НИКИ́ФОР
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИКИ́ФОР (Никифор I) (? – апр. 1121, Киев), рус. церковный деятель и писатель; митрополит Киевский (1104–21). По происхождению грек. Назначен на Рус. митрополию визант. имп. Алексеем I Комнином и патриархом Константинопольским Николаем III Грамматиком. Прибыл в Киев 6 дек., возведён на кафедру 18.12.1104. О церковно-адм. деятельности Н. известно немного. Помимо многочисл. архиерейских рукоположений, Н. участвовал в офиц. общерусской канонизации прп. Феодосия Печерского (1108) и во втором перенесении мощей святых Бориса и Глеба в новую церковь в Вышгороде (2.5.1115).
Автор полемических и гомилетических сочинений. Сохранились 4 поучения Н.: адресованное «всему церковному народу» послание в неделю сыропустную, а также ещё 3 в форме посланий к князьям, из них 2 – к киевскому кн. Владимиру Всеволодовичу Мономаху, 1 – к владимиро-волынскому кн. Ярославу Святополчичу. Все сочинения были написаны по-гречески, дошли до нашего времени только в др.-рус. переводах. В послании ко «всему церковному народу» обращает на себя особое внимание, наряду с общими призывами к посту и милосердию, осуждение «великого реза» (завышенных ростовщических процентов). Вероятно, оно написано под влиянием ситуации в Киеве в последние годы княжения кн. Святополка Изяславича (резоимание было ограничено ст. 53 Русской правды, созданной позднее – в начале киевского княжения Владимира Мономаха). В сочетании с молчанием «Повести временных лет» об участии Н. и высших представителей Рус. церкви в похоронах кн. Святополка Изяславича 16.4.1113 (тогда как среди встречавших Владимира Мономаха несколькими днями позднее они обозначены) обращение Н. к теме ростовщичества даёт основание подозревать достаточно серьёзный конфликт между ним и кн. Святополком Изяславичем в конце жизни последнего. В пространном духовном поучении Н. к Владимиру Мономаху явно сквозит сдержанная похвала митрополита. Для этого сочинения характерно тесное переплетение нравоучения и опирающихся на патристич. и платонич. основу богословско-филос. рассуждений о человеческой природе, происхождении княжеской власти и её предназначении, что делает послание своего рода «княжеским зерцалом» (т. е. руководством государю). Традицию полемики против «латинян» продолжает антилатинское послание к Владимиру Мономаху, написанное по просьбе князя разъяснить, «како отвръжени быша латина от святыя соборныя и правоверныя цьркве». Этот текст представляет собой перечень богослужебных, дисциплинарных и бытовых отличий Западной Церкви от Восточной. Содержательно и даже текстуально к этому поучению близко аналогичное, предназначенное для кн. Ярослава Святополчича (в сохранившихся списках князь ошибочно именуется Ярославом Муромским Святославичем) и существующее в пространной и краткой (здесь имя адресата опущено) редакциях. Вместе с тем полемика в поучении к владимиро-волынскому князю более развёрнута по сравнению с антилат. посланием к Владимиру Мономаху – особенно в литургически и богословски принципиальном вопросе об опресноках. Обращение к Ярославу дополнительно мотивировано тем, что «земля Лядьская» (т. е. Польша) у него «в соседех есть».