МОНА́ШЕСКИЕ УСТА́ВЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОНА́ШЕСКИЕ УСТА́ВЫ, совокупность правил, определяющих жизнь монахов.
В буддизме М. у. разл. школ имеют общее назв. «Патимоккха» (пали) или «Пратимокша» (санскр.) и входят в книги Винаи-питаки (см. Типитака). Разл. буддистские М. у. включают приблизительно от 150 до 250 правил поведения, причём часть их (запреты убивать, красть, вступать в половые отношения и др.) является обязательной для исполнения, а часть – желательной. За нарушение правил монах может быть подвергнут наказаниям, вплоть до изгнания из монашеской общины (сангхи).
В христианстве появление письменных М. у. связано с развитием в 4 в. общежительного (киновитского) монашества. Уставы имели целью координацию жизни больших монашеских общин: регулирование отношений между монахами, распределение между ними обязанностей (послушаний), установление распорядка дня (определённое время для молитв, трапезы, послушания) и т. д. Первый письменный М. у. происходит из монастырей Ср. Египта, объединённых традицией уклада жизни, восходящей к прп. Пахомию Великому. Этот устав, записанный уже после смерти прп. Пахомия (ок. 347), имел целью зафиксировать установленные им правила общежительного монашества. Впоследствии устав Пахомия был дополнен сочинениями, имевшими характер скорее духовных наставлений, чем предписаний (напр., «Послание аввы Орсисия»). В таком виде ок. 400 он был переведён на лат. яз., что положило начало традиции составления М. у. на Западе. Устав Пахомия был переведён также на вост. языки (коптский, арм. и др.) и ныне известен в нескольких редакциях. Два М. у. (монашеские правила), составленные в 360-е гг. свт. Василием Великим, представляют собой фиксацию монашеской традиции в Малой Азии. Имеющие в меньшей степени предписательный характер, нежели устав Пахомия, эти уставы являются скорее практич. комментарием к «Аскетикону» и др. сочинениям Василия Великого, описывающим духовную сторону монашеского подвига.
Хотя М. у. святых Пахомия и Василия стали основой уклада монашеской жизни, в Византии общие вопросы существования монашества регулировались гос. и церковным законодательством (Номоканон и т. п.). В отд. монастырях могли существовать местные особенности уклада жизни на основе традиций, идущих от основателя монастыря или обусловленных завещаниями ктиторов. Некоторые предписания, отличные от общепринятых, касающиеся в осн. богослужебной практики, встречаются в разл. монастырских типиконах. Осн. правила общежительной монашеской жизни включены в богослужебный Студийский устав (9–10 вв.). Ныне большинство монастырей на православном Востоке (в частности, все монастыри Афона) руководствуются общежительными уставами, восходящими к прп. Пахомию.
На Руси М. у. первоначально заимствовались из визант. Церкви. Общежительный Киево-Печерский мон. (будущая Киево-Печерская лавра) со времени прп. Феодосия Печерского руководствовался Студийским уставом в переработке патриарха Константинопольского Алексия (1025–43). Дисциплинарные нормы этого устава употреблялись в рус. монастырях до 17 в. Особножительные монастыри (монахи жили в собств. кельях и по индивидуальному распорядку дня) не имели письменно оформленного устава. Древнейший рус. письменный общежительный устав принадлежит прп. Ефросину Псковскому (ум. 1481), другой, наиболее известный, общежительный устав («Духовная грамота») – прп. Иосифу Волоцкому. Известны также общежительные уставы прп. Корнилия Комельского (ум. 1537) и Герасима Болдинского (ум. 1554). Скитскую форму монашеской жизни (неск. отд. келий, составляющих небольшой монастырь или монашеское поселение – скит) предписывали Скитский устав (2-я пол. 15 в.) и близкий к нему устав прп. Нила Сорского («Предание учеником своим о жительстве скитском», нач. 16 в.). На протяжении 16–17 вв. появлялись как особножительные, так и общежительные М. у. В этот период священноначалие Рус. церкви неоднократно предпринимало попытки упорядочить монастырский уклад и следить за строгим соблюдением устава (церковный собор 1503, Стоглавый собор 1551). Собор 1681–82 запретил скитское монашество, в среде которого было сильным влияние старообрядчества.
В Петровскую эпоху М. у. были заменены «Прибавлением о правилах причта церковного и чина монашеского» (1722), изданным в дополнение к Духовному регламенту 1721. Этот документ утвердил общежительство как единственную легализов. форму монастырской жизни в России (тем не менее особножительные монастыри существовали); вплоть до 1917 он оставался осн. законодательным актом, регулирующим жизнь рус. монастырей. Попытка создания новых М. у. имела место в кон. 18 в. Так, «Чин церковный и устав монастыря Санаксарского», связанный с именем прп. Феодора Санаксарского (окончат. редакция издана в 1885), представляет собой сочетание др.-рус. М. у. на основе Студийского устава с нормативными элементами зап. бенедиктинской традиции.
Поместный собор Рус. церкви 1917–1918 подтвердил предпочтительность общежительной формы монашеской жизни и рекомендовал всем монастырям ввести общежительный устав. Это постановление остаётся актуальным для монашествующих и ныне. В совр. рус. монастырях М. у. как таковые отсутствуют; богослужебный и бытовой уклад монастыря определяет, как правило, его настоятель. На монастырскую жизнь оказывают влияние традиции, заложенные «Духовным регламентом» и др. церковно-правовыми актами синодального периода.
На Западе М. у. преим. представляют собой нормативные церковно-правовые документы. Первым таким уставом был устав блж. Августина (кон. 4 в.), который Алипий Тагастский дополнил кратким описанием дневного богослужебного круга. Однако ряд ранних (5 в.) сочинений христианского Запада, в которых изложены правила монашеской жизни: «Правила четырёх отцов», «Второе правило отцов», «Восточное правило», созданные в мон. Лерин, и «О правилах общежительных монастырей» («De institutis coenobiorum») прп. Иоанна Кассиана Римлянина, – сохраняли характер нравственно-аскетич., богословских сочинений. Впоследствии они стали основой нормативных уставов 6 в., связанных с именами Кесария и Аврелиана, епископов Арелатских. Этим авторам принадлежат по два устава, соответственно, для мужских и женских монастырей. В 7 в. в меровингской Галлии появился М. у. Иоанна Кассиана Римлянина, представлявший собой сокращённый вариант первых 4 книг его соч. «О правилах общежительных монастырей», из которых были изъяты теоретич. аспекты и оставлены только практич. предписания. В Италии в нач. 6 в. получило распространение «Правило учителя».
Классическим зап. М. у. стал устав св. Бенедикта Нурсийского (сер. 6 в.), в котором детально разобраны все аспекты монашеской жизни и устройства общежительных монастырей. В силу своей универсальности бенедиктинский устав довольно быстро распространился на христианском Западе и в нач. 9 в. фактически вытеснил другие М. у. На рубеже 6–7 вв., благодаря деятельности ирл. миссионера св. Колумбана, во Франкском королевстве и в Сев. Италии, гл. обр. в монастырях, основанных Колумбаном или его учениками, начал вводиться довольно суровый устав Колумбана, связанный с ирл. монашеской традицией. Однако к кон. 7 в. в колумбановых монастырях появилась тенденция к смягчению этого устава и введению в него элементов бенедиктинского устава. В 7–8 вв. новые М. у. появились в вестготской Испании (уставы Леандра Севильского, Исидора Севильского, Фруктуоза, еп. Браги), а также в Ирландии. Тенденция к унификации богослужебной практики и церковной жизни, начатая франкским имп. Карлом I Великим, сказалась на реформе монастырей по бенедиктинскому уставу, проводимой в нач. 9 в. Бенедиктом Анианским. Сочинения Бенедикта Анианского «Кодекс уставов» (сб-к всех известных на Западе М. у., начиная с устава Пахомия), «Согласование уставов» и «Комментарий на устав св. Бенедикта» подводили своеобразный итог развития М. у. на Западе.
Новый этап в истории М. у. на Западе связан с появлением в 11 в. новых орденов монашеских. Первые орденские уставы 11–12 вв. (напр., устав св. Ромуальда для ордена камальдулов) базировались на уставах Бенедикта или Августина. Новые монашеские организации (цистерцианцы и др.) объявляли себя реформаторами бенедиктинской традиции; св. Доминик в качестве основного М. у. учреждённого им Доминиканского ордена признавал устав Августина. Появление нескольких М. у. связано с именем св. Франциска Ассизского; один из его уставов предназначался для полумонашеских общин. Аскетическо-назидательное сочинение И. Лойолы «Духовные упражнения» (16 в.) стало рассматриваться в качестве устава основанного им ордена иезуитов.
Ныне в Римско-католич. церкви официально признаны 4 М. у.: Василия Великого, Августина, Бенедикта Нурсийского и Франциска Ассизского. Деятельность всех монашеских орденов и конгрегаций регулируется их конституциями, основанными, как правило, на одном из этих 4 уставов.