КЛИ́МЕ́НТ АЛЕКСАНДРИ́ЙСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛИ́МЕ́НТ АЛЕКСАНДРИ́ЙСКИЙ (греч. Κλήμης ὁ Άλεξανδρεύς, лат. Clemens Alexandrinus), Тит Флавий Климент (ок. 150, вероятно, Афины – ок. 215), христианский богослов, философ, учитель древней Церкви, представитель богословской Александрийской школы.
Родился в языческой семье, получил хорошее образование в области античной литературы, философии и науки, был осведомлён в языческой мифологии и культах. После обращения в христианство в поисках учителей посетил разл. области Рим. империи (Юж. Италия, Сирия, Палестина). Прибыв в Египет, ок. 180 он стал учеником Пантена (ум. ок. 203), руководителя Александрийского огласительного уч-ща. Возможно, был рукоположен в сан пресвитера. Со 190 помощник Пантена по преподаванию, позднее ненадолго стал главой училища. Во время гонения на христиан при имп. Септимии Севере (202) К. А. покинул Александрию и жил в Палестине и в Каппадокии (Малая Азия).
Крупнейшие из сочинений К. А. – «Протрептик» («Увещевание к язычникам»), «Педагог» и «Строматы» – представляют собой трилогию, написанную от лица Логоса (Бога Слова). Задачей трилогии является последовательное обращение читателя-язычника в христианскую веру, его воспитание в канонах и нравственных добродетелях церковной жизни, приобщение к высшему духовному знанию – гносису (γνῶσις). К. А. также автор экзегетич. и нравственных сочинений: «Ипотипосы» («Очерки»), «Кто из богатых спасётся?» и некоторых др.
Важной заслугой К. А. стало включение отдельных лучших достижений античной философии в органичное целое христианского богословия. Философию К. А. стремился понимать как целостное явление, как «наилучшие представления» из всех филос. школ, «касающиеся правоты, ведения и гуманности». В определённой степени он «оправдывал» философию, сравнивал её с ветхозаветным Откровением и представлял как приуготовление к христианству. При этом К. А. предвосхитил ставший классическим, начиная с Петра Дамиани (11 в.), тезис ср.-век. схоластики – «философия – служанка богословия», когда сравнивал христианскую мудрость с женой Авраама Саррой, а философию – со служанкой Сарры Агарью (ср.: Быт. 16:1–6). Обосновывая идеал универсального христианского знания – гносиса, К. А. включал в его структуру познание на основе частных наук и философии, а также богословие (в т. ч. знание духовного смысла Священного Писания и Священного Предания); принципы христианской нравственно-аскетической жизни; мистическое богопознание; особое «тайное предание», согласно К. А., полученное Церковью непосредственно от Иисуса Христа через апостолов. Такое христианское знание в отличие от «лжеименного гносиса» зиждется на религ. вере, совершенствуя и делая её «разумной», и приводит познающего к высшему идеалу «верующего знания» и «знающей веры». Согласно К. А., этот идеал стяжали «идеальные гностики» — апостолы и некоторые др. деятели древней Церкви, в убеждениях которых нашли отражение представления античных философов о мудреце (напр., в стоицизме) и христианское понимание святости и совершенства.
В толковании Священного Писания К. А. придерживался характерного для преподавателей Александрийской школы иносказательного метода – открытия под «символической оболочкой» буквального и исторического повествования смысла духовного, т. е. нравственного, вероучительного (в особенности христологического и пророческого). В своём богословии К. А. уделял значит. место учению о Слове – Сыне Божием. Это учение он основывал на Евангелии (Ин. 1:1 и далее) и предшествующем святоотеческом Предании (св. Иустин Философ и др. апологеты раннехристианские), частично привлекая отд. филос. воззрения (стоики, Филон Александрийский). Вневременно рождаясь от Отца, Логос, Бог Откровения, как совокупность идей мироздания и Творец участвует в сотворении мира и человека, а как Увещеватель, Воспитатель и Учитель человеческого рода – в Промысле и спасении; воплотившись, Он становится Искупителем человеческого рода. Плоды искупительного подвига усваиваются в Церкви, которую К. А. называл «Девой» и «Матерью» вследствие чистоты хранимого ею учения и воспитания христиан в нравственных установлениях церковной жизни. К. А. активно защищал от критики со стороны еретиков-гностиков (см. Гностицизм) христианский брак. Он также полагал, что материальное богатство при правильном его использовании на благо нуждающихся не препятствует спасению.
В то же время некоторые богословские представления К. А., как и ряда церковных писателей 2–3 вв., не нашли соборного церковного признания в позднейшее время (так, К. А. склонялся к субординационизму в учении о Св. Троице).
К. А. оказал влияние на богословие Александрийской школы, в особенности на Оригена. Сочинения К. А. вследствие обилия в них цитат стали важным источником по античной языческой, гностич. и раннехристианской лит-ре.
На Западе до 17 в. К. А. почитался как святой, папа Римский Климент VIII (1592–1605) по совету кардинала Ц. Барония вычеркнул его из списка святых, папа Бенедикт XIV (1740–58) подтвердил это решение на основании недостаточности сведений о жизни К. А. и отсутствия богослужебного почитания. Память К. А. как святого празднуется в Коптской церкви (по коптскому преданию, он перевёл Священное Писание на коптский яз.), а также в сиро-яковитской Церкви (см. Сирийские церкви).