И́СПОВЕДЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
И́СПОВЕДЬ (греч. ἐξομολόγησις, лат. confessio), в таинстве покаяния называние верующим в присутствии священника (духовника) совершённых после крещения грехов и чтение этим священником специальной разрешительной молитвы, дающей прощение.
Согласно учению православной и католической Церквей, покаяние установлено Иисусом Христом во время Его земного служения, когда перед вознесением Он дал власть прощать грехи Своим ученикам-апостолам: «...примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22–23). Однако в ранней Церкви существовало мнение, что отрёкшийся от веры или впавший в тяжкие грехи христианин не может так просто вернуться в лоно Церкви (Евр. 6:1–10). Некоторые христианские авторы приравнивали покаяние к таинству крещения и тем самым отрицали возможность повторного покаяния («Пастырь» Ермы). Тем не менее христианские источники, начиная с сер. 3 в., сообщают о довольно развитой исповедальной практике. И. совершалась в присутствии всей общины, окончательное же решение о прощении или запрете причащаться и исключении из общины принимал епископ. В зависимости от тяжести прегрешения грешник причислялся к одному из 4 разрядов кающихся и мог вернуться в полное общение с Церковью только после длительного периода покаяния. С появлением в Церкви монашества в христианскую жизнь стала постепенно входить практика т. н. тайной, или индивидуальной, И. (которая могла повторяться сколько угодно раз), но общераспространённой она становится лишь к кон. 1-го тыс. Связано это было, вероятно, с практикой монастырей Студийской традиции, влияние которых на богослужение Византии в послеиконоборческий период было определяющим.
В Рус. православной церкви практика совершения И., как и всё богослужение в целом, сложилась под влиянием византийской литургич. традиции. По слав. Требнику чин И. состоит из следующих элементов: после чтения обычного начала и спец. молитв чинопоследования И. кающийся называет совершённые им грехи, после чего священник читает над ним разрешительную молитву, являющуюся видимым свидетельством получения прощения или избавления от грехов; иногда, если исповеданные грехи имеют особую степень тяжести, священник может наложить на человека епитимию, рекомендовать особое молитвенное правило, поклоны и пр. В практике рус. Церкви И. обычно связывается с таинством Евхаристии, является своеобразным предваряющим элементом. Исповедоваться принято с 7-летнего возраста. В рус. Церкви в конце 19 – нач. 20 вв. появилась практика общей И., которую впервые ввёл св. праведный Иоанн Кронштадтский; этот вид И. используется при большом стечении желающих исповедоваться, однако это идёт вразрез с литургич. практикой.
В католич. церкви И. состоит из следующих элементов: кратких вступительных молитвословий, благословения священником кающегося, чтения из Священного Писания, цель которого – побуждение исповедующего грехи к сокрушению, собственно И., наложения епитимии, чтения разрешительной молитвы, заключительных молитвословий и благословения. Со времени 4-го Латеранского собора (1215) католикам предписывается исповедоваться не менее одного раза в год. Начиная с 17в. И. в католич. церкви становится анонимной: в храмах сооружаются спец. кабинки-исповедальни, в которых кающийся и принимающий И. разделены перегородкой, позволяющей слышать голос, но не видеть друг друга.
В большинстве протестантских церквей И. не признаётся таинством. Протестанты отрицают возможность отпущения грехов священником. Спасение, по их мнению, достигается исключительно верой. Тем не менее институт И. в некоторых протестантских деноминациях присутствует, но И. рассматривается как средство пробуждения веры. Принять И. может любой член общины, однако обычно исповедуются пастору.