ЕКТЕНИЯ́
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЕКТЕНИЯ́ (греч. συνάπτη, ἐϰτενή), один из видов общественной молитвы в христианском богослужении (преим. в восточных, в т. ч. визант., традициях; на лат. Западе Е. отчасти соответствуют литании). Все виды Е. состоят из нескольких прошений диакона, на которые народ (или, от лица народа, хор) отвечает однократным или многократным «Господи, помилуй» или иной литургич. аккламацией (визант. традиция, помимо «Господи, помилуй», употребляет в Е. аккламации «Подай, Господи» и «Тебе, Господи»); Е. заключает возглас предстоятеля (епископа или священника) и ответ народа на него: «Аминь». Тем самым, в отличие от молитв предстоятеля, большинство из которых возносятся от лица всей Церкви, но которые читает сам предстоятель, в Е. молитву в её наиболее простой
форме возглашает, в ответ на призыв диакона помолиться о тех или иных духовных или житейских нуждах, непосредственно народ. Осн. виды Е. в православном богослужении: мирная, просительная, малая и сугубая; существуют также особые виды Е. (напр., Е. об оглашаемых, заупокойные Е. и др.). Мирная Е. (называемая по своим первым словам: «Миром Господу помолимся»), которая в совр. православном богослужении включена в состав начальных частей вечерни, утрени, Божественной литургии, ряда чинопоследований Требника, восходит к раннехристианской практике начинать литургию верных с общей молитвы всего народа (см., напр.: мч. Иустин Философ. 1-я Апология. Гл. 65, 67). Один из древнейших текстов греч. литургийных Е. сохранился в «Апостольских постановлениях», литургико-канонич. сборнике, составленном ок. 380 г. (VIII. 6–10, 13–14); эти тексты уже весьма близки к Е., известным по визант. памятникам и употребляемым в православной церкви до настоящего времени. Просительная Е. (характерным признаком которой является ответ: «Подай, Господи») также восходит к раннехристианским временам и первоначально имела характер заключит. молитвы в конце службы (хотя в совр. православном богослужении она не обязательно употребляется именно так) – в таком качестве она (в иной, по сравнению с классич. византийской, форме) приводится, напр., в описании чинов вечерни и утрени в «Апостольских постановлениях» (VIII. 36–37). Малая Е. представляет собой предельное сокращение мирной Е., от которой оставлены только первое (с некоторыми изменениями в тексте) и два последних диаконских прошения; вероятно, впрочем, что малая Е. возникла не в результате сокращения мирной, а из-за усложнения первоначального простого возгласа «Господу помолимся». Сугубая Е. по происхождению связана с литиями (молебными шествиями), совершавшимися в дни праздников и бедствий; с этим связано то, что в качестве ответа на все её прошения или бóльшую их часть используется не одно, а многократное «Господи, помилуй» – это позволяло максимально растянуть молитву (в греч. литургич. терминологии только сугубая Е. обозначается словом ἐϰτενή – «протяжное [моление]») во время долгих шествий.