ДОМИНИ́К ДЕ ГУСМАН
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОМИНИ́К де Гусман (лат. Dominicus; исп. Santo Domingo, Domingo de Guzmán) (ок. 1170/1171, м. Калеруэга, Кастилия – 6.8.1221, Болонья, Италия), основатель монашеского Ордена проповедников, святой католич. церкви.
Происходил из богатой дворянской семьи Феликса де Гусмана и Хуаны де Аза, известной верностью христианским добродетелям [беатифицирована папой Римским Львом XII (1823–29) 1.10.1824]; два старших брата Д. стали священниками [Антонио основал приют для бедных, Манес – чл. Ордена проповедников (с 1215), беатифицирован папой Римским Григорием XVI (1831–46) 2.6.1834]. С 7 до 14 лет Д. воспитывался дядей-священником; ок. 1186 начал изучать философию и богословие в Ун-те Паленсии. Тогда же, следуя примеру старших братьев, избрал церковное поприще. По окончании обучения (ок. 1196) был рукоположен в священники и стал членом капитула регулярных каноников г. Осма (Кастилия), придерживавшегося Устава св. Августина. В 1199 сакристан кафедрального собора Осмы, в 1201 заместитель настоятеля. В 1203–04, будучи участником посольства в Данию в свите еп. Диего де Асеведо, посетил Юж. Францию, где, как и в Сев. Италии, распространилась ересь катаров. После второго путешествия в Данию (1205–1206) еп. Диего и Д. решили посвятить себя проповеди среди язычников Сев. Европы, обратившись за разрешением к папе Римскому Иннокентию III (1198–1216). Однако тот отказал им в просьбе и рекомендовал вернуться в Испанию. На обратном пути в марте 1206 в Монпелье еп. Диего и Д. встретились с папскими легатами – цистерцианским аббатом Арнальдом и монахами Петром из Кастельнау и Раулем Фонфруадским, которым было поручено искоренение еретич. течений на юге Франции. Тогда же еп. Диего сформулировал идею о проповеди образом жизни, непосредственно доказывающим верность евангельским идеалам, – как ответ на распространённое в среде катаров мнение, что подлинным проповедником Евангелия является лишь тот, кто придерживается апостольской бедности. Желая явить подобный пример, еп. Диего вместе с Д. и тремя папскими легатами босиком отправились с проповедью, проводя публичные диспуты с еретиками в Сервьяне, Безье, Каркасоне и Монреале. В нояб. 1206 папа Иннокентий III поддержал новый вид апостолата и наделил своих легатов правом разрешать и др. священникам и монахам проповедовать в такой форме.
В кон. 1206 – нач. 1207 Д. основал первую женскую монашескую общину в Пруйе, состоявшую преим. из обращённых из ереси женщин. Держась в стороне от воен. действий Альбигойских войн, Д. сосредоточился исключительно на проповеди в Тулузе. В 1213 назначен викарием ин спиритуалибус епископства Каркассон. Отказавшись от двух предложений стать епископом, в 1214 Д. получил приход в г. Фанжо. После взятия Тулузы войсками гр. С. де Монфора Д. стремился превратить город в духовный центр своей проповеди. В апр. 1215 принял решение об основании нового Ордена проповедников (Ordo Praedicatorum), который позднее был назван Орденом св. Доминика (доминиканцев).
Последние пять лет жизни Д. связаны с деятельностью по укреплению и расширению влияния основанного им ордена. В 1217 по просьбе Д. папа Гонорий III распорядился направить в Тулузу для обучения и проповеди преподавателей и студентов из Парижского ун-та. Осознавая нестабильность политич. ситуации в Лангедоке, Д. стремился упрочить положение ордена в др. частях Европы (прежде всего в Сев. Франции и Испании). В конце дек. 1217 Д. приехал в Рим, чтобы согласовать с курией пункты конституции ордена и получить признание права доминиканцев на повсеместную проповедь (всеобщий характер ордена утверждён папой Гонорием III в февр. 1218). Концом 1218 –19 датировано пребывание Д. в Испании (Саламанка, Сеговия), Париже, Милане, Болонье и, наконец, в Витербо, где Д. получил папское поручение об основании женского монастыря при ц. Св. Сикста в Риме для реформирования рим. женского монашества (основан в 1221). Под председательством Д. в Болонье состоялись 1-й и 2-й генеральные капитулы ордена, на которых были определены его конституциональное устройство (май 1220) и первые орденские провинции (май 1221). Тогда же в Риме Д. основал мужской доминиканский монастырь при ц. Св. Сабины.
Процесс канонизации Д. начался в Болонье и Тулузе уже в 1233. В июле 1234 буллой папы Григория IX (1227–41) «Fons sapientiae», обнародованной в г. Риети, Д. был причислен к лику святых. В июне 1267 мощи св. Д. перенесены в реликварий монастыря Сан-Доминико в Болонье. День памяти в католич. церкви – 8 августа.
Не сохранилось ни одного прижизненного изображения св. Д. или его посмертной маски, известны только описания современников. В иконографич. традиции он часто изображается с бородой в облачении доминиканского монаха – в белой рясе и чёрном плаще (скапулярии) с капюшоном. Наиболее частыми иконографич. атрибутами св. Д. служат звезда около головы или непосредственно во лбу, книга (символизирует Священное Писание; чаще всего открыта на странице со словами «Идите и проповедуйте»), лилия (с 14 в.) – символ чистоты. Нередко св. Д. сопровождает собака с горящим факелом в зубах (иконографически обыгрывается схожесть звучания лат. Dominicani – доминиканцы и Domini canes – псы Господни). Более поздняя традиция (15 в.) связывает со св. Д. возникновение чёток и молитвенной традиции Розария.