывает ок. 7000 монахов и более 600 монашеских обителей; генеральная курия ордена находится в мон. Св. Сабины (Рим).
Второй орден сестёр-монахинь (Moniales Ordinis Praedicatorum), доминиканки
Наряду с мужской (Первый орден) имеется также женская ветвь Ордена св. Доминика, состоящая из созерцат. либо деятельно-созерцат. монастырей, а также монашеских конгрегаций и общин.
Первые женские монастыри были основаны самим св. Домиником в Пруйе (1206–07), Тулузе (1215), Мадриде (1220), Риме (1221). Доминиканками также был принят Устав св. Августина, а в 1259 – монашеская конституция, установившая полное воздержание от мясной пищи, продолжит. посты, строгий затвор. К нач. 14 в. в Европе насчитывалось ок. 150 монастырей и 7500 сестёр, находившихся в юрисдикционной зависимости от доминиканских настоятелей. Начиная с 14 в., под влиянием идей Екатерины Сиенской и движения терциариев, во Втором ордене сформировались тенденции к преобразованиям, направленным на более активное участие монахинь в жизни общества. В 1-й пол. 19 в. затворнические монастыри доминиканок часто принимали статус общин Третьего регулярного ордена св. Доминика и размещали в своих стенах организованные сёстрами школы. Постановления Ватиканского II собора, касающиеся монашеских орденов, привели к созданию 12 федераций Д. Второго ордена. В нач. 21 в. более чем в 220 монастырях насчитывается ок. 4000 монахинь. Второй орден св. Доминика представлен также более чем 90 монашескими конгрегациями, занимающимися преим. религ. воспитанием и образованием, уходом за больными и миссионерской работой. К числу наиболее значит. конгрегаций относятся: Благовещения (доминиканки-аннунциатки) – основана в 1856 блж. Франциском Колем в Испании для осуществления религ.-воспитат. деятельности в сельских районах (в нач. 21 в. – ок. 1400 сестёр более чем в 150 обителях); св. Розария – основана в США в кон. 19 в. для работы в сфере религ. образования, утверждена в 1944 (в нач. 21 в. – ок. 1200 сестёр более чем в 260 обителях); сестёр св. Доминика из Мэринолла – основана в 1914 в США для миссионерской и благотворит. деятельности среди приверженцев нехристианских исповеданий (в нач. 21 в. – более 700 сестёр более чем в 150 обителях); Введения Пресвятой Богородицы во храм – основана в 1696 во Франции, сёстры посвятили себя мед., образоват. и социальному служению (в нач. 21 в. – ок. 3000 сестёр более чем в 400 обителях); св. Сикста – основана в 1891 в Риме при монастыре Св. Сикста (в нач. 21 в. – ок. 500 сестёр приблизительно в 50 обителях).
Движение доминиканцев-мирян
В 13 в. из «братств покаяния» сформировался Третий орден св. Доминика (т. н. терциарии) – Д., посвятившие себя жизни и служению в миру согласно принципам доминиканской духовности (орденский устав утверждён в 1285). В 1974 было принято решение о преобразовании Третьего ордена св. Доминика в движение Д.-мирян (устав движения принят в 1987).
Доминиканская миссия на Руси
Начало миссии относится к 1228–32, когда в Киеве был основан первый доминиканский монастырь. В 1320 в Киеве учреждена католич. епархия, также возглавленная представителем Ордена св. Доминика. Центром доминиканской миссии в Юго-Зап. Руси был монастырь во Львове; в кон. 15 в. известно о присутствии Д. в Новгороде. В 1612 была учреждена особая рус. доминиканская провинция св. Гиацинта (св. Яцека Одровонжа). В 1626, решением Конгрегации по распространению веры, рус. доминиканская провинция получила статус апостолич. миссии, а гл. целью избранного тогда же провинциалом рус. доминиканской провинции Яна Соколовского стало осуществление посредничества в восстановлении единства между частью Киевской митрополии, не принявшей Брестскую унию 1596, и Римом (проект, позднее отвергнутый Римом, был предложен митр. Петром Могилой и еп. Луцким и Острожским Александром Пузыной). К кон. 18 в. рус. доминиканская провинция насчитывала 62 монастыря с 565 монахами. В нач. 16 в. доминиканские миссии распространились на прибалтийские ливонские и прусские земли: в 1500 доминиканская миссия была учреждена в Вильно, в 1644 – основана литов. доминиканская провинция, насчитывавшая к кон. 18 в. 43 монастыря с 679 монахами. В 1772, после первого раздела Речи Посполитой, к Рос. империи отошли земли, на которых располагались 7 монастырей литов. доминиканской провинции и 9 монастырей рус. доминиканской провинции. После второго (1793) и третьего (1795) разделов Речи Посполитой число Д. на территории Рос. империи возросло. В 1799 имп. Павел I поручил литов. Д. пастырскую деятельность в Выборгской губ. с окормлением Юж. Финляндии, Ингрии и Карелии (миссия существовала вплоть до 1866). В 1799 была учреждена доминиканская миссия в Ревеле с окормлением всей территории Эстонии (просуществовала до 1860). Значит. укрепление позиций Д. на территории Рос. империи произошло в нач. 19 в., после изгнания из С.-Петербурга (1815), а потом и из Рос. империи (1820) иезуитов. Д. были поручены многие быв. иезуитские приходы, наиболее значительным из которых был приход св. Екатерины в С.-Петербурге. В 1820–30-е гг. Д. получают приходы в Гатчине, Колпине, Дружноселье, Кронштадте, ведут миссионерскую деятельность в Саратовской, Оренбургской, Уфимской, Астраханской губерниях. Доминиканские миссии существовали в Одессе (1826–42), на Кавказе (1817–30), в Вятской губ. (1837–38), в Кишинёве (с 1824), в Севастополе и Симферополе (1830–40-е гг.). Положение Д. на территории Рос. империи кардинально изменилось в правление имп. Николая I, в особенности после подавления Польск. восстания 1830–31. В 1839 была начата реорганизация адм.-терр. системы присутствия Д. на территории Рос. империи: тогда же были объединены литов. и рус. доминиканские провинции. С 1842 начались упразднение и конфискация доминиканских монастырских владений, монашеских школ и типографий. С 1860-х по 1880-е гг. число Д. на территории Рос. империи неуклонно снижалось – к 1881 осталось лишь 48 доминиканских монахов, осуществлявших миссионерско-пастырскую деятельность в С.-Петербурге, 6 внутренних и 28 зап. губерниях. После 1917 деятельность Д., продолженная терциариями, сосредоточилась преим. в Москве и Ленинграде. В 1992 на пространстве быв. СССР был воссоздан провинц. доминиканский викариат, подчинённый польск. орденской провинции. В 1993 на его основе были образованы Генеральный викариат Прибалтики и Белоруссии святых Ангелов-Хранителей и Генеральный викариат России и Украины св. Михаила Архангела.
В нач. 21 в. (данные на 2002) в России, в С.-Петербурге, – 1 доминиканская монашеская обитель св. Екатерины, 1 община доминиканок конгрегации св. Сикста; в Москве – 1 доминиканский священник; на территории России действуют ок. 30 членов движения Д.-мирян.
Доминиканская музыкальная традиция
Д. придают особое значение музыке в богослужении с сер. 13 в. (певческий кодекс Гумберта Романского, 1256). Специфично использование большого антифона «Salve Regina» («Радуйся, Царица»; авторы распева и текста неизвестны; введён в обиход в 1230), который исполняется ежедневно по завершении суточного цикла (оффиция). Консерватизм Д. проявляется в сохранении запрета на многоголосные обработки григорианского хорала (капитулы 1242 и 1250), в резком сокращении мелизматики, существенной для жанра аллилуйи. Поныне используются в католич. богослужении секвенция «Lauda Sion Salvatorem» («Хвали, Сион, Спасителя») и гимн «Pange lingua» («Воспойте, уста, [таинство достославного Тела]»), автор текстов которых – Фома Аквинский. К ордену Д. принадлежали: Иероним Моравский – теоретик и историк музыки, автор «Трактата о музыке» (ок. 1272); архиепископ Кентерберийский Роберт Килуордби – богослов и философ, посвятивший часть своего популярного учебника «De ortu scientiarum» («О происхождении наук», ок. 1250) филос. обоснованию музыки и гармонии.