ПОКАЯ́НИЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОКАЯ́НИЕ, этическая и религиозная категория, означающая нравственное обновление, духовное обращение и связанные с ними очистительные обряды. Присутствует как в монотеизме, так и в язычестве; в авраамич. религиях (иудаизм, христианство, ислам) понимание П. близко, но не тождественно.
В христианстве П. (греч. μετάνοια , лат. paenitentia), 1) константа духовно-аскетич. жизни верующего, подразумевающая подлинное раскаяние в грехах и внутреннее усилие, направленное на преображение личности с целью спасения. Понимание П. основано на текстах Нового Завета, в которых оно наряду с крещением представлено в качестве условия вхождения в Царство Небесное (Мф. 3:2; Мк. 1:15; Лк. 13:3, 15:7, 24:47; Деян. 17:30; 2 Кор. 7:9–10). Призыв к творению плодов П. (Мф. 3:8; Деян. 26:20) подразумевает радикальный экзистенциальный поворот в человеке, приведение всех помыслов и дел в согласие с Божественным законом и Божией волей. Сотериологич. значение П. состоит также в возможности преодоления разлада с Богом и Церковью, вызываемого совершаемыми человеком грехами (2 Кор. 12:21; 1 Ин. 1:9), так что П. именуется «вторым крещением». В православной традиции подчёркивается «терапевтический», исцеляющий природу человека характер покаяния, в зап. традиции – его юридич. действие, разрешающее конфликт между Богом и грешником и восстанавливающее в падшем христианине крещальную благодать оправдания.
2) В православной, ориентальных (дохалкидонских) и католической церквах П. – одно из таинств. Осуществляется в особом церковном обряде, центр. моментом которого является исповедь.
В ранней христианской Церкви практиковалось публичное П., была широко распространена исповедь у духовников-монахов. К сер. 13 в. таинство П. получило совр. канонич. формы: совершается исключительно епископом или пресвитером; возраст и состояние принимающего таинство определяются способностью к рассудочному мышлению (как правило, к П. приступают с 7-летнего возраста); чинопоследование П. состоит из молитвословий, выражающих осознание пагубности греха, отвращение от него и желание очиститься, и из личной исповеди перед священнослужителем, который затем совершает акт отпущения грехов. Исконно восточнохристианские элементы акта отпущения грехов имеют форму молитвы и носят обращённый к Богу депрекативный, просительный характер, выражая экклезиологич. суть таинства: «Примири и соедини его со святой Твоей Церковью во Христе Иисусе Господе нашем…»; «абсолюционная формула» зап. происхождения «Я прощаю и разрешаю тебя…» подчёркивает сакрально-правовую власть священника, полученную от Христа через апостольское преемство (ср.: Ин. 20:23; Мф. 18:18).
В соответствии с выработанной в схоластич. сакраментологии схемой слова отпущения грехов, произносимые служителем таинства, являются «формой» П., тогда как его «материей» считаются действия кающегося. В то же время католич. богословие 20 в. интегрировало раннехристианские представления об исцеляющем и примиряющем характере П., что нашло отражение в реформированном после Ватиканского II собора ритуале таинства (1973).
С целью достижения полноты П. верующему в зависимости от его морального состояния могут быть даны дополнит. предписания гл. обр. в виде молитв, поста, дел милосердия, временного запрета на участие в некоторых таинствах – епитимия, понимаемая в православии как способствующее духовному исцелению средство, или сатисфакция, выступающая в католицизме скорее как юридич. категория удовлетворения за проступки, поскольку в соответствии с принципом божественной справедливости всякий грех неминуемо влечёт за собой наказание. В католицизме покаявшиеся, но не принёсшие вовремя удовлетворения могут получить освобождение от кары через папскую индульгенцию или посмертно через муки души в чистилище, ввиду того что после смерти П. невозможно (ср.: Гал. 6:7). Православное канонич. право рассматривает таинство П. как одно из условий и средств присоединения к православию христиан из др. конфессий.
В эпоху Реформации сакраментальный статус П. был поставлен под сомнение, поскольку оно, в отличие от крещения и Евхаристии, не может быть отнесено к т. н. таинствам Евангелия. Поэтому в протестантизме П. понимается в первую очередь как постоянное стремление к внутреннему обновлению человека и укреплению веры в принесённое Христом прощение грехов, а практикуемые в некоторых протестантских общинах разл. формы покаянного обряда призваны этому действенно способствовать.
В иудаизме и исламе неверующие и грешники призываются к П. [др.-евр. тешува (на совр. иврите – тшува), араб. тауба], в котором видится возвращение к единому Богу после отпадения от Него. Пророки признавали П. условием как индивидуального обращения, так и спасения всей общины. С П. связан один из важнейших праздников иудаизма – Йом киппур. В исламе П. основывается на учении о милосердии Аллаха и составляет индивидуальную обязанность верующего (фард аль-айн). Оно неотделимо от веры и добрых дел, в т. ч. очистит. милостыни (закят). В суфизме П. считается первой «стоянкой» (макам) на пути мистика к постижению Бога.