БРАК
-
Рубрика: Социология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БРАК, союз мужчины и женщины с целью создания семьи, порождающий взаимные права и обязанности супругов. Б. – признаваемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной; один из древнейших социальных институтов, упорядочивающий межличностные и сексуальные отношения брачной пары, отвечающий за воспроизводство населения в государстве, этнических сообществах и человечества в целом. Конкретное содержание регулирующих принципов Б. зависит от историч. эпохи, стадии социального развития, преобладания тех или иных религ. верований и культурных стереотипов. При всём разнообразии обычаев и обрядов, связанных с подготовкой и заключением Б., в истории человечества зафиксировано несколько гл. видов брака.
Исторические виды и традиционные регулирующие принципы брака
К числу исторически сложившихся видов Б. относятся моногамия, или Б. между одним мужчиной и одной женщиной, и полигамия, которая, в свою очередь, подразделяется на полигинию (многожёнство) и полиандрию (многомужество). Самым распространённым видом Б. в обществах как традиционного, так и совр. типа является моногамия, которая получила в разное время в разл. культурах правовое (светское) и церковное (священное) узаконение. До утверждения христианства многожёнство было допустимо у мн. народов мира, в Новое и Новейшее время это явление в первую очередь свойственно мусульм. странам, хотя и здесь его масштабы неуклонно сокращаются. Многомужество всегда было достаточно редким явлением.
В традиц. обществе выбор брачных партнёров, как правило, контролировался родств. группами будущих супругов: их взаимные права и обязанности регламентировались обычаем и устанавливались в результате договора между родственниками (см. Помолвка). Часто брачные отношения между двумя коллективами приобретали вид взаимного обмена женщинами; в случае обменных брачных отношений между тремя и более коллективами образуется т. н. кольцевой коннубиум (см. в ст. Обмен). В качестве компенсации семье невесты со стороны семьи жениха выступал брачный выкуп или отработка за жену. В той или иной форме родительское или семейное участие в выборе будущего супруга и материальные условия заключения Б. (позже в бóльшей степени утвердилась форма приданого со стороны семьи невесты) воспроизводились у всех народов и во все времена вплоть до наших дней.
Почти универсальным правилом, ограничивающим выбор брачных партнёров, с глубокой древности является запрещение Б. между близкими родственниками (см. Инцест) и в пределах одной родственной группы – экзогамия, которая в рамках более крупных общностей может сочетаться с эндогамией. К традиц. регулирующим принципам в подборе брачных партнёров относятся обязательный или предпочтительный левират, сорорат, кузенный брак.
Современные представления о браке
В нестабильном, постоянно меняющемся мире кон. 20 – нач. 21 вв. меняются и представления человека о том, каким должен быть Б. Однако для большинства людей Б. остаётся осн. и наиболее социально приемлемым способом постоянного удовлетворения сексуальной потребности, универсальным принципом организации жизни и воспроизводства человека. В течение 20 в. произошли существенные сдвиги в самих основах брачных отношений, которые оставались незыблемыми в течение тысячелетий. Хотя Б. по-прежнему продолжает по преимуществу рассматриваться как союз одного мужчины и одной женщины, имеющий целью создать семью, изменились требования общества к признанию и одобрению этого союза, условия выбора брачного партнёра и расторжения Б., принципы построения взаимоотношений внутри Б., а также представления людей о смысле брака и оценки безбрачия. Масштабы и скорость изменений одного из универсальных институтов, определяющих формы существования человеческих индивидов, связаны с такими глобальными социальными процессами, как ломка сословного строения общества, распад традиционной и появление нуклеарной семьи, отделение церкви от государства, эмансипация женщин и индустриализация.
Характерной особенностью совр. Б. в индустриально развитых странах стало общественно признаваемое и так или иначе закреплённое в законодательстве равноправие мужчины и женщины в брачном союзе. Оно означает кардинальную смену положения, когда женщина в Б. была собственностью мужчины (он получал её от отца или семьи невесты в дар, за выкуп или вместе с приданым), её подчинённое положение было закреплено правовыми нормами, освящалось традицией и было связано с представлениями о ней как о зависимом, несамостоятельном существе, требующем постоянной заботы. Отношение к женщине как к тому, что полностью принадлежит мужчине, было доминирующим во всех слоях общества, несмотря на случаи гармоничных союзов и даже главенства женщин в брачных парах, основанного на психологич. характеристиках супругов или на преобладании женской доли в семейном имуществе. Однако до распространения эмансипации женщин, т. е. до рубежа 19–20 вв., сами женщины, за редкими исключениями, рассматривали своё неравноправное положение в семье как норму. Подчинённое положение и второстепенные роли женщин в семье воспринимались как естеств. продолжение различий положения мужчин и женщин в обществе. Процесс эгалитаризации начался лишь с проникновением женщин в общественную и производственную деятельность и последующим юридич. признанием за женщинами прав общего характера и в Б. в частности.
Одно из значимых явлений в Б. в новейшую эпоху – всё более широкое распространение последовательной полигамии, выражающейся в повторных браках вдовых и разведённых мужчин и женщин. В 20 в. это явление лишь в небольшой степени связано с овдовением и объясняется гл. обр. высокой частотой разводов. Есть страны, где развод существует столько же времени, сколько и Б., причём не только де-факто, но и де-юре. В других странах, где считалось, что брачные узы, заключённые перед лицом Бога, нерасторжимы ни при каких условиях, разводы стали обычным явлением к кон. 20 в. Уравнивание прав между мужчинами и женщинами на требование расторжения Б., упрощение процедур развода в немалой степени способствовали и способствуют учащению разводов по сравнению с 19 в., когда расторжение Б. было явлением исключительным. Рост числа разводов относительно количества заключённых браков приобретает настолько устойчивый характер, что, по мнению многих исследователей, Б. из постоянного пожизненного союза мужчины и женщины всё более превращается во временный альянс, который в любой момент может быть расторгнут по желанию одного из супругов. Такое положение в немалой степени определяется и повсеместно утвердившимся отказом от ранее применявшихся к его виновникам санкций: от лишения неверного мужа или жены права вступать в новый Б. в течение нескольких лет, от раздела имущества в пользу добросовестного супруга, от передачи детей на воспитание невиновному в разводе родителю. Напр., в России дети почти всегда остаются с матерью, даже при доказательстве её вины в разводе, тогда как в Зап. Европе и США дети в 10–15% случаев остаются с отцом. Разведённые больше не пользуются в обществе дурной репутацией, а сам факт развода, как правило, не влияет на карьеру. В России так же, как и в большинстве европ. стран и почти во всех штатах США, основанием для развода считается не только супружеская неверность или тяжкая болезнь (как это было до нач. 20 в.), а сам по себе фактический распад брачного союза. В качестве доказательства такого распада часто рассматривается раздельное проживание супругов в течение определённого времени.
По данным социологич. исследования, 43% опрошенных считали отсутствие любви к мужу или жене достаточной причиной для развода даже в семьях с несовершеннолетними детьми (1994). Лёгкость расторжения брака приводит к тому, что никто не может быть уверен в прочности семьи. Последствия же развода обычно бывают болезненными не только для разведённых супругов, но и для всего общества. Установление практики разводов и последовательной полигамии ведёт также к тому, что Б. утрачивает значение центра кровнородственных связей. Всё больше становится сводных семей, основанных на повторных браках, в которых новый муж матери не является отцом её детей не только биологически, но и социально: отчимы часто самоустраняются от воспитания детей. Вопреки распространённому представлению, повторные браки заканчиваются разводами даже чаще, чем первые.
Существенно изменились и критерии выбора брачного партнёра. В прошлом они зависели в первую очередь от материального и социального положения жениха и невесты, а также их родителей, обществ. престижа, деловых качеств будущих супругов (способности мужчины обеспечивать семью и умения женщины вести домашнее хозяйство). Это были объективные, поддающиеся рациональному учёту параметры, которые носили относительно устойчивый характер. Если для тех, кто вступал в брак по расчёту, осн. ценностью в семейной жизни действительно были эти параметры, то такой расчёт, как правило, себя оправдывал. Теперь социально приемлемым стал брак по любви и осн. критериями стали личные симпатии, т. е. параметры крайне субъективные и непостоянные. Если один из супругов утрачивает свою привлекательность в глазах другого, судьба этого Б. оказывается под серьёзной угрозой даже при наличии детей.
В 20 в. Б. становится, как правило, делом личного выбора будущих супругов, не нуждающихся в чьих бы то ни было санкциях одобрения. Но поскольку никакое общество не может быть социально однородным, сохраняют значение и препятствия, связанные с различием социального происхождения и материального положения жениха и невесты. Отсутствие материальных условий для семейной жизни больше не считается непреодолимой помехой для Б., поэтому в Б. часто вступают люди, не имеющие самостоят. заработков, что закладывает его неустойчивость.
Подбор партнёров, помимо естеств. круга общения, осуществляется через разл. базы данных (напр., через Интернет или брачное бюро). Поиск строится на основе абстрактных предпочтений и обязательных характеристик (образование, доход, интересы) будущего супруга (супруги), который корректируется при личном знакомстве. Однако предпочтения и запросы относительно брачного партнёра, несмотря на представление искателей о полной самостоятельности их выбора, не свободны от воздействия социальных норм, моды и вкусов, принятых в данное время в данном обществе, и не могут служить гарантией прочного союза.
Общество стало терпимо относиться к добровольному и сознательному безбрачию, рождению детей вне брака и одинокому материнству, которые приобретают всё более широкие масштабы. В РФ, по данным ФСГС, в нач. 2000-х гг. ок. 30% детей рождаются вне брака, но около половины из них добровольно признаются отцами и регистрируются по заявлению обоих родителей. Это связано с ещё одной особенностью совр. Б. – распространением незарегистрированных, или фактических, Б., когда мужчина и женщина признают друг друга мужем и женой, ведут общее хозяйство и даже воспитывают детей, но не оформляют брачные отношения официально в гос. органах. В то же время растёт число и фактически одиноких матерей, которые, как правило, рожают одного ребёнка. Воспитание детей без отцов затрудняет процесс их социализации. У обществ со значит. долей внебрачных детей неизбежно возникают проблемы с воспроизводством населения естеств. путём. Поэтому терпимость к разл. формам добровольного безбрачия следует рассматривать как социально-психологич. фактор, оказывающий деструктивное воздействие на демографич. процессы.
Распространение сознательного безбрачия сочетается с появлением добровольной бездетности брачных союзов. По данным исследования Бюро переписей США, в 2002 среди женщин 40–44 лет почти 18% были бездетными. В России, по данным переписи населения 2002, лишь 5,8% женщин указанного возраста не родили ни одного ребёнка. То, что в США значение данного показателя втрое выше, чем в РФ, скорее всего, объясняется тем, что в Америке намного выше, чем в России, толерантность к добровольной бездетности. Но в России это явление также существует: по социологич. данным, в 2000 6% женихов и 3% невест были ориентированы на бездетный Б., тогда как в 1991 никто из опрошенных не высказал желания остаться без детей. Число супружеских пар, желающих остаться бездетными, пока невелико. Но их рост может быть обусловлен терпимым и даже позитивным отношением общества к таким супругам. По результатам исследований, лишь 19% опрошенных мужчин и 15% женщин осуждают супругов, которые могут, но не хотят иметь детей. Рождение детей вне Б. и отказ от их рождения в Б. означают, что Б. всё более отделяется не только от функции деторождения, но и от функции воспитания детей.
Функции Б. как социального института включают упорядочение сексуальных отношений, установление хозяйственно-экономич. отношений и легитимизацию родительского статуса супругов и их потомства, т. е. Б., как и прежде, является основой семьи. Даже в странах с низким уровнем брачности и невысокой прочностью Б. большинство мужчин и женщин состоят в Б. (зарегистрированном или незарегистрированном), а б. ч. семей включает в себя одну или несколько брачных пар (молодые супруги и родители одного из них). Что же касается неполных семей, состоящих из одного родителя (как правило, матери) с детьми, то в большинстве случаев основой этих семей в прошлом был брак.
В Б. осуществляется кооперация усилий супругов по поддержанию благосостояния семьи, налаживанию быта и воспитанию детей. Традиц. модель супружеских отношений предполагает кооперацию на основе исторически сложившегося распределения ролей: муж – кормилец, жена – хозяйка. Модернизированная модель Б. основывается на равной или почти равной ответственности обоих супругов как за материальное обеспечение семьи, так и за ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Совр. Б. следуют как той, так и другой модели, но в последнем случае они гораздо менее устойчивы, потому что при этом семейные роли мужа и жены становятся взаимозаменяемыми и Б. держится только на их сексуальной и эмоционально-психологич. привязанности друг к другу. Наличие карьерных планов у обоих супругов значительно осложняет течение брачных отношений и воспитание детей, несмотря на появление разнообразных платных услуг, заменяющих выполнение ими хозяйственных и родительских функций. Это также способствует отдалению супругов друг от друга и угрожает брачному союзу.
Б. – особый вид социальных взаимоотношений, который включает в себя помимо физиологич. компонента (сексуальных контактов) также экономич., эмоциональный, психологич., нравственный и правовой компоненты. Заключившие Б. мужчина и женщина оказываются перед необходимостью выработать правила пользования общим имуществом, доходами, принятия совместных решений, распределения власти между собой, разделения труда внутри своего союза, общения между собой. Это продолжительный процесс совместного обучения, в основе которого лежит добрая воля и коммуникация супругов. Мнения мужа и жены о способах решения проблем нередко противоречат друг другу, найти компромисс удаётся не всегда. Причиной многих разводов является т. н. ошибка в коммуникации, т. е. неспособность или нежелание сторон обсуждать общие и личные проблемы, говорить и слушать друг друга, понимать и принимать точку зрения другого. Прочность Б. связана не только с взаимоотношениями внутри семьи, но и с бытующими в конкретном обществе нормами его расторжения, а также с правовыми и моральными последствиями развода для бывших супругов и их детей.
Брак в праве
Все правовые системы мира достаточно подробно регламентируют вопросы Б., отличаясь разнообразием подходов к пониманию его сущности (природы): Б. понимается как договор, как таинство, как правовой институт особого рода (sui generis).
В Российской Федерации
Б. основан на принципе моногамии и может быть заключён только разнополыми лицами (гетеросексуальный Б.). Юридич. последствия порождает лишь Б., зарегистрированный органом записи актов гражд. состояния (ЗАГС) в установленном законом порядке. Обязат. гос. регистрация Б. была введена Декретом ВЦИК и СНК от 18(31).12.1917 «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». До этого допускались лишь религ. Б. Некоторое время в СССР признавались фактические Б. (1926–44), а также Б., образовавшиеся на оккупированных в годы Великой Отеч. войны территориях до момента восстановления органов ЗАГС. Права и обязанности супругов возникают со дня гос. регистрации Б. Фактический Б. не порождает у лиц, состоящих в брачных отношениях, никаких юридич. прав и обязанностей супругов независимо от продолжительности и прочности таких отношений.
Условиями, необходимыми для заключения Б., являются взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в Б., и достижение ими брачного возраста – 18 лет. Брачный возраст может быть снижен при наличии уважительных причин (напр., рождение ребёнка). Порядок и условия регистрации заключения Б. установлены Семейным кодексом РФ (1995) и Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» (1997). Основанием для гос. регистрации является совместное заявление лиц, вступающих в Б. При этом гос. регистрация заключения Б. производится любым органом ЗАГС на территории РФ по выбору лиц, вступающих в Б., и в их присутствии по истечении, как правило, месяца со дня подачи заявления о намерении вступить в Б. При наличии особых обстоятельств (беременности, непосредственной угрозе жизни одной из сторон и др.) Б. может быть заключён в день подачи заявления.
Условиями, препятствующими заключению Б., являются определённые обстоятельства, перечисленные в законе. Б. не может быть заключён между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном Б., между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сёстрами, между усыновителями и усыновлёнными, между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Соблюдение установленных законом условий заключения Б. наряду с отсутствием препятствий к его заключению является гарантией действительности заключённого Б. В случае нарушения хотя бы одного из условий или наличия хотя бы одного препятствия к заключению Б., а также если одно из лиц, вступающих в Б., скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, Б. может быть признан недействительным в судебном порядке. Недействительным признаётся также фиктивный Б., т. е. Б., заключённый без намерения создать семью, но с целью достижения к.-л. выгод, вытекающих из факта регистрации Б. (напр., для получения постоянной регистрации по месту жительства «супруга» и т. п.).
Прекращение Б. возможно вследствие смерти или объявления судом умершим одного из супругов, по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным (расторжение брака).
При взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение Б. производится органами ЗАГС по месту жительства супругов (одного из них) или по месту гос. регистрации заключения Б. Помимо этого, в упрощённом порядке, т. е. по заявлению одного из супругов, независимо от наличия у них общих несовершеннолетних детей, расторгается Б. с супругом, признанным судом безвестно отсутствующим или недееспособным, или осуждённым за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трёх лет.
Б. расторгается в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей или при отсутствии согласия на развод одного из супругов, а также если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения Б. в органе ЗАГС. Если примирительные меры, предусмотренные законодательством, оказались безрезультатными, Б. будет расторгнут судом. При взаимном согласии супругов на развод суд расторгает Б., не прибегая к примирительной процедуре и без выяснения мотивов развода.
Расторжение Б. в суде подлежит гос. регистрации. Б., расторгаемый в органах ЗАГС, прекращается со дня гос. регистрации расторжения Б., а при расторжении Б. в суде – со дня вступления решения суда в законную силу (Б., расторгнутый в судебном порядке до 1.5.1996, считался прекращённым только со дня гос. регистрации расторжения Б. в органах ЗАГС).
В зарубежных странах
Б. является, как правило, гражданско-правовой сделкой (см. Брачный договор). Обязательным условием заключения Б. практически во всех странах является достижение брачного возраста. В некоторых странах допускается снижение брачного возраста по решению компетентного органа (напр., в Испании по решению министра юстиции может быть разрешено заключение Б. несовершеннолетними, достигшими 16 лет), в др. странах (напр., в Великобритании) предусмотренный законом возраст вступления в Б. не может быть снижен ни при каких обстоятельствах. При этом в случаях, когда брачный возраст ниже возраста гражд. совершеннолетия, как правило, требуется получение родительского согласия на заключение Б. В условиях, когда единственным законопризнаваемым типом Б. является моногамный, требуется также, чтобы лицо не состояло в данный момент в браке.
Запрет Б. между близкими родственниками (кровосмесительных Б.) существует во всех государствах с той лишь разницей, что в ряде стран к запрещённым степеням родства относятся не только родственники первой степени бокового родства (братья и сёстры), но и последующих степеней боковой ветви (кузены и кузины и т. д.). Кроме того, в некоторых странах сохраняется запрет на заключение Б. лицами, состоящими в отношениях свойства, напр. пережившему супругу запрещено заключать Б. с родственником умершего супруга. Вопрос о возможности заключения Б. с лицом, страдающим психич. заболеванием, в ряде стран остаётся открытым ввиду неопределённости и отсутствия в законе чётких ориентиров в определении степени серьёзности душевного заболевания. Вместе с тем в Великобритании и большинстве штатов США запрещается вступать в Б. с душевнобольными. Практически во всех странах Б. заключается только по истечении установленного законом срока со дня подачи заявления, в присутствии лиц, вступающих в брак. Наряду с этим в отд. странах допускается заключение Б. через представителя (напр., в Испании, Аргентине). В одних странах правовые последствия порождает только гражд. Б., т. е. зарегистрированный в гос. органах (ФРГ, Франция, Швейцария, Япония и др.); в других существует только религ. форма Б. (Израиль, Ирак, Иран, некоторые штаты США). В некоторых странах вступающие в Б. могут выбрать между гражд. и религ. формой (Великобритания, Греция, Испания, Канада, ряд штатов США).
Зарегистрированное партнёрство лиц одного пола, легализованное в некоторых европ. странах (т. н. однополые браки), не тождественно Б., хотя порождает ряд важных правовых последствий, как и при заключении брака.
Прекращение Б. по законодательству всех государств допускается по соглашению сторон (развод). Напр., в Великобритании Б. может быть расторгнут, если ответчик совершил супружескую измену, покинул истца не менее чем за два года до подачи заявления в суд, стороны проживают раздельно не менее двух лет и ответчик не возражает против развода и т. д. В тех странах, где сильно влияние католич. церкви (Испания, Италия), расторжение Б. при жизни супругов до 1970-х гг. не допускалось, возможно было лишь судебное установление раздельного жительства.
Брак «международный», или трансграничный,
Охватывает разл. варианты брачных отношений, выходящих за пределы одного государства: заключение или расторжение Б. в России между рос. гражданином и иностранцем либо между иностранцами; заключение или расторжение Б. за рубежом между рос. гражданами либо рос. и иностр. гражданами; признание заключённого за рубежом Б. действительным; взаимоотношения между супругами – рос. гражданами, проживающими за рубежом, либо рос. и иностр. гражданами, проживающими в России или за рубежом, и пр. Вопросы трансграничных Б. регулируются нормами двухсторонних договоров, Конвенцией о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков (1962), действующей в рамках СНГ Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993), а также Семейным кодексом РФ.
При заключении трансграничных Б. возникают три группы вопросов: форма и порядок заключения Б., условия заключения Б., обстоятельства, препятствующие заключению Б. На территории РФ форма и порядок заключения Б. определяются российским законодательством. Форма и порядок заключения Б., предусмотренные для рос. граждан, являются обязательными для Б. рос. гражданина с иностранцем (смешанный брак), а также и для Б. между иностранцами, в т. ч. и между гражданами разных государств. Материальные условия заключения Б. (добровольное согласие, достижение определённого возраста), напротив, определяются для каждого лица, вступающего в Б., законодательством государства, гражданином которого это лицо является. Б. рос. гражданина с 15-летней француженкой будет заключён, т. к. французское право разрешает вступление в брак женщине по достижении 15 лет. Однако независимо от принадлежности к иностр. гражданству лиц, вступающих в Б., необходимо обязательное соблюдение требований об отсутствии обстоятельств, препятствующих заключению брака.
Рос. граждане вправе заключить Б. за рубежом в учреждениях иностр. государства как между собой, так и с иностранцем. Рос. право не регулирует заключение Б. за рубежом, оно лишь определяет условия, при которых Б., заключённый за рубежом, будет признаваться в России действительным (независимо от гражданства вступающих в Б.): эти Б. признаются в России, если отвечают требованиям местного законодательства, в т. ч. и требованиям местных коллизионных норм. Дополнит. правило установлено для Б. с участием рос. граждан: для признания их действительными требуется обязательное соблюдение положений об обстоятельствах, препятствующих заключению Б. Так, если рос. граждане вступили в церковный Б. в Греции, где церковная процедура является единств. формой Б., их Б. должен быть признан в России (хотя по рос. праву требуется обязат. регистрация в органах ЗАГС, однако несоблюдение этой формы не входит в перечень обстоятельств, препятствующих заключению Б.). Эти же правила применяются и для решения любых вопросов, связанных с недействительностью трансграничного Б., заключённого как в России, так и за рубежом: все вопросы рассматриваются по праву того государства, по законам которого Б. был совершён.
Браки консульские – Б., заключаемые в дипломатич. или в консульских учреждениях. Как правило, в консульские Б. вправе вступать граждане того государства, которое назначило посла или консула. Так, рос. граждане, проживающие за рубежом, заключают Б. в дипломатич. представительствах или в консульских учреждениях РФ. Право иностр. консула заключать Б. на территории РФ определяется законами иностр. государства, назначившего консула; они же регламентируют порядок и условия заключения таких Б. Рос. закон лишь устанавливает те условия, при которых Б. будет признаваться действительным в пределах РФ. Консульские Б., заключаемые на территории России, признаются действительными при соблюдении двух условий: если оба лица, вступившие в Б., являются гражданами государства, назначившего посла или консула в России; если существует взаимность, т. е. на территории соответствующего иностр. государства признаются действительными Б. российских граждан, совершённые в российском посольстве (консульстве), находящемся в этом государстве.
Брак в мировых религиях
Б. в религиях определяет духовные и физиологич. взаимоотношения между мужчиной и женщиной при создании семьи. Союз двух людей одного пола не считается Б. ни в одной из мировых религий. Кроме того, во всех мировых религиях признаётся законным только Б. между лицами, достигшими совершеннолетия.
Брак в ветхозаветной традиции
Согласно книгам Ветхого Завета, целью Б. являются: взаимопомощь между мужчиной и женщиной (Быт. 2:18), а также умножение рода человеческого (Быт. 1:28). Хотя в библейских книгах встречаются также упоминания о полигамии (напр.: Суд. 8:30), многочисл. упоминания одной жены позволяют утверждать, что осн. формой Б. была моногамия (напр.: Пс. 127:3; Притч. 12:4, 18:22, 19:14 и особенно 31:10–31).
Б. в библейские времена обычно совершался по воле родителей (Быт. 28:2), но иногда испрашивалось и согласие невесты (Быт. 24:5, 24:58); не были редкостью и Б. по любви (Быт. 29:20; Суд. 14). Б. с неиудеями имели место, но во Второзаконии (7:3–4) они объявляются запретными из опасения, что через их посредство проникнут обычаи идолопоклонства, а в книгах Ездры и Неемии – из опасения ассимиляции евреев среди окружающих их народов (Ездр. 9–10, особенно 9:2, 10:10–11).
Плодовитость в Б. считалась великим благом и благословением Божиим (Быт. 9:7, 13:16, 22:17; Пс. 126:3–5), бездетность же – трагедией и позором (Быт. 30:1, 23). Если гармония между супругами была нарушена (особенно в случае измены жены), Б. мог быть расторгнут (Втор. 24:1–4).
Брак христианский
Различие между полами, по учению христианской Церкви, – это дар Божий. Особенности полов не сводятся к физиологич. различиям: мужчина и женщина – это два разных образа существования в едином человечестве, нуждающиеся во взаимном восполнении, что указывает на постоянное метафизич. единство супругов. Священное Писание указывает, что в Б. всегда присутствует Бог (Быт. 2:22; Тов. 6:18; Мал. 2:14; Притч. 2:17). Б., по ап. Павлу, должен быть «только в Господе» (1 Кор. 7:39, 11:11). Мысль о присутствии в Б. Самого Бога развивали отцы и учители христианской Церкви. Христианская традиция признаёт только моногамный союз в Б.: таким он был у первозданной четы, и лишь в моногамном Б. возможно полное проявление взаимной близости супругов. Разрушение Б. приводит к разрушению полноты человеческого естества. Иисус Христос говорит о нерасторжимости Б., делая оговорку: Б. может быть прекращён только из-за прелюбодеяния одного из супругов (Мф. 19:9), ради сохранения чистоты и святости Б. В соответствии с учением Церкви христианский Б. есть таинство, соединяющее мужа и жену по образу таинственного мистич. союза Христа с Его Церковью. Религ.-нравств. начало составляет основу христианского Б., ему подчиняются др. его элементы: природный, социальный, юридический. Нравств. содержание Б. заключается, согласно ап. Петру, в самопожертвовании. В Б. супруги возвышаются Богом на уровень надындивидуального бытия. Б. творится любовью: вступающие в Б. соединяются любовью в Боге и через Бога. Взаимное восполнение и гармония в брачном союзе служат и вспомоществованию во спасении мужа и жены. Осн. цель Б., по выражению Климента Александрийского (Строматы, IV, 20), – восполнить личность и свойства одного супруга личностью и свойствами другого и тем самым гармонически раскрыть их духовные силы и способности. Отсюда следует, что нравств. достоинство может быть признано за единственным, пожизненным Б. Второй и третий Б., допускаемые Церковью для мирян, рассматриваются в качестве некоторого несовершенства в жизни христианина и благословляются ею как снисхождение к человеческой немощи и как ограждение от блуда. Ап. Павел, веря в силу христианской любви, дозволял в смешанном Б. развод нехристианской стороне и запрещал его христианской (1 Кор. 7:12–14). Ещё одна цель Б., на которую указывают Священное Писание и Священное Предание, – рождение и воспитание детей. Но и Б., оставшийся без потомства, признаётся православной церковью законным.
В православной церкви совершителями чинопоследования таинства Б. являются епископ или иерей. Вступая в Б., жених и невеста перед священником, а в его лице перед Церковью и Христом, дают свободное непринýжденное обещание во взаимной супружеской верности. Священник испрашивает им у Бога благодатную помощь во всём и благословение на рождение и христианское воспитание детей.
В православной традиции миним. брачным возрастом считается: для жениха – 18 лет, для невесты – 16 лет.
В Киевской Руси установления православной церкви и законодательство визант. императоров стали действовать с нач. 11 в., сразу после Крещения Руси. Однако долгое время наряду с ними сохранялись и языческие обычаи, в т. ч. умыкание и купля невест. Б. без церковного венчания упоминается в лит. памятниках вплоть до кон. 17 в. На Руси заключение Б. начиналось с обращения жениха и невесты к архиерею с прошением благословить их Б. Архиерей выдавал просителю указ («венечную память», «знамя») на имя приходского священника с предложением выявить возможные имеющиеся препятствия к Б. За выдачу «знамени» взималась пошлина, увеличивавшаяся в случае вступления в Б. во второй и третий раз (выдача «венечных памятей» и взимание пошлин были отменены в 1765). Указом от 1702 Пётр I предписал совершать обручение не ранее 6 нед до венчания, предоставив возможность жениху и невесте беспрепятственно отказаться от вступления в Б. в течение этого срока. Данное положение противоречило церковной норме о нерасторжимости обручения, и в 1744 указом имп. Елизаветы Петровны расторжение обручения было запрещено. После выхода указа Святейшего Синода от 1775, предписывавшего непременное совершение церковного обручения в одно время с венчанием, всякая возможность возникновения коллизии, связанной с расторжением обручения, была исключена. По указу от 1775, о желании вступить в Б. необходимо было сообщить (письменно или устно) приходскому священнику, который с целью выявления возможных препятствий к Б. был обязан объявлять о нём в храме после литургии в течение 3 недель. Если препятствий обнаружено не было, священник вносил в «обыскную» книгу соответствующую запись, скреплённую также подписями вступающих в Б. лиц. Обязательное внесение записи о браковенчании в метрические книги было установлено в России с 1802 (форма их ведения была определена Святейшим Синодом в 1838). В Сов. России декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», изданный в 1918, лишил церковный Б. юридич. силы, оставив верующим право принимать церковное благословение на Б. после его регистрации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). На протяжении всей сов. истории венчание хотя и не запрещалось, но в той или иной форме подвергалось преследованию. Поэтому многие, кто принадлежал к православной церкви и состоял в зарегистрированном светскими властями Б., не решались на венчание. В нач. 21 в. в России венчание по-прежнему не имеет юридич. силы. По сложившейся практике священник совершает таинство венчания только после регистрации Б. в ЗАГСе.
Церковное венчание Б. не совершается во время постов, накануне среды и пятницы (т. е. во вторник и четверг); накануне воскресных дней, двунадесятых, великих, храмовых праздников, в продолжение Святок [от 25 дек. (7 янв.) до 7(20) янв.], в Пасхальную седьмицу.
Поместный собор Рос. православной церкви 1917–18 признал законными следующие поводы для ходатайства одного из супругов о расторжении церковного Б.: отпадение от православия, прелюбодеяние, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до Б. или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие одного из супругов, осуждение к наказанию одного из супругов, сопряжённому с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь и здоровье детей или супруга, вступление одного из супругов в новый Б. В соответствии с «Основами социальной концепции Русской православной церкви», принятыми в 2000, этот перечень был дополнен следующими пунктами: заболевание одного из супругов СПИДом, медицински засвидетельствованные хронич. алкоголизм, наркомания, а также совершение женой аборта без согласия мужа. В своём решении о расторжении Б. Церковь опирается на показания самих супругов, свидетельства духовника, результаты мед. обследования, а также на решение светских судебных инстанций (если таковое имеется). Православное церковное право при расторжении Б. предусматривает запрет вторичного вступления в Б. для стороны, виновной в разводе.
К православному греческому чину близки чины благословения Б. в других восточных церквах.
Армянский чин бракосочетания (см. также Армянская апостольская церковь), уже согласно древнейшим рукописям, состоял из 3 частей: обряда обмена жениха и невесты крестами, собственно чинопоследования Б., чина разрешения венцов (совершался на 7-й день после свадьбы). В Арм. католич. церкви чинопоследование Б. соединено с литургией; после прочтения Евангелия совершается благословение и возложение венцов на жениха и невесту.
Коптский чин состоит из 5 частей: обручения, благословения одежд жениха, венчания, заключительного благословения, чина 8-го дня. В традиции Яковитской церкви (антиохийский обряд) чин бракосочетания состоит из 2 частей: обручения и венчания. Особой спецификой отличается традиция благословения Б. в Ассирийской церкви Востока, а также в халдейской (униатской) церкви.
В католической церкви учение о семеричном числе таинств, в которое входит Б., было принято Тридентским собором, ссылавшимся на постановления 2-го Лионского собора (1274) и Ферраро-Флорентийского собора. Католич. церковь, придавая большое значение соглашению, заключающемуся вступающими в Б., считает гл. целью Б. деторождение. Б. между крещёными называется лишь одобренным; чтобы он стал завершённым, супруги должны совершить между собой супружеский акт, основной целью которого является рождение потомства. Т. о., католич. церковь различает двоякого рода супружество (matrimonium consummatum и matrimonium non consummatum), где Б. устанавливается и фактически начинается плотской связью. Одобренный и завершённый Б. не может быть расторгнут ни по какой причине (даже при измене одного из супругов), кроме смерти, тогда как незавершённый Б. между крещёными или между крещёной и некрещёной сторонами может быть расторгнут Римским понтификом, с сохранением права для обеих сторон вступать в новый Б. В католич. традиции миним. возраст для вступления в брачные отношения – 16 лет.
Единый чин католич. бракосочетания был установлен только после Тридентского собора (1545–52; 1562–63) и опубликован в Миссале (1570) и Ритуале (1614), являвшихся осн. литургич. книгами католич. церкви. Согласно тридентскому Миссалу, бракосочетание совершалось во время мессы. В чине брачной мессы никаких особых обрядов, кроме священнич. благословения молодых перед причащением, нет. В тридентском чине предусмотрены: обязательная формула взаимного согласия жениха и невесты на Б., священнич. формула «Я вас соединяю», 2 молитвы – благословение кольца и молодой пары. Чин Ритуала предназначался для благословения Б. в случаях второбрачия невесты, невозможности служить мессу, непринадлежности одного из супругов католич. церкви. После 2-го Ватиканского собора (1962–65) в католич. церкви был установлен следующий чин благословения Б.: после чтений священник произносит поучение новобрачным, задавая им вопросы о добровольности их вступления в Б., затем совершается благословение колец и обмен ими; молитва благословения Б. читается перед причащением; в конце мессы, перед благословением народа, священник благословляет молодых.
В православной и католич. традициях определён ряд препятствий к заключению и церковному благословению Б. Эти препятствия подразделяются на абсолютные и условные. К абсолютным относятся: вступление в новый Б. лица, уже состоящего в Б.; вдовство после 3-го Б. или расторжение 3-го Б.; виновность в расторжении предыдущего Б.; физическая и духовная неспособность к Б. (слабоумие, душевные болезни); недостижение вступающими в Б. возраста совершеннолетия. Особо регламентируется вступление в Б. духовных лиц. К условным относятся: близкое кровное родство. В католич. церкви до 4-го Латеранского собора существовал запрет на Б. до 7-й степени кровного родства. Папа Римский Иннокентий III (1484–92) ограничил препятствия к Б. 4-й степенью как законного, так и незаконного кровного родства. Ныне в католич. брачном праве препятствия к Б. ограничиваются 4-й степенью бокового родства, а также прямым родством во всех степенях. Условными препятствиями являются также: отношения свойства; духовное родство, т. е. отношения между крёстными и крестниками (не является препятствием в католич. церкви латинского обряда, но остаётся препятствием в католич. церквах восточного обряда); гражданское родство; отсутствие взаимного согласия вступающих в Б.; отсутствие согласия родителей жениха или невесты.
В протестантизме имеет место церковное благословение Б., совершаемое как обряд браковенчания, но таинством оно не признаётся. Запрещается Б. между законными или незаконными прямыми родственниками, а при боковом родстве – до 2-й степени законного или незаконного родства.
Брак в иудаизме
Канон церемонии бракосочетания, в осн. сохранившийся до настоящего времени, сформировался в талмудический период. Согласно этому канону, бракосочетание состоит из двух актов: киддушин (или эрусин) и ниссуин. По акту киддушин жених в присутствии двух правомочных свидетелей даёт невесте деньги или их эквивалент (сейчас это обычно гладкое кольцо) и произносит при этом (в случае обручения кольцом) обручальную формулу: «Этим кольцом ты посвящаешься мне по закону Моисея и Израиля». Акт передачи денег или надевания кольца означает, что жених выражает желание сделать невесту своей женой, а невеста, принимая то или другое, выражает согласие стать его женой. Акт ниссуин состоит в том, что невесту приводят к жениху под хуппу (балдахин) в присутствии двух правомочных свидетелей в целях собственно бракосочетания «по закону Моисея и Израиля». Не позднее нач. 12 в. два акта были объединены в одну церемонию, также были добавлены проповедь проводящего церемонию раввина и – уже в Новейшее время – молитвы о ниспослании благословения новобрачным.
В субботу, предшествующую обряду бракосочетания, жених вызывается в синагоге к чтению Торы. Когда жених проходит вперёд, его осыпают рисом, зёрнами пшеницы, орехами и конфетами. Вызывается он к чтению Торы и в первую субботу после бракосочетания. Невеста обязана в один из вечеров накануне свадьбы совершить омовение. Какое-то время накануне свадьбы (от недели в одних общинах до одного дня в других) жених и невеста воздерживаются от встреч. Поскольку Б. рассматривается как новый этап в жизни вступающих в него, жених и невеста получают прощение за все свои предшествующие грехи; обычно они прибавляют покаянные молитвы, читаемые особо в Иом-Кипур, к своей полуденной молитве в день, предшествующий бракосочетанию. Предписывается, чтобы церемонию бракосочетания проводил раввин; также обязательно присутствие по меньшей мере двух правомочных свидетелей, не являющихся родственниками друг друга или одной из сторон, вступающих в брак.
В иудаизме одним из осн. препятствий к Б. традиционно является принадлежность жениха или невесты к др. конфессии, кроме того, неиудейское происхождение одного из вступающих в Б. (прежде всего жениха). Иудаизм допускает расторжение Б., но как исключительное и крайне нежелательное явление, связанное с изменой или бездетностью. В Гос-ве Израиль вопросы Б. и его расторжения решаются согласно евр. праву в соответствии с положениями разделов 1-го и 2-го Законов о юрисдикции раввинских судов (Б. и разводы) от 5713 по евр. календарю (1953). Согласно Закону о возрасте вступления в Б. от 1950 (с поправкой от 1960), женщина не может вступить в Б. до достижения 17-летнего возраста. Исключение составляют те случаи, когда ранний Б. разрешается окружным судом на основании причин, оговорённых в законе (миним. возраст для вступления в Б. мужчины не оговорён).
Согласно Галахе, муж имеет десять обязанностей по отношению к жене и детям от Б. с ней: 1) обеспечить жену средствами к существованию; 2) предоставлять ей одежду и жильё; 3) исполнять свой супружеский долг; 4) обеспечить исполнение денежного обязательства, взятого на себя в брачном контракте; 5) обеспечить жене мед. обслуживание и уход в случае болезни; 6) выкупить её, если она будет взята в плен; 7) обеспечить похороны и установку надгробного памятника, если жена умрёт до него; 8) обеспечить её средствами к существованию после его смерти и правом жить в его доме, пока она остаётся вдовой; 9) обеспечить содержание после его смерти дочерей до их обручения или совершеннолетия; 10) обеспечить наследование сыновьями, вдобавок к их законной доле, состояния отца, суммы, указанной в брачном контракте, если жена умрёт раньше мужа. Права мужа по отношению к жене включают: 1) использование труда жены; 2) право на её случайные заработки или найденные ею материальные ценности; 3) право распоряжения её имуществом и доходами от него; 4) право наследовать её состояние.
Брак в исламе
(араб. – завадж, никах), равноправный юридич. договор, заключение которого делает сожительство женщины и мужчины «разрешённым» (халяль). Шариат считает Б. богоугодным делом, рекомендуемым каждому мусульманину.
Для вступления в Б. юноши должны достигнуть 14, а девушки – 12–13 лет. Желательно соответствие вступающих в Б. по возрасту и общественному положению. Жених должен обладать состоянием, достаточным для выплаты брачного выкупа [араб. – махр (см. Махр и калым); тюрк. – кебин]. Согласия невесты на первый Б. не требуется – достаточно разрешения её отца или опекуна. Вдова или разведённая даёт согласие на Б. сама. Ограничений для Б. в исламе мало. Большинство религиозно-правовых школ суннитского и шиитского ислама (см. Мазхаб) запрещают Б. лицам, связанным ближайшим кровным и молочным родством, свойством, а также хозяевам со своими рабами. Мусульманин может жениться на христианке и иудейке, но мусульманке дозволен Б. лишь с мусульманином.
Б. регистрируется шариатским судьёй (кади), в роли которого в 19–20 вв. стали выступать гос. нотариусы. Чтобы брачный договор вступил в силу, согласно мусульманскому праву (фикх), требуется присутствие в качестве свидетелей двух мужчин или одного мужчины и женщины.
Осн. процессуальные элементы мусульм. бракосочетания восходят к доисламскому обычному праву (адат). Их порядок окончательно сложился в первые века существования ислама. Заключение Б. начинается со сговора (хитба), когда жених или его поверенный делает предложение отцу, опекуну или поверенному невесты. На этом этапе определяются махр и прочие условия брачного договора. После этого невеста переезжает в дом к жениху (зифаф), где играют свадьбу (урс). Если невеста ребёнок, её передача жениху откладывается до достижения ею половой зрелости. Во время свадьбы оглашается брачный договор, выплачивается махр. На любом из этих этапов Б. может быть приостановлен. Он считается совершённым только после фактич. вступления в брачные отношения (никах). Обрядность Б. в исламе сильно отличается в зависимости от региона. Мусульм. право уделяет правам женщины в Б. больше внимания, чем адат. Если по обычному праву брачный выкуп идёт роду жены, то фикх требует передачи махра невесте. Неполная выплата махра, невозможность содержать жену и родившихся в Б. детей могут служить основанием для развода. Женщина сохраняет дееспособность в Б. Муж не имеет прав на её имущество, ведя её дела как поверенный. В свою очередь, жена обязана повиноваться мужу как главе семьи.
Ислам узаконивает полигамию, унаследованную им вместе с гаремом от доисламского араб. адата, но ограничивает число законных жён четырьмя. Только пророку Мухаммеду Кораном было разрешено иметь больше четырёх жён одновременно. На практике полигамный Б. не имеет широкого распространения. В прошлом он встречался больше среди мусульм. элиты и особенно правителей, при дворах которых в нарушение принципов шариата имелись большие гаремы. В большинстве мусульм. регионов преобладает моногамный брак.
Коран (4:24–28) разрешает также временный Б. (мута, сигэ), заключавшийся в раннем исламе на срок от 1 часа до 99 лунных лет. Жена вместо махра получала пропитание и возмещение в случае развода, но её правовой статус не отличался от статуса законных жён. Дети от временного Б. считались законнорождёнными. Но уже в 7 в. халиф Омар ибн аль-Хаттаб запретил временные Б. С тех пор все мазхабы суннитского ислама и шииты-зейдиты осуждают их, одни как греховное по сути, а другие как неодобряемое деяние. Только шииты-имамиты сохранили временный брак.
Б. прекращается по причине смерти одного из супругов или после развода, чаще происходящего по инициативе мужа. После троекратного произнесения им формулы «отпущения» (араб. – талак) жена освобождается от супружеских обязанностей, сохраняя полученный от мужа махр. В этом случае Б. между супругами может быть возобновлён, но только после нового замужества жены, в свою очередь завершившегося разводом или вдовством. Некоторые мазхабы признают «отпущение» в качестве окончательного развода. Кроме того, шариат устанавливает: развод по инициативе жены в ответ на нарушение мужем условий брачного договора, при этом Б. может быть возобновлён, если произошло примирение супругов (фасх); развод по желанию жены, когда она теряет махр и выплачивает мужу возмещение за уход от него (хул); развод по проклятию, произнесённому супругами, когда муж подозревает жену в нарушении супружеской верности, но не может доказать этого (лиан). В двух последних случаях Б. не может быть возобновлён.
Сильные изменения в нормах Б. в исламе произошли в 19–21 вв. Под влиянием европ. систем права полигамия в законодательстве одних мусульм. стран была ограничена, а в других (напр., в Тунисе) запрещена. Брачный возраст был повышен до 15–18 лет. В Рос. империи мусульм. Б. был узаконен в 19 в. С введением в 1825 метрикации муллы были обязаны регистрировать Б. мусульман. Брачные нормы шариата вошли в рос. законодательство, но в 1928 наряду с др. положениями шариата запрещены как «пережиток родового быта» и преследовались уголовно (гл. X УК РСФСР, 1928; УК РСФСР, 1960). Однако в СССР не удалось искоренить исламский Б., продолжавший практиковаться нелегально. Законодательство постсоветской России не признаёт полигамный мусульм. Б., но и не преследует его по закону.
Брак в индуизме
В Индии Б. не только социальная необходимость, но и важнейшая религ. обязанность, налагаемая на правоверного индуса на определённой стадии его жизни, называемой «ашрамом домохозяина». В совр. инд. обществе брачные отношения во многом регулируются гражд. законодательством, однако кастовая структура всегда значительно влияла на гендерные и социальные отношения в обществе. Именно после вступления в Б. «дважды рождённый», т. е. принадлежащий к одному из трёх высших сословий (брахман, кшатрий или вайшья), получал возможность исполнить свой религ. долг (в виде поминальной церемонии – шраддха) по отношению к предкам и произвести на свет сыновей, которые, в свою очередь, будут потом исполнять религ. долг по отношению к нему, обеспечивая духовную преемственность поколений. Таким образом, Б. поддерживает космический, социальный и моральный порядок (Дхарма). В этом смысле Б. понимается не только как возможность совершать жертвоприношение, но и как само жертвоприношение: «Тот действительно не имеет жертвоприношения, у кого нет жены» («Тайттирия брахмана», II, 2, 2, 6).
В основе идеи Б. лежит религ. концепция дарения: невесту бескорыстно, без всяких выкупов и предварит. условий приносят в дар жениху. Этому идеалу отвечала лишь первая из восьми форм Б., упомянутых в классич. лит-ре: 1) брахма – Б. между представителями одного сословия (прежде всего брахманами), когда отец «дарил» свою дочь вместе со всеми её украшениями достойному мужу, не требуя ничего взамен (в остальных формах Б. «чистота» дара разными способами нарушалась); 2) дайва – невеста отдаётся отцом жрецу в качестве платы (дакшина) за совершённое им жертвоприношение богам (отсюда назв. «дайва» от «дэва» – бог); 3) арша – за невесту требуют символич. выкуп в виде коровы или быка, т. е. совершают «натуральный обмен»; 4) праджапатья – отец невесты не требует выкупа и не даёт приданого, но ставит жениху условие: «вместе с будущей женой исполнять религ. обязанности» (с распространением детских Б. эта форма деградировала); 5) гандхарва – Б. по взаимному согласию сторон (заключался, как правило, тайно); к этой же категории относится сваямвара – невеста сама выбирает жениха (частый сюжет в лит-ре, напр. история Наля и Дамаянти, Рамы и Ситы); 6) асура – Б., когда невесту просто покупают; 7) ракшаса – похищение невесты; 8) пайшача – жених обманом овладевает девушкой. Для брахманов считались допустимыми (в убывающем порядке) только первые четыре формы Б. Однако Б.-гандхарва, судя по разным источникам, был достаточно распространённым явлением среди кшатриев и даже окружался романтич. ореолом. Последние три разновидности Б. названы именами демонов, что свидетельствует о неодобрительном к ним отношении.
Традиц. Б., подготавливаемый и устраиваемый родителями жениха и невесты, заключается на всю жизнь. При подборе пары обязательно учитываются каста, род, генеалогич. факторы (Б. между близкими родственниками запрещаются), данные гороскопов, предзнаменования и т. п. Несмотря на то что в определённые периоды инд. истории существовал запрет на межкастовые Б., они тем не менее имели место. Возраст жениха и невесты в разные историч. периоды определялся по-разному, но в целом он имел тенденцию к снижению. Согласно дхарма-сутрам, излагающим религ. обязанности членов разных сословий, возраст жениха не должен был опускаться ниже 20 лет, девушку же предписывалось выдать замуж перед достижением половой зрелости, а точнее – до первой менструации (нарушение этого правила приравнивалось к тяжкому преступлению). В зажиточных семьях практиковались и детские Б., и многожёнство (в осн. у кшатриев). По обычаю, который сохранился и до нашего времени, родители невесты несут все расходы по организации свадьбы. К этому событию семья, в которой есть дочери, готовится всю жизнь. В бедных семьях девочек часто продавали в храмы, дома терпимости, а то и просто убивали (особенно у раджпутов). Чтобы помешать родителям избавляться от девочек, в совр. Индии на дородовую диагностику пола наложен строгий запрет.
Согласно традиции, до того, как быть отданной жениху, невеста принадлежит сначала Соме, потом Гандархве и, наконец, Агни, каждый из которых заботится о её созревании и охраняет её невинность, т. е. жених получает невесту в дар не только от свёкра, но и от самих богов. Невеста достаётся жениху как «остаток» того, чем владели боги, что в свете брахманистской идеологии жертвоприношения является знаком священного характера Б. Брачная церемония включала множество обрядов и ритуалов, каждый из которых имел свою символику и религ. объяснение. В индуизме жена могла добиться развода, если муж не был способен исполнять свои супружеские обязанности.