НОМОКАНО́Н
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НОМОКАНО́Н (греч. νομοϰάνονον или νομοϰάνων, букв. – законоправило), визант. юридич. сборник, включающий церковные каноны (ϰάνων) и законы (νόμος) императоров о Церкви.
В Н., как правило, имелось 2 части – предметная и хронологическая. Первая из них (традиционно она именуется «систематической», хотя и вторая часть построена систематически) состояла из ряда разделов (титулов), которые могли делиться на главы. Титулы и главы были выделены по предметам правового регулирования (о статусе епископов, о церковных наказаниях и т. д.) и содержали ссылки на соответствующие каноны, а во многих случаях и выдержки из гос. законов (или ссылки на законы). Во 2-й части Н. находились полные тексты канонов, расположенные в хронологич. последовательности (зачастую учитывалась и юридич. сила канонов – напр., каноны Вселенских соборов могли предшествовать канонам Поместных соборов). Н. обычно снабжались предисловием, перечнем источников, оглавлением 1-й части. Кроме того, к ним часто присоединялись разл. дополнения (сборники гос. законов, церковно-историч. повествования и др.).
Среди памятников номоканонич. типа наиболее известны Н. 50 титулов (кон. 6 в.) и Н. 14 титулов (1-я пол. 7 в.), названные так по количеству разделов в предметной части. Оба сборника многократно перерабатывались и дополнялись. Важнейшие редакции Н. 14 титулов принадлежат свт. Фотию Константинопольскому (883) и Феодору Весту (ок. 1090). В сер. 12 в. Иоанн Зонара составил комментарий к хронологич. части Н. 14 титулов, а в 1169–77 Феодор Вальсамон прокомментировал обе части сборника.
К Н. иногда причисляют Властаря синтагму алфавитную, которая, однако, является особым церковно-юридич. сборником, отличающимся от Н. по структуре и содержанию. Название «Н.» также применялось в поздней Византии и слав. государствах для обозначения сборников, регламентировавших практику церковного покаяния (Н. Псевдо-Иоанна Постника, Н. при Большом Требнике и др.; см. также Епитимия). После падения Византии в греч. церковных кругах продолжали создаваться правовые сборники, называвшиеся «Н.» (напр., Н. Мануила Малакса), хотя они имели мало общего с традиционными визант. номоканонами. К разряду Н. могли относиться и конкретные юридич. памятники (рукописи).
Начиная с 9–10 вв. Н. неоднократно переводились на церковнославянский язык, составив основу разл. редакций Кормчей книги.