«ЗАКО́Н СУ́ДНЫЙ ЛЮ́ДЕМ»
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ЗАКО́Н СУ́ДНЫЙ ЛЮ́ДЕМ», древнейший памятник права на слав. языке. Его источниками послужили юридич. тексты, представляющие разл. правовые традиции: в основу был положен перевод с греч. яз. 17-й главы визант. юридич. сб. Эклоги (1-я пол. 8 в.), его положения были дополнены церковными наказаниями (епитимьями), которые восходят к ср.- век. зап. традиции покаянной дисциплины, представленной в многочисл. лат. сборниках епитимий (пенитенциалах); влияние на памятник оказали также исконно слав. правовые представления и обычаи.
Известны три редакции текста «З. с. л.» – Краткая (кон. 9 в.), единственная оригинальная, а также Пространная и Сводная, которые представляют собой переработку краткой редакции на Руси в 13 – нач. 15 вв. По ряду признаков (напр., включение «З. с. л.» в юридич. корпус, составленный при киевском кн. Ярославе Владимировиче Мудром) можно заключить, что уже в 1-й пол. 11 в. памятник был известен в Др.-рус. гос-ве. Количество сохранившихся рукописей (ок. 60) свидетельствует о популярности «З. с. л.» на Руси. В сер. 17 в. «З. с. л.» включён в офиц. кодекс РПЦ – Печатную Кормчую книгу (1653), где получил назв. «Законъ судный людемъ царя Константина Великаго».
«З. с. л.» исследуется с нач. 19 в. Время и место создания памятника вызывают споры в науке. Вероятным представляется, что «З. с. л.» создан слав. первоучителем Мефодием (см. в ст. Кирилл и Мефодий) скорее всего во время его архиепископского служения в Паннонском диоцезе (ок. 870–885). Согласно «болгарской теории», «З. с. л.» составлен в Болгарии вскоре после принятия христианства в 864–866 (Т. Сатурник, С. Бобчев, М. Андреев, В. Ганев и др.). По «моравской теории» (чеш. учёные Й. Вашица и В. Прохазка), памятник был создан во время миссии Кирилла и Мефодия в Великоморавской державе в период между 863 и 867, а его автором являлся Кирилл. «Македонская гипотеза» (С. В. Троицкий) предполагает создание «З. с. л.» Мефодием в его бытность наместником визант. пров. Стримон, заселённой макед. славянами (830-е гг.). Ни одна из предложенных теорий не может считаться общепринятой, хотя большинство исследователей считают «З. с. л.» моравским памятником, возникшим в период между 863 и 885.
Краткая редакция «З. с. л.» в дошедшем до нас виде состоит из 32 небольших статей, в которых трактовались вопросы религ. обрядов, процессуального, имущественного, брачного и уголовного права. Запрещались языч. жертвы и обряды, насильственное удаление из храма лица, ищущего церковного убежища, обращение в рабство свободных, переманивание к себе чужих рабов, а также внесудебная расправа (самоуправство), свидетельствование родителей против детей и детей против родителей. Назначались наказания за преступления против собственности (умышленный поджог леса или жилища, неумышленный поджог поля, гибель и отгон чужого скота, кражу церковной утвари, ограбление могил и др.). Регламентировалось использование чужого коня по договорённости. Трактовались вопросы справедливого раздела воен. добычи, выкупа пленных из рабства, предписывалось отдавать в церковь на покаяние тех, кто отступил от христианства в плену у неверных, преследовалась кража в воен. походе. Предусматривались наказания за преступления против обществ. нравственности и морали (блуд со своей или чужой рабыней, с монахиней, изнасилование, связь с несовершеннолетней и обручённой с др. человеком), а также компенсация потерпевшей девушке в случае отказа соблазнителя жениться на ней, запрещались брак с кумой (крёстной матерью ребёнка) и между близкими родственниками, многожёнство. В статье, вероятно, добавленной к осн. тексту позднее, перечислялись основания для развода мужа с женой (прелюбодеяние, умысел против жизни супруга, заболевание проказой или «дурной болезнью»).