Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРЕ́БНИК

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 360

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. И. Никитин

ТРЕ́БНИК (от др.-рус. тре­ба – жерт­ва, мо­лит­ва, свя­щен­ный об­ряд), бо­го­слу­жеб­ная кни­га слав. пра­во­слав­ных церк­вей. Со­дер­жит по­сле­до­ва­ния 5 та­инств (кре­ще­ния, ми­ро­по­ма­за­ния, ис­по­ве­ди, бра­ка и еле­ос­вя­ще­ния), разл. свя­щен­но­дей­ст­вий (ос­вя­ще­ния во­ды, мо­леб­на, по­стри­га в мо­на­ше­ст­во, от­пе­ва­ния, па­ни­хи­ды, ос­вя­ще­ния хра­ма и пр.), мо­лит­вы на разл. слу­чаи, Но­мо­ка­нон (свод цер­ков­ных пра­вил) и ряд до­пол­не­ний. Из­на­чаль­но в слав. тра­ди­ции ис­поль­зо­ва­лась еди­ная кни­га Слу­жеб­ник, со­от­вет­ст­вую­щая греч. Ев­хо­ло­гию, вклю­чав­шая по­сле­до­ва­ния ли­тур­гий, хи­ро­то­нии, ве­чер­ни и ут­ре­ни: древ­ней­шая со­хра­нив­шая­ся слав. кни­га та­ко­го сме­шан­но­го ти­па – гла­го­ли­че­ский Си­най­ский Т. (Ев­хо­ло­гий, 11 в.). Ва­риа­тив­ность со­дер­жа­ния Т. (в 15–17 вв. ру­ко­пис­ные и пе­чат­ные Т. ино­гда на­зы­ва­лись «По­треб­ни­ка­ми») за­ви­се­ла от на­зна­че­ния – для ар­хие­рея, при­хо­да или мо­на­сты­ря (по­след­ние ино­гда под назв. «По­стри­галь­ни­ки»). Боль­шин­ст­во тек­стов Т. яв­ля­ет­ся пе­ре­во­да­ми с греч. яз., но в слав. кни­гах час­то есть пес­но­пе­ния свт. Кли­мен­та Ох­рид­ско­го и Кон­стан­ти­на Пре­слав­ско­го, др.-рус. ка­но­нич. тек­сты («Во­про­ше­ние» Ки­ри­ка Нов­го­род­ца, пра­ви­ла кн. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча и Сто­гла­во­го со­бо­ра и др.). С 14–15 вв. в рус. Слу­жеб­ни­ки и Т. вхо­дит ряд ка­то­лич. обы­ча­ев [напр., пра­ви­ло о двух, а не од­ном вос­при­ем­ни­ке (крё­ст­ном) при кре­ще­нии мла­ден­ца], в Т. митр. Ки­ев­ско­го Пет­ра Мо­ги­лы (К., 1646) и по­сле­дую­щие моск. из­да­ния – тек­сты и тол­ко­ва­ния из по­доб­ной ка­то­лич. кн. «Rituale» (1614). В Т. (1658, 1662), из­дан­ных по­сле ре­форм пат­ри­ар­ха Все­рос­сий­ско­го Ни­ко­на, тек­сты чи­нов из­ме­не­ны, вве­де­ны но­вые, часть чи­но­пос­ле­до­ва­ний пе­ре­не­се­на в «Ар­хие­рей­ский чи­нов­ник» или уда­ле­на. Во 2-й пол. 17 в. сло­жи­лись 2 ти­па Т. – Боль­шой и Ма­лый, с ря­дом из­ме­не­ний, су­ще­ст­вую­щих до­ны­не.

Лит.: Ро­зов Н. Н. Рус­ские Слу­жеб­ни­ки и Треб­ни­ки // Ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ции по опи­са­нию сла­вя­но-рус­ских ру­ко­пи­сей для Свод­но­го ка­та­ло­га ру­ко­пи­сей, хра­ня­щих­ся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 2; При­луц­кий В. Д. Ча­ст­ное бо­го­слу­же­ние в Рус­ской Церк­ви в XVI и пер­вой по­ло­ви­не XVII в. М., 2000; Ис­прав­ле­ние бо­го­слу­жеб­ных книг при пат­ри­ар­хе Ни­ко­не (1654–1666 гг.): Треб­ник и Ча­со­слов / Сост. Н. И. Са­зо­но­ва. Томск, 2007; Один­цов Н. Ф. По­ря­док об­ще­ст­вен­но­го и ча­ст­но­го бо­го­слу­же­ния в древ­ней Рос­сии до XVI в. 2-е изд. М., 2011.

Вернуться к началу