ДОМИНИКАНЦЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Баранов, Я. Спеж, Э. Орман, С. Н. Лебедев (доминиканская музыкальная традиция)

ДОМИНИКА́НЦЫ, в ши­ро­ком смыс­ле – об­щее на­име­но­ва­ние трёх вет­вей Ор­де­на св. До­ми­ни­ка, жи­ву­щих со­глас­но тра­ди­ци­ям до­ми­ни­кан­ской ду­хов­но­сти, – Ор­де­на про­по­вед­ни­ков, Вто­ро­го ор­де­на сес­тёр-­мо­на­хинь, дви­же­ния Д.-ми­рян, ис­то­ри­че­ски вос­хо­дя­ще­го к Треть­ему ор­де­ну (т. н. тер­циа­ри­ям).

Орден проповедников (Ordo Fratrum Praedicatorum),

Ор­ден про­по­вед­ни­ков (Ordo Fratrum Praedicatorum), мо­на­ше­ский ни­щен­ст­вую­щий ор­ден (соб­ст­вен­но Д.), ос­но­ван­ный в 1-й четв. 13 в. св. До­ми­ни­ком де Гус­ма­ном для про­по­ве­ди Еван­ге­лия «сло­вом и при­ме­ром» и дей­ст­вую­щий на ос­но­ве Ус­та­ва св. Ав­гу­сти­на.

Воз­ник­но­ве­ние Ор­де­на Д. тес­но свя­за­но с про­по­вед­ни­че­ской дея­тель­но­стью, осу­ще­ст­в­ляв­шей­ся в Юж. Фран­ции в 1206–17 груп­пой свя­щен­ни­ков из епар­хии Ос­ма (Кас­ти­лия) с це­лью про­ти­во­дей­ст­во­вать рас­про­стра­не­нию уче­ния ка­та­ров. Фор­ми­ро­ва­ние пер­вой мо­на­ше­ской об­щи­ны, сло­жив­шей­ся в Ту­лу­зе во­круг св. До­ми­ни­ка, тра­ди­ци­он­но да­ти­ру­ет­ся 1214–15; бул­ла­ми «Religiosam vitam eli­gentibus» и «Gratiarum omnium» па­пы Рим­ско­го Го­но­рия III (1216–27) со­от­вет­ст­вен­но от дек. 1216 и янв. 1217 бы­ло да­но офиц. ут­вер­жде­ние ор­де­на. На пер­вых ге­не­раль­ных ка­пи­ту­лах в Бо­ло­нье (1220, 1221) бы­ла окон­ча­тель­но оп­ре­де­ле­на ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вая ба­за ор­де­на, ус­та­нов­ле­ны его гл. за­да­чи. От­ли­чит. осо­бен­но­стью ор­га­ни­зац. прин­ци­пов Д. ста­ла бóльшая, не­же­ли в др. мо­на­ше­ских ор­де­нах, цен­тра­ли­за­ция вла­сти: из­би­рав­шие­ся на­стоя­те­ли (при­ор, про­вин­ци­ал, ге­не­раль­ный ма­гистр) не­сли от­вет­ст­вен­ность пе­ред кон­вен­том (мо­на­ше­ской об­щи­ной), про­вин­ци­аль­ным или ге­не­раль­ным ка­пи­ту­лом; ка­ж­дый мо­нах при­но­сил при­ся­гу ге­не­раль­но­му ма­ги­ст­ру. В 1221 Д. при­над­ле­жа­ли уже ок. 70 мо­на­сты­рей; впо­след­ст­вии воз­ник­ло 12 ор­ден­ских про­вин­ций (исп., про­ван­саль­ская, франц., лом­бард­ская, рим., венг., нем., англ., ие­ру­са­лим­ская, греч., польск., дат­ская). В 1256 чис­ло мо­на­хов-Д. при­бли­зи­лось к 7 тыс., к кон. 13 в. оно со­став­ля­ло ок. 10 тыс. До­ми­ни­кан­ские бо­го­сло­вы осу­ще­ст­в­ля­ли пре­по­да­ват. дея­тель­ность в ун-тах Па­ри­жа, Окс­фор­да, Бо­ло­ньи, Па­дуи, Фло­рен­ции, Кёль­на и др. го­ро­дов. К чис­лу круп­ней­ших бо­го­сло­вов-Д. при­над­ле­жа­ли Аль­берт Ве­ли­кий, ар­хи­еп. Кен­тер­бе­рий­ский Ро­берт Ки­лу­орд­би (1272–79), Фо­ма Ак­вин­ский; из сре­ды до­ми­ни­кан­ско­го мо­на­ше­ст­ва вы­шел па­па Рим­ский Ин­но­кен­тий V (1276). Су­ще­ст­вен­ным был вклад до­ми­ни­кан­ско­го мо­на­ше­ст­ва в разл. об­лас­ти куль­ту­ры и зна­ния клас­сич. Сред­не­ве­ко­вья: Виль­е­му из Мёр­бе­ке (ум. по­сле 1281) при­над­ле­жат пе­ре­во­ды со­чи­не­ний Ари­сто­те­ля, Ар­хи­ме­да, Ге­ро­на Алек­сан­д­рий­ско­го и дру­гих др.-греч. ав­то­ров; ар­хи­епи­ско­пу Ге­нуи Яко­по да Ва­рац­цо (ум. 1298) – агио­гра­фи­че­ские и т. н. ис­то­рич. про­из­ве­де­ния (сре­ди ос­нов­ных – «Зо­ло­тая ле­ген­да», «Ис­то­рия Ге­нуи от ос­но­ва­ния го­ро­да до 1297»); Вин­сен­ту из Бо­ве – со­чи­не­ние эн­цик­ло­пе­дич. ха­рак­те­ра «Ве­ли­кое Зер­ца­ло». Пред­ста­ви­те­ля­ми мис­тич. тра­ди­ции, за­ро­див­шей­ся в до­ми­ни­кан­ской сре­де в 13–14 вв., бы­ли Мей­стер Эк­харт (ок. 1260 – ок. 1328), Ека­те­ри­на Си­ен­ская, Джо­ван­ни До­ми­ни­чи (кон. 14 – нач. 15 вв.), Ро­за Лим­ская (1586–1617) и др. В пе­ри­од до нач. 14 в. мис­сио­нер­ская дея­тель­ность Д. ох­ва­ти­ла тер­ри­то­рию от Бал­ти­ки до При­чер­но­мо­рья. Ок. 1221 венг. Д. бы­ла ор­га­ни­зо­ва­на мис­сия в По­вол­жье, в рай­оне рас­се­ле­ния тюр­коя­зыч­ных ку­ма­нов (про­су­ще­ст­во­ва­ла вплоть до монг. втор­же­ния в 1240). В 1300–1450 в Ка­фе (Каф­фе; Сев. При­чер­но­мо­рье), Пе­ре (в не­по­сред­ст­вен­ной бли­зо­сти от Кон­стан­ти­но­по­ля), а так­же в Гру­зии, Пер­сии, Тур­ке­ста­не и Ин­дии дей­ст­во­ва­ли до­ми­ни­кан­ские мис­сии. Од­ним из наи­бо­лее зна­чит. мис­сио­нер­ских дос­ти­же­ний Д. ста­ло ос­но­ва­ние в 1318 ар­хи­епи­ско­пии Сул­та­ния (Пер­сия) с 6 суф­фра­га­на­та­ми. В 14 – нач. 15 вв. епи­ско­пы-Д., че­ре­ду­ясь с фран­ци­скан­ца­ми, воз­глав­ля­ли ка­фед­ры круп­ней­ших итал. фак­то­рий в Сев. При­чер­но­мо­рье – Чем­ба­ло, Сол­дайи, Та­ны, окорм­ля­ли так­же Теб­риз­ское, Меш­хед­ское, Тиф­лис­ское ка­то­лич. епи­скоп­ст­ва. По­сто­ян­ная до­ми­ни­кан­ская мис­сия в Ка­фе (тур. Ке­фе) про­дол­жа­ла дей­ст­во­вать и в 1-й пол. 17 в., уже по­сле за­вое­ва­ния фак­то­рии Ос­ман­ской им­пе­ри­ей.

В 14–15 вв. в об­щин­ной жиз­ни Д. на­ме­тил­ся кри­зис, что при­ве­ло к воз­ник­но­ве­нию внут­ри ор­де­на дви­же­ния об­сер­ван­ции (за воз­вра­ще­ние к ас­ке­тич. идеа­лам и за стро­гое со­блю­де­ние ус­та­ва). Воз­ник­шие в разл. ор­ден­ских про­вин­ци­ях об­сер­вант­ские кон­гре­га­ции об­ла­да­ли пра­вом ав­то­но­мии, од­на­ко на­хо­ди­лись в под­чи­не­нии ге­не­раль­но­му ма­ги­ст­ру ор­де­на. Од­ним из наи­бо­лее зна­чит. пред­ста­ви­те­лей до­ми­ни­кан­ской об­сер­ван­ции был Дж. Са­во­на­ро­ла.

16 в. был от­ме­чен рас­ши­ре­ни­ем мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти Д. В 1510 Д. при­бы­ли на о. Гаи­ти, в 1512 воз­ник до­ми­ни­кан­ский мо­на­стырь на о. До­ми­ни­ка. Опо­рой для мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти Д. в Ки­тае, Ко­рее и Япо­нии ста­ла ос­но­ван­ная в 1592 ор­ден­ская про­вин­ция на Фи­лип­пи­нах. В тот же пе­ри­од в Анг­лии, Шве­ции, Гер­ма­нии, ох­ва­чен­ных Ре­фор­ма­ци­ей, мн. до­ми­ни­кан­ские мо­на­сты­ри, а так­же про­вин­ции бы­ли ли­к­ви­ди­ро­ва­ны. Про­цесс ос­лаб­ле­ния до­ми­ни­кан­ско­го влия­ния, обу­слов­лен­ный в не­ма­лой сте­пе­ни воз­ник­но­ве­ни­ем но­вых мо­на­ше­ских ор­де­нов, пре­ж­де все­го ор­де­на ие­зуи­тов, не за­тро­нул в 16 – нач. 17 вв. поль­ские и ли­тов.-рус. зем­ли; в 1-й пол. 17 в. на этой тер­ри­то­рии зна­чи­ти­тель­но уве­ли­чи­лось чис­ло Д., уси­ли­лось их куль­тур­ное влия­ние (кра­ков­ская и вроц­лав­ская до­ми­ни­кан­ские биб­лио­те­ки при­над­ле­жа­ли к чис­лу круп­ней­ших в Поль­ше). В 17–18 вв. в Ев­ро­пе в жиз­ни ор­де­на на­ме­ти­лись но­вые кри­зис­ные яв­ле­ния, обу­слов­лен­ные ог­ра­ни­че­ни­ем его не­за­ви­си­мо­сти со сто­ро­ны свет­ских вла­стей, вве­де­ни­ем в 1804 на всех тер­ри­то­ри­ях франц. им­пе­рии еди­но­го гражд. ко­дек­са (Ко­дек­са На­по­ле­о­на); в пе­ри­од 1777–1832 не со­стоя­лось ни од­но­го ге­не­раль­но­го ка­пи­ту­ла Д. В 1804–1805 в ор­де­не про­изо­шёл рас­кол – 16 ис­па­ноя­зыч­ных про­вин­ций до­би­лись пра­ва ав­то­но­мии (дей­ст­во­ва­ла до 1872).

Кри­зис­ные яв­ле­ния в жиз­ни ор­де­на и не­об­хо­ди­мость их пре­одо­ле­ния ста­ли при­чи­ной воз­ник­но­ве­ния внут­ри ор­де­на и уси­ле­ния на про­тя­же­нии 1-й пол. 19 в. но­во­го ре­фор­ма­тор­ско­го те­че­ния, ба­зой рас­про­стра­не­ния ко­то­ро­го по­слу­жи­ли ор­ден­ские про­вин­ции Фран­ции. Оно бы­ло воз­глав­ле­но до­ми­ни­кан­цем Ж. Б. Ан­ри Ла­кор­де­ром (1802–61), а по­сле его смер­ти – В. Жан­де­лем, ге­не­раль­ным ма­ги­ст­ром ор­де­на (1850–72), стре­мив­шим­ся, опи­ра­ясь на ду­хов­ное на­сле­дие св. До­ми­ни­ка, вер­нуть ор­де­ну ду­хов­ное и ор­га­ни­за­ци­он­ное един­ст­во. Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­лось при этом улуч­ше­нию до­ми­ни­кан­ско­го об­ра­зо­ва­ния и раз­ви­тию бо­го­слов­ской тра­ди­ции. К кон. 19 в. по­ло­же­ние ор­де­на в Ев­ро­пе (осо­бен­но в Гер­ма­нии, Бель­гии, Ни­дер­лан­дах, Ис­па­нии) зна­чи­тель­но ук­ре­пи­лось. Его бы­строе раз­ви­тие про­ис­хо­ди­ло и в США, ку­да Д. впер­вые при­бы­ли в 1804; в нач. 20 в. там на­счи­ты­ва­лось ок. 200 мо­на­хов, к 1940 – три ор­ден­ские про­вин­ции; в 1911 ор­ден­ская про­вин­ция бы­ла так­же уч­ре­ж­де­на в Ка­на­де.

Не­смот­ря на тра­гич. со­бы­тия 1-й пол. 20 в. (Пер­вая ми­ро­вая вой­на 1914–18, Гражд. вой­на в Ис­па­нии 1936–39, Вто­рая ми­ро­вая вой­на 1939–45), осо­бен­но от­ра­зив­шие­ся на ев­роп. ор­ден­ских про­вин­ци­ях, к 1967 ор­ден на­счи­ты­вал 10085 мо­на­хов.

В нач. 21 в. осн. сфе­ра­ми дея­тель­но­сти Д. ос­та­ют­ся про­по­ведь Еван­ге­лия, изу­че­ние на­ук, об­ра­зо­ва­ние, борь­ба с ере­ся­ми, мис­сио­нер­ская дея­тель­ность. Во гла­ве ор­де­на сто­ит ге­не­раль­ный ма­гистр. Ка­ж­дую ор­ден­скую про­вин­цию воз­глав­ля­ет про­вин­ци­аль­ный при­ор, ка­ж­дую мо­на­ше­скую об­щи­ну – кон­вен­ту­аль­ный при­ор. Они не­сут от­вет­ст­вен­ность пе­ред об­щим со­б­ра­ни­ем – кон­вен­ту­аль­ным, про­вин­ци­аль­ным или ге­не­раль­ным ка­пи­ту­лом. В ведении Д. – рим­ский ун-т «Ан­ге­ли­кум» (1909; с 1963 Пап­ский ун-т Св. Фо­мы Ак­вин­ско­го), Франц. биб­лей­ско-ар­хео­ло­гич. шко­ла в Ие­ру­са­ли­ме; Д. пре­по­да­ют во мно­гих ка­то­лич. ун-тах Ев­ро­пы и Аме­ри­ки, ве­дут ши­ро­кую из­да­тель­скую дея­тель­ность (ок. 160 пе­рио­дич. из­да­ний), сре­ди ко­то­рых наи­бо­лее круп­ны­ми яв­ля­ют­ся «Revue biblique» (с 1892), «Revue thomiste» (с 1893), «Analecta Sac­ri Ordinis Fratrum Praedi­catorum» (с 1893), «Archivum Fratrum Praedicatorum» (с 1931). В нач. 21 в. ор­ден на­счи­ты­ва­ет ок. 7000 мо­на­хов и бо­лее 600 мо­на­ше­ских оби­те­лей; ге­не­раль­ная ку­рия ор­де­на на­хо­дит­ся в мон. Св. Са­би­ны (Рим).

Второй орден сестёр-монахинь (Moniales Ordinis Praedicatorum), доминиканки

На­ря­ду с муж­ской (Пер­вый ор­ден) име­ет­ся так­же жен­ская ветвь Ор­де­на св. До­ми­ни­ка, со­стоя­щая из со­зер­цат. ли­бо дея­тель­но-со­зер­цат. мо­на­сты­рей, а так­же мо­на­ше­ских кон­гре­га­ций и об­щин.

Пер­вые жен­ские мо­на­сты­ри бы­ли ос­но­ва­ны са­мим св. До­ми­ни­ком в Пруйе (1206–07), Ту­лу­зе (1215), Мад­ри­де (1220), Ри­ме (1221). До­ми­ни­кан­ка­ми так­же был при­нят Ус­тав св. Ав­гу­сти­на, а в 1259 – мо­на­ше­ская кон­сти­ту­ция, ус­та­но­вив­шая пол­ное воз­дер­жа­ние от мяс­ной пи­щи, про­дол­жит. по­сты, стро­гий за­твор. К нач. 14 в. в Ев­ро­пе на­счи­ты­ва­лось ок. 150 мо­на­сты­рей и 7500 сес­тёр, на­хо­див­ших­ся в юрис­дик­ци­он­ной за­ви­си­мо­сти от до­ми­ни­кан­ских на­стоя­те­лей. На­чи­ная с 14 в., под влия­ни­ем идей Ека­те­ри­ны Си­ен­ской и дви­же­ния тер­циа­ри­ев, во Вто­ром ор­де­не сфор­ми­ро­ва­лись тен­ден­ции к пре­об­ра­зо­ва­ни­ям, на­прав­лен­ным на бо­лее ак­тив­ное уча­стие мо­на­хинь в жиз­ни об­ще­ст­ва. В 1-й пол. 19 в. за­твор­ни­че­ские мо­на­сты­ри до­ми­ни­ка­нок час­то при­ни­ма­ли ста­тус об­щин Третье­го ре­гу­ляр­но­го ор­де­на св. До­ми­ни­ка и раз­ме­ща­ли в сво­их сте­нах ор­га­ни­зо­ван­ные сё­ст­ра­ми шко­лы. По­ста­нов­ле­ния Ва­ти­кан­ско­го II со­бо­ра, ка­саю­щие­ся мо­на­ше­ских ор­де­нов, при­ве­ли к соз­да­нию 12 фе­де­ра­ций Д. Вто­ро­го ор­де­на. В нач. 21 в. бо­лее чем в 220 мо­на­сты­рях на­счи­ты­ва­ет­ся ок. 4000 мо­на­хинь. Вто­рой ор­ден св. До­ми­ни­ка пред­став­лен так­же бо­лее чем 90 мо­на­ше­ски­ми кон­гре­га­ция­ми, за­ни­маю­щи­ми­ся пре­им. ре­лиг. вос­пи­та­ни­ем и об­ра­зо­ва­ни­ем, ухо­дом за боль­ны­ми и мис­сио­нер­ской ра­бо­той. К чис­лу наи­бо­лее зна­чит. кон­гре­га­ций от­но­сят­ся: Бла­го­ве­ще­ния (до­ми­ни­кан­ки-ан­нун­ци­ат­ки) – ос­но­ва­на в 1856 блж. Фран­ци­ском Ко­лем в Ис­па­нии для осу­ще­ст­в­ле­ния ре­лиг.-вос­пи­тат. дея­тель­но­сти в сель­ских рай­онах (в нач. 21 в. – ок. 1400 сес­тёр бо­лее чем в 150 оби­те­лях); св. Ро­за­рия – ос­но­ва­на в США в кон. 19 в. для ра­бо­ты в сфе­ре ре­лиг. об­ра­зо­ва­ния, ут­вер­жде­на в 1944 (в нач. 21 в. – ок. 1200 сес­тёр бо­лее чем в 260 оби­те­лях); сес­тёр св. До­ми­ни­ка из Мэ­ри­нол­ла – ос­но­ва­на в 1914 в США для мис­сио­нер­ской и бла­го­тво­рит. дея­тель­но­сти сре­ди при­вер­жен­цев не­хри­сти­ан­ских ис­по­ве­да­ний (в нач. 21 в. – бо­лее 700 сес­тёр бо­лее чем в 150 оби­те­лях); Вве­де­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во храм – ос­но­ва­на в 1696 во Фран­ции, сё­ст­ры по­свя­ти­ли се­бя мед., об­ра­зо­ват. и со­ци­аль­но­му слу­же­нию (в нач. 21 в. – ок. 3000 сес­тёр бо­лее чем в 400 оби­те­лях); св. Сик­ста – ос­но­ва­на в 1891 в Ри­ме при мо­на­сты­ре Св. Сик­ста (в нач. 21 в. – ок. 500 сес­тёр при­бли­зи­тель­но в 50 оби­те­лях).

Движение доминиканцев-мирян

В 13 в. из «братств по­кая­ния» сфор­ми­ро­вал­ся Тре­тий ор­ден св. До­ми­ни­ка (т. н. тер­циа­рии) – Д., по­свя­тив­шие се­бя жиз­ни и слу­же­нию в ми­ру со­глас­но прин­ци­пам до­ми­ни­кан­ской ду­хов­но­сти (ор­ден­ский ус­тав ут­вер­ждён в 1285). В 1974 бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о пре­об­ра­зо­ва­нии Третье­го ор­де­на св. До­ми­ни­ка в дви­же­ние Д.-ми­рян (ус­тав дви­же­ния при­нят в 1987).

Доминиканская миссия на Руси

На­ча­ло мис­сии от­но­сит­ся к 1228–32, ко­гда в Кие­ве был ос­но­ван пер­вый до­ми­ни­кан­ский мо­на­стырь. В 1320 в Кие­ве уч­ре­ж­де­на ка­то­лич. епар­хия, так­же воз­глав­лен­ная пред­ста­ви­те­лем Ор­де­на св. До­ми­ни­ка. Цен­тром до­ми­ни­кан­ской мис­сии в Юго-Зап. Ру­си был мо­на­стырь во Льво­ве; в кон. 15 в. из­вест­но о при­сут­ст­вии Д. в Нов­го­ро­де. В 1612 бы­ла уч­ре­ж­де­на осо­бая рус. до­ми­ни­кан­ская провин­ция св. Гиа­цин­та (св. Яце­ка Од­ро­вон­жа). В 1626, ре­ше­ни­ем Кон­гре­га­ции по рас­про­стра­не­нию ве­ры, рус. до­ми­ни­кан­ская про­вин­ция по­лу­чи­ла ста­тус апо­сто­лич. мис­сии, а гл. це­лью из­бран­но­го то­гда же про­вин­циа­лом рус. до­ми­ни­кан­ской про­вин­ции Яна Со­ко­лов­ско­го ста­ло осу­ще­ст­в­ле­ние по­сред­ни­че­ст­ва в вос­ста­нов­ле­нии един­ст­ва ме­ж­ду ча­стью Ки­ев­ской ми­тро­по­лии, не при­няв­шей Бре­ст­скую унию 1596, и Ри­мом (про­ект, позд­нее от­верг­ну­тый Ри­мом, был пред­ло­жен митр. Пет­ром Мо­ги­лой и еп. Луц­ким и Ост­рож­ским Алек­сан­дром Пу­зы­ной). К кон. 18 в. рус. до­ми­ни­кан­ская про­вин­ция на­счи­ты­ва­ла 62 мо­на­сты­ря с 565 мо­на­ха­ми. В нач. 16 в. до­ми­ни­кан­ские мис­сии рас­про­стра­ни­лись на при­бал­тий­ские ли­вон­ские и прус­ские зем­ли: в 1500 до­ми­ни­кан­ская мис­сия бы­ла уч­ре­ж­де­на в Виль­но, в 1644 – ос­но­ва­на ли­тов. до­ми­ни­кан­ская про­вин­ция, на­счи­ты­вав­шая к кон. 18 в. 43 мо­на­сты­ря с 679 мо­на­ха­ми. В 1772, по­сле пер­во­го раз­де­ла Ре­чи По­спо­ли­той, к Рос. им­пе­рии ото­шли зем­ли, на ко­то­рых рас­по­ла­га­лись 7 мо­на­сты­рей ли­тов. до­ми­ни­кан­ской про­вин­ции и 9 мо­на­сты­рей рус. до­ми­ни­кан­ской про­вин­ции. По­сле вто­ро­го (1793) и третье­го (1795) раз­де­лов Ре­чи По­спо­ли­той чис­ло Д. на тер­ри­то­рии Рос. им­пе­рии воз­рос­ло. В 1799 имп. Па­вел I по­ру­чил ли­тов. Д. пас­тыр­скую дея­тель­ность в Вы­борг­ской губ. с окорм­ле­ни­ем Юж. Фин­лян­дии, Ин­грии и Ка­ре­лии (мис­сия су­ще­ст­во­ва­ла вплоть до 1866). В 1799 бы­ла уч­ре­ж­де­на до­ми­ни­кан­ская мис­сия в Ре­ве­ле с окорм­ле­ни­ем всей тер­ри­то­рии Эс­то­нии (про­су­ще­ст­во­ва­ла до 1860). Зна­чит. ук­ре­п­ле­ние по­зи­ций Д. на тер­ри­то­рии Рос. им­пе­рии про­изош­ло в нач. 19 в., по­сле из­гна­ния из С.-Пе­тер­бур­га (1815), а по­том и из Рос. им­пе­рии (1820) иезуи­тов. Д. бы­ли по­ру­че­ны мно­гие быв. ие­зу­ит­ские при­хо­ды, наи­бо­лее зна­чи­тель­ным из ко­то­рых был при­ход св. Ека­те­ри­ны в С.-Пе­тер­бур­ге. В 1820–30-е гг. Д. по­лу­ча­ют при­хо­ды в Гат­чи­не, Кол­пи­не, Друж­но­се­лье, Крон­штад­те, ве­дут мис­сио­нер­скую дея­тель­ность в Са­ра­тов­ской, Орен­бург­ской, Уфим­ской, Ас­т­ра­хан­ской гу­бер­ни­ях. До­ми­ни­кан­ские мис­сии су­ще­ст­во­ва­ли в Одес­се (1826–42), на Кав­ка­зе (1817–30), в Вят­ской губ. (1837–38), в Ки­ши­нё­ве (с 1824), в Се­ва­сто­по­ле и Сим­фе­ро­по­ле (1830–40-е гг.). По­ло­же­ние Д. на тер­ри­то­рии Рос. им­пе­рии кар­ди­наль­но из­ме­ни­лось в прав­ле­ние имп. Ни­ко­лая I, в осо­бен­но­сти по­сле по­дав­ле­ния Польск. вос­ста­ния 1830–31. В 1839 бы­ла на­ча­та ре­ор­га­ни­за­ция адм.-­терр. сис­те­мы при­сут­ст­вия Д. на тер­ри­то­рии Рос. им­пе­рии: то­гда же бы­ли объ­е­ди­не­ны ли­тов. и рус. до­ми­ни­кан­ские про­вин­ции. С 1842 на­ча­лись уп­разд­не­ние и кон­фи­ска­ция до­ми­ни­кан­ских мо­на­стыр­ских вла­де­ний, мо­на­ше­ских школ и ти­по­гра­фий. С 1860-х по 1880-е гг. чис­ло Д. на тер­ри­то­рии Рос. им­пе­рии не­ук­лон­но сни­жа­лось – к 1881 ос­та­лось лишь 48 до­ми­ни­кан­ских мо­на­хов, осу­ще­ст­в­ляв­ших мис­сио­нер­ско-пас­тыр­скую дея­тель­ность в С.-Пе­тер­бур­ге, 6 внут­рен­них и 28 зап. гу­бер­ни­ях. По­сле 1917 дея­тель­ность Д., про­дол­жен­ная тер­циа­рия­ми, со­сре­до­то­чи­лась пре­им. в Мо­ск­ве и Ле­нин­гра­де. В 1992 на про­стран­ст­ве быв. СССР был вос­соз­дан про­винц. до­ми­ни­кан­ский ви­ка­ри­ат, под­чи­нён­ный польск. ор­ден­ской про­вин­ции. В 1993 на его ос­но­ве бы­ли об­ра­зо­ва­ны Ге­не­раль­ный ви­ка­ри­ат При­бал­ти­ки и Бе­ло­рус­сии свя­тых Ан­ге­лов-Хра­ни­те­лей и Ге­не­раль­ный ви­ка­ри­ат Рос­сии и Ук­раи­ны св. Ми­хаи­ла Ар­хан­ге­ла.

В нач. 21 в. (дан­ные на 2002) в Рос­сии, в С.-Петербурге, – 1 до­ми­ни­кан­ская мо­на­ше­ская оби­тель св. Ека­те­ри­ны, 1 об­щи­на до­ми­ни­ка­нок кон­гре­га­ции св. Сик­ста; в Мо­ск­ве – 1 до­ми­ни­кан­ский свя­щен­ник; на тер­ри­то­рии Рос­сии дей­ст­ву­ют ок. 30 чле­нов дви­же­ния Д.-ми­рян.

Доминиканская музыкальная традиция

Д. при­да­ют осо­бое зна­че­ние му­зы­ке в бо­го­слу­же­нии с сер. 13 в. (пев­че­ский ко­декс Гум­бер­та Ро­ман­ско­го, 1256). Спе­ци­фич­но ис­поль­зо­ва­ние боль­шо­го ан­ти­фо­на «Salve Regina» («Ра­дуй­ся, Ца­ри­ца»; ав­то­ры рас­пе­ва и тек­ста не­из­вест­ны; вве­дён в оби­ход в 1230), ко­то­рый ис­пол­ня­ет­ся еже­днев­но по за­вер­ше­нии су­точ­но­го цик­ла (оф­фи­ция). Кон­сер­ва­тизм Д. про­яв­ля­ет­ся в со­хра­не­нии за­пре­та на мно­го­го­лос­ные об­ра­бот­ки гри­го­ри­ан­ско­го хо­ра­ла (ка­пи­ту­лы 1242 и 1250), в рез­ком со­кра­ще­нии ме­лиз­ма­ти­ки, су­ще­ст­вен­ной для жан­ра ал­ли­луйи. По­ны­не ис­поль­зу­ют­ся в ка­то­лич. бо­го­слу­же­нии се­к­вен­ция «Lauda Sion Salva­torem» («Хва­ли, Си­он, Спа­си­те­ля») и гимн «Pan­ge lingua» («Вос­пой­те, ус­та, [та­ин­ст­во дос­то­слав­но­го Те­ла]»), ав­тор тек­стов ко­то­рых – Фо­ма Ак­вин­ский. К ор­де­ну Д. при­над­ле­жа­ли: Ие­ро­ним Мо­рав­ский – тео­ре­тик и ис­то­рик му­зы­ки, ав­тор «Трак­та­та о му­зы­ке» (ок. 1272); ар­хи­епи­скоп Кен­тер­бе­рий­ский Ро­берт Ки­лу­орд­би – бо­го­слов и фи­ло­соф, по­свя­тив­ший часть сво­его по­пу­ляр­но­го учеб­ни­ка «De ortu scientiarum» («О про­ис­хо­ж­де­нии на­ук», ок. 1250) фи­лос. обос­но­ва­нию му­зы­ки и гар­мо­нии.

Лит.: Loenertz R. J. Les missions dominicaines en Orient au XIVe siècle et la société des Frè­res Pérégrinants pour le Christ // Archivum Frat­rum Praedicatorum. 1932–1934, 1949. Vol. 2–4, 19; idem. La société des Frères Pérégrinants. Rome, 1937; Davy M.-M. Les dominicaines. P., 1934; Vesely J. Secondo ordine del San Domenico. Bologna, 1943; Reeves J. B. The Do­mi­nicans. Dubuque, 1959; Bennet R. F. The ear­ly Dominicans. N. Y., 1971; Redigonda L. A. Secoli dominicani. Bologna, 1972; Ща­ве­ле­ва Н. И. Ки­ев­ская мис­сия поль­ских до­ми­ни­кан­цев // Древ­ней­шие го­су­дар­ст­ва на тер­ри­то­рии СССР. 1982. М., 1984; Hinnebusch W. A. Brève histoire l’Ordre dominicain. P., 1990.

  • ДОМИНИКА́НЦЫ в широком смысле – общее наименование трёх ветвей Ордена св. Доминика, живущих согласно традициям доминиканской духовности, – Ордена проповедников, Второго ордена сестёр-монахинь, движения Д.-мирян, исторически восходящего к Третьему ордену (2007)
Вернуться к началу