ЗАКЯ́Т
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗАКЯ́Т (араб.), очистительная милостыня в пользу нуждающихся мусульман, предписанная верующим и считающаяся одним из «пяти столпов веры» (вместе с единобожием, молитвой, постом в месяц рамадан и паломничеством). По шариату, делает безгрешным пользование богатством и получение доходов с него. Платить его обязаны все взрослые состоятельные, дееспособные и свободные мусульмане. Взимается раз в год с доходов, движимого и недвижимого имущества, включая посевы, виноградники и финиковые пальмы, скот, товары, золото и серебро. С продуктов земледелия З.-ушр (1/10) берут после сбора урожая, с остального имущества в размере 1/40 – в конце календарного года. Облагаемый З. минимум составляет 5 васков (975 кг) зерна, 5 верблюдов, 20 коров или 40 овец, 20 динаров или 200 дирхемов золотом или серебром. Его точные размеры, а также виды собственности, облагаемые З., служат предметом споров мусульм. правоведов.
Понятие попало в араб. яз. из древнееврейского (закут – «добродетель»), возможно, через сирийский от арабов-христиан, чьи обычаи повлияли на первых мусульман. Др. источником возникновения З. был доисламский обычай создания фонда взаимопомощи племени при разделе воен. добычи у бедуинов. В мекканский период проповеди пророка Мухаммеда З. не был точно определён, сливаясь с добровольными пожертвованиями (садака). Обязательный характер получил в Медине после хиджры. Первые значит. средства от него были получены после заключения договоров с бедуинскими племенами (630). Тогда в Коране был определён круг лиц, имеющих право на долю З. (9:60). Отказ бедуинов от уплаты З. после смерти Мухаммеда был причиной волнений 632–633, подавленных Абу Бекром, восстановившим обязательный З. с богатых. Регламентация З., вероятно, относится к началу правления Омара ибн аль-Хаттаба. В число его получателей были включены неимущие и бедняки, выкупившие себя из рабства рабы (мукатабы), несостоятельные должники, не имеющие средств для возвращения домой приезжие, сборщики З., а также «заслуживающие поощрения лица», включая участников газавата, позднее и учащихся медресе. Собранными средствами за исключением З. с земель ведали кади. Поступая в казну Халифата, З. приобретал характер гос. налога. За его счёт содержались мечети и религ. школы, ремонтировались дороги и мосты. Новое толкование как источника социальной справедливости путём перераспределения доходов З. получил в 20 в. при проведении социалистич. реформ на раннем сов. и зарубежном Востоке (национализация иностр. собственности, ограничение крупного землевладения, кооперация в деревне).
Частным видом З. служит обычай уплачивать в мечети З. аль-фитр размером в са (3,6 кг) зерна или его денежном эквиваленте, отмечая окончание поста. Раздаётся беднякам после праздничной молитвы в мечети в дни празднования Уразы-байрама.