Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАНИХИ́ДА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 220

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Лукашевич

ПАНИХИ́ДА [от греч. παννυχς, род. п. παννυχδος – все­нощ­ное (бо­го­слу­же­ние)], 1) в пра­во­слав­ной Церк­ви в ви­зант. эпо­ху – ко­рот­кое бо­го­слу­же­ние су­точ­но­го кру­га.

2) В совр. пра­во­слав­ной Церк­ви – бо­гослу­же­ние, по­свя­щён­ное по­ми­но­ве­нию усоп­ших. П. не вхо­дит в су­точ­ный бо­го­слу­жеб­ный круг; цер­ков­ный ус­тав пред­пи­сы­ва­ет со­вер­шать её в пят­ни­цу ве­чером по­сле ве­чер­ни; на прак­ти­ке П. со­вер­ша­ет­ся ут­ром – до или по­сле ли­тур­гии – в дни су­гу­бо­го за­упо­кой­но­го по­ми­но­ве­ния (в т. ч. в ро­ди­тель­ские суб­бо­ты), а так­же в ка­че­ст­ве тре­бы, по прось­бам отд. ве­рую­щих. В ча­ст­но­сти, П. при­ня­то со­вер­шать над ещё не по­гре­бён­ным умер­шим, а так­же на 3, 9, 40-й день по­сле его смер­ти, в го­дов­щи­ны ро­ж­де­ния и смер­ти, в др. дни по же­ла­нию близ­ких умер­ше­го. По­сле­до­ва­ние П. от­кры­ва­ет­ся 90-м псал­мом, мир­ной ек­тени­ёй осо­бо­го со­ста­ва, пе­ни­ем «Ал­ли­луйя» с за­упо­кой­ны­ми тро­па­ря­ми, по­сле ко­то­рых сле­ду­ют 17-я ка­физ­ма (на­зы­вае­мая в оби­хо­де «не­по­роч­ные» по пер­вым сло­вам 118-го псал­ма «бла­жен­ны не­по­роч­ны»; на прак­ти­ке ка­физ­ма опус­ка­ет­ся) с при­бав­ле­ни­ем цик­ла тро­па­рей «по не­по­роч­ных» и за­упо­кой­ный ка­нон; П. за­вер­ша­ют неск. мо­лит­во­сло­вий, тро­па­ри «Со ду­хи пра­вед­ных», су­гу­бая ек­те­ния, от­пуст. Неск. раз во вре­мя П. зву­чит ма­лая за­упо­кой­ная ек­те­ния и мо­лит­ва об усоп­ших «Бо­же духóв и вся­кия тва­ри», имею­щая весь­ма древ­нее про­исхо­ж­де­ние. В пес­но­пе­ни­ях П. при­сут­ст­ву­ют 2 ли­тур­гич. те­мы: про­слав­ле­ние всех свя­тых и по­ми­но­ве­ние усоп­ших, что под­чёр­ки­ва­ет связь П. с суб­бот­ним бого­слу­же­ни­ем.

3) По ана­ло­гии с цер­ков­ной П. в совр. рус. язы­ке вне­ре­ли­ги­оз­ное по­ми­но­ве­ние умер­ше­го час­то но­сит на­зва­ние гра­ж­дан­ской П.

Лит.: Χριστόδουλος Θ. ‘Η νεϰρσιμη ϰολουθ ϰατ τούς χειρόγραφους ϰώδιϰες 10ου – 12ου αἰῶνος . Θήρα , 2005.

Вернуться к началу