Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́РМЧАЯ КНИ́ГА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 325

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. А. Максимович

КО́РМЧАЯ КНИ́ГА, юри­ди­че­ский сбор­ник; вклю­ча­ет тек­сты, пре­иму­ще­ст­вен­но пе­ре­ве­дён­ные с гре­че­ско­го на цер­ков­но­сла­вян­ский язык в 10–13 вв. На прак­ти­ке тер­мин «корм­чая» ис­поль­зу­ет­ся для обо­зна­че­ния как сб-ка в це­лом («Древ­не­сла­вян­ская корм­чая», «Корм­чая рус­ской ре­дак­ции»), так и кон­крет­ных ру­ко­пис­ных сб-ков пра­во­во­го со­дер­жа­ния («Еф­ре­мов­ская корм­чая», «Ря­зан­ская корм­чая» и др.). В совр. на­уч. лит-ре тер­мин «К. к.», как пра­ви­ло, при­ме­ня­ет­ся толь­ко к юри­дич. сб-кам рус. про­ис­хо­ж­де­ния. Ви­зант., серб. и болг. сб-ки ана­ло­гич­но­го со­дер­жа­ния обыч­но на­зы­ва­ют но­мо­ка­но­на­ми.

К. к. вклю­ча­ет тек­сты, раз­лич­ные по жан­ру. На­ря­ду с пе­ре­во­да­ми па­мят­ни­ков ви­зант. ка­но­ни­че­ско­го пра­ва и свет­ско­го пра­ва в со­став корм­чих вхо­дят епи­ти­мий­ные пра­ви­ла (ви­зант. и зап. про­ис­хо­ж­де­ния; см. Епи­ти­мия), сим­во­лы ве­ры, ка­лен­дар­ные трак­та­ты, со­чи­не­ния на­зи­да­тель­но­го ха­рак­те­ра, таб­ли­цы сте­пе­ней род­ст­ва, по­ле­ми­ка про­тив ере­сей, Рус­ская прав­да, кня­же­ские ус­та­вы 10–12 вв. и Су­деб­ни­ки 15–16 вв. Важ­ной со­став­ной ча­стью (хо­тя и не пред­став­лен­ной во всех спи­сках) яв­ля­ет­ся те­ма­тич. ука­за­тель ка­но­нов в 14 «ти­ту­лах» (раз­де­лах).

В рус. ру­ко­пис­ной тра­ди­ции из­вест­ны древ­ней­шие пе­ре­во­ды но­мо­ка­но­на с гре­че­ско­го на слав. язык: «Мо­рав­ский но­мо­ка­нон» (2-я пол. 9 в.), свя­зан­ный с дея­тель­но­стью в Мо­ра­вии пер­во­учи­те­ля сла­вян Ме­фо­дия (см. Ки­рилл и Ме­фо­дий); вы­пол­нен­ный в Бол­га­рии пе­ревод ви­зант. «Син­таг­мы в 14 ти­ту­лах» без тол­ко­ва­ний с до­пол­нит. стать­я­ми («Древ­не­бол­гар­ский но­мо­ка­нон», 10 в.); «Серб­ский но­мо­ка­нон» (или «Но­мо­ка­нон св. Сав­вы», нач. 13 в.), в ко­то­рый был вклю­чён со­кра­щён­ный текст цер­ков­ных ка­но­нов с ком­мен­та­рия­ми ви­зант. ка­но­ни­стов 12 в. Ари­сти­на и Зо­на­ры. Важ­ная роль в со­хра­не­нии древ­ней­ших слав. па­мят­ни­ков цер­ков­но­го пра­ва при­над­ле­жит др.-рус. «Ус­тюж­ской корм­чей» (13–14 вв.): имен­но в ней со­хра­ни­лись ме­фо­ди­ев­ские пе­ре­во­ды – «Мо­рав­ский но­мо­ка­нон» и «За­кон суд­ный лю­дем». «Древ­не­бол­гар­ский но­мо­ка­нон» со­дер­жит­ся в са­мой древ­ней из рус. корм­чих – «Еф­ре­мов­ской корм­чей» (12 в.). В ос­но­ве вто­рой по древ­но­сти из со­хра­нив­ших­ся рус. корм­чих – «Ря­зан­ской корм­чей» (1284), пе­ре­пи­сан­ной с ки­ев­ско­го ори­ги­на­ла, ле­жит ру­ко­пись «Серб­ско­го но­мо­ка­но­на», при­слан­ная в 1262 из Бол­га­рии ми­тро­по­ли­ту Ки­ев­ско­му Ки­рил­лу II (III). «Ря­зан­ская корм­чая» со­дер­жит час­тич­но со­кра­щён­ный текст цер­ков­ных ка­но­нов с тол­ко­ва­ния­ми Ари­сти­на и Зо­на­ры.

Рус. ре­дак­ция К. к. пред­став­ле­на в ря­де спи­сков, древ­ней­ший из ко­то­рых – «Нов­го­род­ская корм­чая» (ме­ж­ду 1285 и 1291). Она со­дер­жит пол­ный текст ка­но­нов, за­им­ст­во­ван­ный из «Древ­не­бол­гар­ско­го но­мо­ка­но­на», при этом тол­ко­ва­ния за­им­ст­во­ва­ны из «Серб­ско­го но­мо­ка­но­на». «Нов­го­род­ская корм­чая» вклю­ча­ет ряд рус­ских по про­ис­хо­ж­де­нию ста­тей («Пра­ви­ла ми­тро­по­ли­та Иоан­на», «По­сла­ние ми­тро­по­ли­та Ио­ан­на», кня­же­ские ус­та­вы, оп­ре­де­ляю­щие об­ласть цер­ков­но­го су­да, и др.). Имен­но в «Нов­го­род­ской корм­чей» впер­вые в рус. юри­дич. книж­но­сти встре­ча­ет­ся тер­мин «К. к.» («Кни­гы г(ла­го)ле­мы* кърми­чи*, рекъ­ше пра­ви­ло за­кон?, грець­кымь *зы­комь но­мо­кан(?нъ)...»).

Осо­бый тип К. к. рус. ре­дак­ции – т. н. «Корм­чие с ме­ри­лом пра­вед­ным», на­зва­ние ко­то­рых про­ис­хо­дит от вклю­че­ния в них др.-рус. пра­во­во­го сб. «Ме­ри­ло пра­вед­ное», со­став­лен­но­го в кон. 13 в. из раз­лич­ных по жан­ру тек­стов болг., серб. и рус. про­ис­хо­ж­де­ния, пре­им. пе­ре­ве­дён­ных с греч. язы­ка. В 14–16 вв. на Ру­си К. к. не­од­но­крат­но пе­ре­ра­ба­ты­ва­лись, соз­да­ва­лись их но­вые ре­дак­ции (мяс­ни­ков­ская, со­фий­ская, за­пад­но­рус­ская, корм­чая Вас­сиа­на Пат­ри­кее­ва, свод­ная корм­чая митр. Да­нии­ла и др.). В 1649 (при пат­ри­ар­хе Ио­си­фе) бы­ло на­ча­то, а в 1653 (при пат­ри­ар­хе Ни­ко­не) за­вер­ше­но из­да­ние К. к. – «Пе­чат­ной корм­чей». Она вклю­ча­ла со­кра­щён­ный текст цер­ков­ных ка­но­нов с тол­ко­ва­ния­ми, за­ко­ны ви­зант. им­пе­ра­то­ров о Церк­ви и мн. др. тек­сты ви­зант. пра­ва. Вплоть до из­да­ния Кни­ги пра­вил (1839) «Пе­чат­ная корм­чая» слу­жи­ла гл. ка­но­нич. ко­дек­сом Рус. церк­ви (пе­ре­из­да­ния 1787, 1804, 1810, 1816, 1834).

В цер­ков­но-юри­дич. прак­ти­ке К. к. про­дол­жа­ет поль­зо­вать­ся ав­то­ри­те­том и во мно­гом со­хра­ня­ет своё зна­че­ние.

Изд.: Корм­чая. М., 1653; Бе­не­ше­вич В. Н. Древ­не­сла­вян­ская Корм­чая XIV ти­ту­лов без тол­ко­ва­ний. СПб.; Со­фия, 1906–1987. Т. 1–2; Корм­чая. На­пе­ча­та­на с ори­ги­на­ла пат­ри­ар­ха Ио­си­фа. М., 1912–1913. СПб., 1996; За­ко­но­пра­ви­ло, или Но­мо­ка­нон Све­то­га Са­ве: Ило­вич­ки пре­пис 1262 г. Горњи Ми­ла­но­вац, 1991; Ма­зу­рин­ская Корм­чая: па­мят­ник меж­сла­вян­ских куль­тур­ных свя­зей XIV–XVI вв. М., 2002.

Лит.: Ро­зен­кампф Г. А. Обо­зре­ние Корм­чей кни­ги в ис­то­ри­че­ском ви­де. СПб., 1839; Срез­нев­ский И. И. Обо­зре­ние древ­них рус­ских спи­сков Корм­чей кни­ги. СПб., 1897; Тро­иц­ки С. Ка­ко тре­ба из­да­ти Све­то­сав­ску Крмчиjу (Но­мо­ка­нон са ту­ма­чењ и­ма // Спо­ме­ник. 1952. Књ. 102; Zužek I. Kormčaja Kniga. Studies on the chief code of Russian canon law. Roma, 1964; Ща­пов ЯН. Ви­зан­тий­ское и юж­но­сла­вян­ское пра­во­вое на­сле­дие на Ру­си в XI– XIII вв. М., 1978; он же. «Но­мо­ка­нон» Ме­фо­дия в Ве­ли­кой Мо­ра­вии и на Ру­си // Ве­ли­кая Мо­ра­вия, ее ис­то­ри­че­ское и куль­тур­ное зна­че­ние. М., 1985; Пли­гу­зов А. И. Корм­чая Вас­сиа­на Пат­ри­кее­ва // Ис­сле­до­ва­ния по ис­точ­ни­ко­ве­де­нию ис­то­рии СССР до­ок­тябрь­ско­го пе­рио­да. М., 1988; Чер­ны­ше­ва М. И. Корм­чая: К ис­то­рии рус­ско­го на­зва­ния ви­зан­тий­ско­го пра­во­во­го сбор­ни­ка // Fontes mino­res. Fr./M., 1998. Bd 10; Мак­си­мо­вич К. А. Ус­тюж­ская корм­чая кни­га XIII–XIV вв. // Мак­си­мо­вич К. А. За­конъ со­удь­ныи людьмъ. М., 2004; Мош­ко­ва Л. В. Корм­чие осо­бо­го со­ста­ва // Ка­та­лог сла­вя­но-рус­ских ру­ко­пис­ных книг XVI в. ... М., 2005. Вып. 1; Бе­ля­ко­ва Е. В. К во­про­су о пер­вом из­да­нии Корм­чей кни­ги // Вест­ник цер­ков­ной ис­то­рии. 2006. № 1; она же. Круг ис­точ­ни­ков по ис­то­рии Пе­чат­ной Ко­рм­чей // Древ­няя Русь. 2007. № 29.

Вернуться к началу