«МЕРИ́ЛО ПРА́ВЕДНОЕ»
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«МЕРИ́ЛО ПРА́ВЕДНОЕ», др.-рус. сборник церковно-канонич. и юридич. характера 13–14 вв. Создан между 1270-ми гг. (время составления рус. редакции Кормчей книги) и 14 в. (древнейший список «М. п.»).
Известно 4 списка «М. п.»: Троицкий (14 в.; хранился в Троице-Сергиевом мон.), Синодальный 525 (кон. 15 в.), ГИМ Синодальный 524 (1587) и РНБ К/Б № 143 (1222) (2-я пол. 16 в.). Состоит из двух частей. Первая включает «Слова» и поучения о праведных и неправедных судьях и князьях, об их ответственности перед Богом, об обязанности обличения неправедных судей. Здесь использованы фрагменты текстов библейских книг (Псалтири, Притч Соломона, Книги Премудрости Соломона, Исхода, Книги пророка Исаии, Книги Иисуса, сына Сирахова, Книги пророка Аввакума, Книги пророка Даниила, Евангелия от Иоанна, Послания к Римлянам, Послания к Евреям). Ряд библейских текстов приводится в редакции Паремийника. Кроме того, в этой части собраны фрагменты из Шестоднева Василия Великого, Пчелы, Пандектов Антиоха Черноризца, Жития Иоанна Милостивого, Изборника 1076, Хроники Георгия Амартола, произведений Иоанна Златоуста, Иоанна Лествичника, Анастасия Синаита и др. Присутствуют в 1-й части «М. п.» и оригинальные рус. тексты: вводная статья, «Наказание» Симеона, еп. Тверского (ок. 1271), статья 1015 г. из «Повести временных лет». М. Н. Тихомиров считал, что автором вводной статьи, обращённой к князю (его имя затёрто в Троицком списке), являлся Никифор – митрополит Киевский (1104–1121). Вероятно, русскими по происхождению являются также статьи «О вдовах и сиротах», «Слово о судиях и властелех», «Наказание князем».
Вторая часть «М. п.» (30 глав) включает: тематич. подборку о суде из правил Кормчей книги рус. редакции [первые 15 глав о суде, размещённые по строго выстроенной схеме: 1-я гл. – понятие «вина» (т. е. преступление); 2-я – о свидетелях; 3-я – о царях и князьях, т. е. об обладающих высшей судебной властью; 4-я – о епископах и т. д.]; визант. юридич. памятники («Избрание от закона Моисеева», Эклогу, Собрание в 87 главах новелл Юстиниана и новеллы 137 и 133 в переработанном виде, «Прохирон» в полном составе; три новеллы Алексея Комнина); слав. «Закон судный людем»; определение Константинопольского собора 920 в значительно сокращённом виде; статьи о браке и степенях родства из серб. редакции Кормчей книги; рус. законодат. памятники (Русскую правду, устав «О церковных людех»); небольшие статьи, не вошедшие в оглавление.
«М. п.» носило учительный характер, свойственный визант. юридич. текстам. Имело исключительно важное значение для рус. правовой традиции, т. к. содержало наиболее полное собрание юридич. текстов визант. происхождения, известных в др.-рус. письменности, а также наиболее ранний слав. список Эклоги. Включение рус. княжеских постановлений в одном ряду с визант. законодат. актами, упоминание рус. князей сразу после благочестивых царей значительно поднимало авторитет князей, формировало представление о единстве библейской, визант. и др.-рус. традиций. Наряду с этим, в «М. п.» содержались обличит. статьи, адресованные князьям, что также выделяет его среди памятников рус. письменности.
Происхождение и источники «М. п.» недостаточно изучены. Впервые опубликовано в 1961 М. Н. Тихомировым. Большинство исследователей (Д. В. Айналов, В. А. Водов, Г. И. Вздорнов, Л. В. Милов) считали его тверским памятником, исходя из оформления древнейшей рукописи и наличия в ней «Наказания» еп. Тверского Симеона. По мнению В. А. Кучкина, сб-к мог попасть в Троице-Сергиев мон. вместе с др. рукописями, вывезенными из Твери после присоединения Тверского вел. кн-ва к Рус. гос-ву (1485). Среди источников сб-ка наиболее исследована Рус. правда. Милов сделал вывод о наличии «швов» в тексте памятника, свидетельствующих о вставках дополнит. статей с целью восстановить угасший текст протографа. Он показал также, что рукопись использовалась для обучения писцов, что, по его мнению, свидетельствует о редактировании текста др.-рус. переписчиком. Р. Шнайдер отметил значит. расхождение в редакции учительных текстов с опубликов. др.-рус. памятниками. Изучение собрания новелл Юстиниана в «М. п.» позволяет говорить о значит. редакторской работе, направленной на сокращение и прояснение их текста.
Во 2-й пол. 15 в. «М. п.» использовалось при создании Чудовской редакции Кормчей книги (более 40 списков; древнейший – Пермский – относится ко 2-й пол. 15 в.) и «Кормчей Ивана Волка Курицына».