ПОМО́ЛВКА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОМО́ЛВКА (сговор), комплекс предсвадебных обрядов, сопровождающих заключение договора о браке. У некоторых народов начало переговоров о браке оформлялось в виде ритуала сватовства, когда сваты – представители одной из сторон (как правило, жениха) приходили в семью др. стороны с предложением брака и договаривались о его условиях (сроках, размерах брачного выкупа и/или приданого, распределении трат на свадьбу и т. п.). Сватами обычно выступали родственники или крёстные родители жениха; практиковалось и сватовство проф. сватами и свахами. Как начальный обряд свадебного цикла (см. Свадьба), сватовство сопровождалось разл. охранит. обрядами, обеспечивающими благополучное течение переговоров и счастливый брак. Предложение сватов и ответ на него давались в иносказат. и символич. форме. Часто сватовство совершалось в неск. приёмов (до 12 и более): считалось, что сторона невесты, следуя тактике «продавца товара», должна вначале скрывать своё согласие на брак. Отказ сватам считался позором для них и для жениха. Невеста, как правило, не участвовала в переговорах, её представление семье жениха, а также знакомство её семьи с хозяйством жениха могло (напр., у вост. славян) происходить в форме смотрин. В патриархальных обществах практиковалась П. малолетних детей (колыбельный сговор). Период сватовства завершался торжеств. обрядом окончат. заключения договора – собственно П. (сговор, обручение, у русских – рукобитье, большой пропой и т. п.), утверждавшей жениха и невесту в их статусе.
Правильно совершённая П. обычно считалась необходимым условием брака, становящегося исполнением договора. Иногда она приравнивалась к фактич. заключению брака, и свадьба превращалась лишь в завершающий обряд закрепления брачного союза. По-разному регламентировались отношения жениха и невесты – от начала совместной жизни сразу после П. до полного запрета на контакты до свадьбы (иногда – и во время свадьбы). Расторжение П. осуждалось, часто возмещалось выплатой штрафа, вело к иску о принудит. совершении брака или к признанию незаконным последующего брака с др. партнёром. В христианстве это представление об обязат. характере П. утверждено Церковью не позднее 4 в. Древнейшее письм. изложение чинопоследования церковного обручения относится к 8 в. Константинопольский собор 1066–67 приравнял церковное обручение гражд. бракосочетанию. В Зап. Европе П. до 20 в. сохраняла решающую силу в осн. в протестантских странах. В России с нач. 18 в. власти видели в обязат. характере П. источник злоупотреблений и насилие над свободной волей брачующихся (особенно при П. между малолетними), во избежание чего в 1775 Синодом было предписано совершать церковное обручение в один день с венчанием.
В случаях когда молодые вступали в брак без согласия семей или когда жених не был в состоянии выплатить выкуп, они решались на брак без П. – путём умыкания. П. отсутствовала у народов со слабо институализованным браком, у которых брак сводился к простому соглашению между молодыми.