Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

И́СПОВЕДЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 85

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Ю. Акишин

И́СПОВЕДЬ (греч. ἐξομολόγησις, лат. con­fessio), в та­ин­ст­ве по­кая­ния на­зы­ва­ние ве­рую­щим в при­сут­ст­вии свя­щен­ни­ка (ду­хов­ни­ка) со­вер­шён­ных пос­ле кре­ще­ния­ гре­хов и чте­ние этим свя­щен­ни­ком спе­ци­аль­ной раз­ре­ши­тель­ной мо­лит­вы, даю­щей про­ще­ние.

Со­глас­но уче­нию пра­во­слав­ной и ка­то­ли­чес­кой Церк­вей, по­кая­ние ус­та­нов­ле­но Иису­сом Хри­стом во вре­мя Его зем­но­го слу­же­ния, ког­да пе­ред воз­не­се­ни­ем Он дал власть про­щать гре­хи Сво­им уче­ни­кам-апо­сто­лам: «...при­ми­те Ду­ха Свя­то­го. Ко­му про­сти­те гре­хи, то­му про­стят­ся; на ком ос­та­ви­те, на том ос­та­нут­ся» (Ин. 20:22–23). Од­на­ко в ран­ней Церк­ви су­щест­во­ва­ло мне­ние, что от­рёк­ший­ся от ве­ры или впав­ший в тяж­кие гре­хи хри­стиа­нин не мо­жет так про­сто вер­нуть­ся в ло­но Церк­ви (Евр. 6:1–10). Не­ко­то­рые хри­сти­ан­ские ав­то­ры при­рав­ни­ва­ли по­кая­ние к та­ин­ст­ву кре­ще­ния и тем са­мым от­ри­ца­ли воз­мож­ность пов­тор­но­го по­кая­ния («Па­стырь» Ер­мы). Тем не ме­нее хри­сти­ан­ские ис­точ­ни­ки, на­чи­ная с сер. 3 в., со­об­ща­ют о до­воль­но раз­ви­той ис­по­ве­даль­ной прак­ти­ке. И. со­вер­ша­лась в при­сут­ст­вии всей об­щи­ны, окон­ча­тель­ное же ре­ше­ние о про­ще­нии или за­пре­те при­ча­щать­ся и ис­клю­че­нии из об­щи­ны при­ни­мал епис­коп. В за­ви­си­мо­сти от тя­же­сти пре­гре­ше­ния греш­ник при­чис­лял­ся к од­но­му из 4 раз­ря­дов каю­щих­ся и мог вер­нуть­ся в пол­ное об­ще­ние с Цер­ко­вью толь­ко пос­ле дли­тель­но­го пе­рио­да по­кая­ния. С по­яв­ле­ни­ем в Церк­ви мо­на­ше­ст­ва в хри­сти­ан­скую жизнь ста­ла по­сте­пен­но вхо­дить прак­ти­ка т. н. тай­ной, или ин­ди­ви­ду­аль­ной, И. (ко­то­рая мог­ла по­вто­рять­ся сколь­ко угод­но раз), но об­ще­рас­про­ст­ра­нён­ной она ста­но­вит­ся лишь к кон. 1-го тыс. Свя­за­но это бы­ло, ве­ро­ят­но, с прак­ти­кой мо­на­сты­рей Сту­дий­ской тра­ди­ции, влия­ние ко­то­рых на бо­го­слу­же­ние Ви­зан­тии в по­слеи­ко­но­бор­че­ский пе­ри­од бы­ло оп­ре­де­ляю­щим.

В Рус. пра­во­слав­ной церк­ви прак­ти­ка со­вер­ше­ния И., как и всё бо­го­слу­же­ние в це­лом, сло­жи­лась под влия­ни­ем ви­зан­тийской ли­тур­гич. тра­ди­ции. По слав. Треб­ни­ку чин И. со­сто­ит из сле­дую­щих эле­мен­тов: по­сле чте­ния обыч­но­го на­чала и спец. мо­литв чи­но­пос­ле­до­ва­ния И. каю­щий­ся на­зы­ва­ет со­вер­шён­ные им гре­хи, по­сле че­го свя­щен­ник чи­та­ет над ним раз­ре­ши­тель­ную мо­лит­ву, яв­ляю­щую­ся ви­ди­мым сви­де­тель­ст­вом по­лу­че­ния про­ще­ния или из­бав­ле­ния от гре­хов; ино­гда, ес­ли ис­по­ве­дан­ные гре­хи име­ют осо­бую сте­пень тя­же­сти, свя­щен­ник мо­жет на­ло­жить на че­ло­ве­ка епи­ти­мию, ре­ко­мен­до­вать осо­бое мо­лит­вен­ное пра­ви­ло, по­кло­ны и пр. В прак­ти­ке рус. Церк­ви И. обыч­но свя­зы­ва­ет­ся с та­ин­ст­вом Ев­ха­ри­стии, яв­ля­ет­ся свое­об­раз­ным пред­ва­ряю­щим эле­мен­том. Ис­по­ве­до­вать­ся при­ня­то с 7-лет­не­го воз­ра­ста. В рус. Церк­ви в кон­це 19 – нач. 20 вв. поя­ви­лась прак­ти­ка об­щей И., ко­то­рую впер­вые ввёл св. пра­вед­ный Ио­анн Крон­штадт­ский; этот вид И. ис­поль­зу­ет­ся при боль­шом сте­че­нии же­лаю­щих ис­пове­до­вать­ся, од­на­ко это идёт враз­рез с ли­тур­гич. прак­ти­кой.

В ка­то­лич. церк­ви И. со­сто­ит из сле­дую­щих эле­мен­тов: крат­ких всту­пи­тель­ных мо­лит­во­сло­вий, бла­го­сло­ве­ния свя­щен­ни­ком каю­ще­го­ся, чте­ния из Свя­щен­но­го Пи­са­ния, цель ко­то­ро­го – по­бу­ж­де­ние ис­по­ве­дую­ще­го гре­хи к со­кру­ше­нию, соб­ст­вен­но И., на­ло­же­ния епи­ти­мии, чте­ния раз­ре­ши­тель­ной мо­лит­вы, за­клю­чи­тель­ных мо­лит­во­сло­вий и бла­го­сло­ве­ния. Со вре­ме­ни 4-го Ла­те­ран­ско­го со­бо­ра (1215) ка­то­ли­кам пред­пи­сы­ва­ет­ся ис­по­ве­до­вать­ся не ме­нее од­но­го раза в год. На­чи­ная с 17в. И. в ка­то­лич. церк­ви ста­но­вит­ся ано­ним­ной: в хра­мах со­ору­жа­ют­ся спец. ка­бин­ки-ис­по­ве­даль­ни, в ко­то­рых каю­щий­ся и при­ни­маю­щий И. раз­де­ле­ны пе­ре­го­род­кой, по­зво­ляю­щей слы­шать го­лос, но не ви­деть друг дру­га.

В боль­шин­ст­ве про­тес­тант­ских церк­вей И. не при­зна­ёт­ся та­ин­ст­вом. Про­те­стан­ты от­ри­ца­ют воз­мож­ность от­пу­ще­ния гре­хов свя­щен­ни­ком. Спа­се­ние, по их мне­нию, дос­ти­га­ет­ся ис­клю­чи­тель­но ве­рой. Тем не ме­нее ин­сти­тут И. в не­кото­рых про­тес­тант­ских де­но­ми­на­ци­ях присутствует, но И. рас­смат­ри­вает­ся как средство пробуждения веры. При­нять И. мо­жет лю­бой член об­щи­ны, од­на­ко обыч­но ис­по­ве­ду­ют­ся пас­то­ру.

Лит.: Ал­ма­зов А. И. Тай­ная ис­по­ведь в пра­во­слав­ной вос­точ­ной церк­ви: опыт внеш­ней ис­то­рии. М., 1995; Пент­ков­ский А. М. По­ка­ян­ная дис­ци­п­ли­на хри­сти­ан­ской церк­ви в кон­це I ты­ся­че­ле­тия // Жур­нал Мо­с­ков­ской пат­ри­ар­хии. 2002. № 10; Смир­нов С. И. Ду­хов­ный отец в древ­ней вос­точ­ной церк­ви: [ис­то­рия ду­хов­ни­че­ст­ва на Вос­то­ке]. М., 2003; Ар­ранц М. Из­бран­ные со­чи­не­ния по ли­тур­ги­ке. Рим; М., 2006. Т. 5: Вве­де­ние в та­ин­ст­ва Ви­зан­тий­ской тра­ди­ции.

Вернуться к началу