Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНЦЕ́СТ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 501

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

ИНЦЕ́СТ (от лат. incestum – пре­ступ­ная связь, кро­во­сме­ше­ние), 1) в рим­ском ре­лиг. пра­ве ри­ту­аль­ная не­чис­то­та, позд­нее – в бо­лее уз­ком смыс­ле – пре­сту­п­ление, на­ру­шаю­щее ре­лиг. ус­тав, пре­ж­де все­го – о це­ло­муд­рии вес­та­лок. Со вре­ме­нем по­ня­тие И. бы­ло вос­при­ня­то свет­ским пра­вом для обо­зна­че­ния кро­во­сме­си­тель­ных по­ло­вых свя­зей. Ка­рал­ся смерт­ной каз­нью и кон­фис­ка­ци­ей иму­щест­ва. Род­ст­во счи­та­лось кров­ным до 6-го, позд­нее – до 4-го ко­ле­на.

2) Брач­но-по­ло­вые от­но­ше­ния ме­ж­ду род­ст­вен­ни­ка­ми 1-й сте­пе­ни (ма­те­рью и сы­ном, от­цом и до­че­рью, род­ны­ми бра­том и се­ст­рой). В пер­во­быт­ных об­ще­ст­вах был прак­ти­че­ски ис­клю­чён нор­ма­ми эк­зо­га­мии, на­ру­ше­ние ко­то­рых ка­ра­лось смер­тью или из­гна­ни­ем. У мн. на­ро­дов И. прак­ти­ко­вал­ся в си­туа­ци­ях, пре­ду­смат­ри­ваю­щих сня­тие сек­су­аль­ных за­пре­тов: в ор­гиа­сти­че­ских куль­тах (см., напр., Ива­нов день); ин­це­сту­аль­ный брак пра­ви­те­ля с ма­те­рью или се­ст­рой как ва­ри­ант со­прав­ле­ния у егип. фа­рао­нов и ин­ков; ин­це­сту­аль­ный по­ло­вой акт как часть ри­туа­ла ин­тро­ни­за­ции, сви­де­тель­ст­вую­щий о сверхъ­ес­теств. ка­че­ст­вах пра­ви­те­ля, у афр. на­ро­дов и т. п. Ин­це­сту­аль­ные бра­ки ино­гда со­хра­ня­ют­ся в не­боль­ших изо­ли­ро­ван­ных по­пу­ля­ци­ях.

В ми­фо­ло­гии И. по­ни­ма­ет­ся од­но­вре­мен­но как са­краль­ное и пре­ступ­ное дей­ст­вие. Он при­пи­сы­ва­ет­ся па­ре пер­во­пред­ков как акт со­тво­ре­ния че­ло­ве­че­ст­ва (ли­бо лю­дям, вы­жив­шим по­сле ка­та­ст­ро­фы, – ср., напр., биб­лей­ский сю­жет об И. ме­ж­ду Ло­том и его до­черь­ми), близ­не­цам (см. в ст. Близ­неч­ные куль­ты), осо­бо­му пер­со­на­жу – на­ру­ши­те­лю норм (трик­сте­ру) и др. Мо­тив И. в ми­фо­логии час­то слу­жит объ­яс­не­ни­ем вве­де­ния эк­зо­га­мии. Ино­гда И. как ука­за­ни­ем на из­бран­ни­че­ст­во ге­роя на­чи­на­ет­ся его био­гра­фия: он ли­бо ро­ж­да­ет­ся от ин­це­сту­аль­ной свя­зи (ва­ри­ант сверхъ­ес­теств. про­ис­хо­ж­де­ния), ли­бо сам в юно­сти со­вер­ша­ет И., что слу­жит на­ча­лом его при­клю­че­ний (из­гна­ние, по­лу­че­ние труд­ных за­да­ний и т. п.). И. час­то со­че­та­ет­ся с от­це­убий­ст­вом (на этом ос­но­ва­на тео­рия т. н. эди­по­ва ком­плек­са), в чём ино­гда ви­дят от­ра­же­ние про­бле­мы сме­ны по­ко­ле­ний (В. Я. Пропп, Т. С. Тёр­нер). Рас­про­стра­нён сю­жет И., со­вер­шае­мо­го по не­ве­де­нию и ста­но­вя­ще­го­ся при­чи­ной бед­ст­вий как для са­мих уча­ст­ни­ков И., так и для об­ще­ст­ва, к ко­то­ро­му они при­над­ле­жат (см., напр., Эдип).

Ин­це­сту­аль­ные бра­ки тра­ди­ци­он­но оце­ни­ва­ют­ся как ге­не­ти­че­ски не­бла­го­при­ят­ные. В совр. об­ще­ст­ве И. счи­та­ет­ся амо­раль­ным и за­пре­щён за­ко­но­да­тель­но.

Лит.: Stephens W. N. The Oedipus complex. Cross-cultural evidence. N. Y., 1962; Пу­ти­лов Б. Н. Ис­то­ри­че­ские кор­ни и ге­не­зис сла­вян­ских бал­лад об ин­це­сте. М., 1964; Аве­рин­цев С. С. К ис­тол­ко­ва­нию сим­во­ли­ки ми­фа об Эди­пе // Ан­тич­ность и со­вре­мен­ность. М., 1972; Levi-Makarius L. Le sacré et la violation des interdits. P., 1974; Ле­вин­тон Г. А. Ин­цест // Ми­фы на­ро­дов ми­ра. 2-е изд. М., 1987. Т. 1; Rank O. The incest theme in literature and legend. Balt.; L., 1992; Turner T. S. Oedi­pus. Time and structure in narrative forms // Forms of symbolic action. 2nd ed. N. Y., 1994; Пропп В. Я. Эдип в све­те фольк­ло­ра // Пропп В. Я. Фольк­лор. Ли­те­ра­ту­ра. Ис­то­рия. М., 2002.

Вернуться к началу