АДА́Т
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АДА́Т (от араб. ада – обычай), комплекс поведенческих норм, институтов и практик мусульман, не отражённых в шариате. Понятие А. сложилось в доисламской Аравии и в ходе исламизации в 8–19 вв. широко распространилось в Евразии и Африке. Употребляется в двух осн. значениях: обычное право, неправовой обычай.
Осн. источником права в А. был прецедент в форме решений сельских и племенных сходов, медиаторских судов (араб. сулх), третейских судей (араб. хакам), передававшихся изустно или записывавшихся. А. доисламской Аравии оказал сильное влияние на формирование мусульманского права (араб. фикх). Но в большинстве регионов мусульм. мира нормы А. выступали как альтернатива шариату. Здесь до 17–19 вв. А. господствовал в области уголовного и отчасти семейного и поземельного права, в то время как шариату были подсудны гражданские, торговые и междунар. споры. Третейские судьи использовали принципы А. без ограничений, судьи по шариату (араб. кади) и правительств. чиновники – лишь те из них, что не противоречили шариату.
Общие черты А.– понятие о коллективном характере правонарушения; талион; система композиций, т. е. возмещение физич. или имуществ. ущерба штрафами в пользу истца и общины; обвинительный и, как правило, гласный характер судебного разбирательства; локальный характер А. Был широко распространён обычай «очищения» подозреваемого совместной присягой его родственников. Система наказаний включала коллективное насилие в форме кровной мести и ареста имущества односельчан неисправного должника или ответчика в гражд. иске (баранта, ишкиль).
В разл. регионах мусульм. мира обычное право испытало влияние разных религ.-правовых школ (араб. мазхаб) суннитского и шиитского ислама. В свою очередь А. немало повлиял на местную интерпретацию шариата. Древнейшие юридич. памятники А. обнаружены в араб. эпиграфике и историч. хрониках Аравии и Передней Азии раннего Средневековья (6–9 вв). Со временем появились правовые кодексы А., в которые наряду с нормами обычного входили также элементы мусульм. права (напр., Гидатлинские А. в Дагестане, 17–19 вв.).
Гос. кодификация А. началась в Османской империи. Его нормы были использованы при составлении первого гражд. кодекса Маджаллат аль-ахкам аль-адлийя (1869–77). Колониальные державы 19 в. пытались опереться на А. в борьбе с мусульм. повстанчеством. Появились первые этнографич. описания А. Были созданы системы адатных судов. Подобные реформы лежали в основе военно-нар. управления на рос. дореволюц. Кавказе и в Ср. Азии (1860–1917), колониальных режимов франц. Сев. Африки и брит. Индии. На сов. мусульм. Востоке в ходе деколонизации 1920–30-х гг. А., рассматривавшийся как наследие «старого режима», был поставлен вне закона (гл. 10 УК РСФСР 1928).
Неправовые обычаи А. касаются в осн. правил поведения в семье, обрядов, одежды и блюд нар. кухни. Они претерпели столь же сильные перемены в ходе исламизации. Обычаи, расходившиеся с предписаниями шариата, были предметом жёсткой критики мусульм. правоведов. Однако, поскольку процесс исламизации растянулся во многих регионах Евразии и Африки на сотни лет, изживание бытового А. шло крайне медленно.
После распада СССР на территории постсоветских государств отношение к правовым и неправовым нормам А. изменилось. В 1990-е гг. ряд субъектов РФ и стран СНГ перешли к политике возрождения местного А. В частности, этой задаче должны служить республиканские законы «О сельской общине», «О сельском самоуправлении» и «О третейских судах», принятые в 1995–97 на Сев. Кавказе. Созданные в это время нац. движения не раз пытались использовать нормы А. для урегулирования межэтнич. конфликтов. Однако пока попытки реанимировать А. как автономную систему права не принесли ожидаемых результатов.