КАНОНИ́ЧЕСКОЕ ПРА́ВО
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАНОНИ́ЧЕСКОЕ ПРА́ВО (jus canonicum), совокупность юридич. положений (принципов и норм), установленных в соответствии с христианскими канонами. К. п. регулирует вопросы устройства Церкви, взаимоотношений её членов, церковных правонарушений, судопроизводства, управления церковным имуществом, взаимоотношений Церкви с государством и др. обществ. структурами, а также брачно-семейные отношения.
В зап. юридич. лит-ре иногда различаются понятия «К. п.» и «церковное право» (jus ecclesiasticum). На православном Востоке, в частности в Рус. православной церкви, в церковных документах, учебной деятельности, обиходе эти понятия употребляются синонимично.
Церковь получила от Самого Христа правило веры и осн. законы жизни по вере (заповеди), поэтому своё право она выводит из Божественного Откровения; др. правила (каноны) Церковь издавала сама, властью, которую Христос вручил ей. Т. о., источниками К. п. являются тексты Священного Писания, церковные обычаи, постановления Вселенских соборов и Поместных соборов, труды отцов Церкви, а в Рим.-католич. церкви – также папские декреталии. Каноны ещё в древней Церкви для удобства пользования стали объединяться в сб-ки. В 6 в. наибольшим авторитетом пользовался сборник Дионисия Малого. Ранние сб-ки канонов были устроены по хронологич. типу. Наиболее древний сохранившийся свод с систематизацией канонов по предметному признаку – «Синагога в 50 титулах» – принадлежит патриарху Константинопольскому Иоанну III Схоластику (6 в.).
Вселенская православная Церковь пользуется канонич. корпусом (собранием канонов), выработанным в эпоху Вселенских соборов и оформившимся к 883, когда появилась редакция «Номоканона в 14 титулах» патриарха Константинопольского св. Фотия. 2-я часть «Номоканона…» – «Синтагма канонов» включает все каноны. Использование в Церкви этого древнего корпуса не означает, что все церковно-правовые нормы, установленные в соответствии с ним, действуют или должны действовать в любое время и в любом месте. Так, напр., дисциплина наказаний, выработанная гл. обр. в 4 в., на практике была основательно реформирована уже в ранневизантийскую эпоху, когда при назначении епитимий стали применяться не канонич. сроки отлучения от причастия, а те, что предлагаются в покаянном Номоканоне патриарха Константинопольского Иоанна Постника (6 в.), содержащем несравненно более мягкие санкции. 37-е Апостольское правило предусматривает, чтобы епископы каждой области собирались на собор 2 раза в год, а в 8-м правиле Трулльского собора отцы, ссылаясь на набеги варваров и иные случайные препятствия, ввели новую норму – созывать соборы 1 раз в год, однако это не означает отмену 37-го Апостольского правила: созыв собора дважды в год по-прежнему рассматривается как желательное установление, но ввиду возникших затруднений вводится новый порядок. Т. е. принципиальная экклезиологическая идея 37-го Апостольского правила и 8-го правила Трулльского собора заключается в соборности, а конкретная периодичность в созыве соборов может устанавливаться с учётом обстоятельств своего времени.
Церковное нормотворчество на основе канонов не прекратилось и после 883, но акты, изданные в отд. поместных православных церквах или епархиальными архиереями, не имеют общецерковного авторитета.
Обширные толкования на полный состав канонич. корпуса созданы в 11–12 вв. визант. канонистами Аристином, Зонарой, Вальсамоном; в 14 в. составлена Властаря синтагма алфавитная; на рубеже 18–19 вв. вышел канонич. сборник с толкованиями «Пидалион». На Руси тексты канонов были известны по Кормчей книге. В 1839 в России издана Книга правил.
Римско-католическая церковь помимо древних канонов включает в свой канонич. корпус правила, выработанные позднейшими соборами, признаваемыми в католицизме Вселенскими, а также нормотворчество рим. пап (см. Папа Римский) и рим. курии. На Западе наиболее известным был предметный сборник канонов «Декрет», составленный ок. 1012 еп. Вормсским Бурхардом. В кон. 11 в. в ходе реформ папы Григория VII (Григорианская реформа) были введены новые источники К. п. – декреталии рим. пап, в результате в Рим.-католич. церкви появилась особая система права, названная «новым правом» (jus novum). В нём помимо библейских и святоотеческих установлений ощутимо влияние римского права (особенно в вопросах собственности, наследования и договоров) и обычного права (вопросы защиты чести, соблюдения клятвы, возмездия, примирения и коллективной ответственности). В 1093–95 три важнейших компендиума К. п. – «Tripartita», «Decretum» и «Panormia» – составил Иво, еп. Шартрский. Ок. 1140 был составлен сб. «Согласование несогласных канонов» («Concordia discordantium canonum»), получивший назв. «Декрет Грациана» (см. Грациана декрет 1140). Нормотворчество рим. пап объединялось в сб-ки декреталий под назв. «Экстраваганты» («Extravagantes»). К кон. 16 в. под влиянием реформ Тридентского собора сб-ки декреталий и «Декрет Грациана» составили Свод канонич. права (Corpus juris canonici), ставший осн. источником К. п. на Западе в Новое время. Созданный в 1917 Кодекс канонического права заменил все предыдущие кодификации, придал К. п. рационально упорядоченное построение и изложение. Реформы Ватиканского II собора заложили основы для нового Кодекса (1983), имеющего прочную юридич. и богословскую базу. В 1990 в Рим.-католич. церкви был принят Кодекс канонов восточных церквей, который распространяет своё действие на католиков вост. обрядов (см. Униатство).
К. п. имеет свою систему, которая регламентирует: состав и устройство Церкви (вступление в Церковь, иерархия, рукоположения, состав клира, права и обязанности клириков, монашество), органы церковного управления (высшая власть в Церкви, церковная юрисдикция, диаспора, статусы автокефальных, автономных церквей, епархий и приходов), виды церковной власти (учительная, священнодейственная, правительственная), отношение к др. конфессиям и государству.
В отличие от гос., публичного права любого народа, которое является социально обусловленным и претерпевает изменения, основа К. п., относящаяся к внутр. жизни Церкви, остаётся неизменной (состав Церкви, иерархия священства, рукоположения, совершение церковных таинств). Нормы, регулирующие отношения Церкви как одного из обществ. союзов с др. обществ. образованиями, прежде всего с государством, могут изменяться. Так, в Рим. империи после Миланского эдикта (313), когда христианство отождествлялось с гос. интересами, а церковным правилам придавалась сила гос. законов, священное право (jus sacrum) было частью публичного, гос. права (jus publicum). К. п. регулировало часть гражд. правоотношений, напр. брачно-семейные правоотношения (заключение браков, регистрация рождений, браков, смертей). В Новое и Новейшее время в результате секуляризации круг этих правоотношений сужался.
К. п., также как и светскому праву, присущ характер принудительности. Однако в отличие от светского права в основе К. п. лежит не гос. принуждение, а обращение к внутреннему духовному миру нарушителя церковных канонов, побуждающее его к покаянию.
Наука о канонах и собственно К. п. – канонистика – исследует методологию, аксиологию, догматику и историю К. п. Большое влияние на догматику и методологию К. п. начиная с 11 в. оказали юристы, изучавшие римское право, в особенности комментаторы Дигест. Они способствовали возвышению авторитета К. п., приспосабливая его к нуждам современного им общества. Осн. методом комментирования юридич. текстов было составление глосс, учебников К. п. в виде сумм, а также исследование отд. проблем. Наиболее тесная связь науки К. п. существовала с гражданским правом (точнее, со светским правом). В научных и преподавательских сообществах возник титул «доктор двух прав», подразумевавший доктора одновременно канонического и гражданского права. Старейшими центрами изучения К. п. на Западе начиная со Средневековья были Болонский университет, а также факультеты К. п. в Париже, Павии, Орлеане, Тулузе, Монпелье, позднее в Праге и Кракове (Ягеллонский ун-т).