СУБОРДИНАЦИОНИ́ЗМ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СУБОРДИНАЦИОНИ́ЗМ (от суб... и лат. ordinatio – приведение в порядок, соподчинённость), учение в ранней христианской теологии (2–4 вв.) о неравнозначности (по силе, могуществу и др. свойствам) и соподчинённости ипостасей Троицы.
Согласно С., Иисус Христос, будучи Сыном Бога Отца, слабее Отца и подчинён ему, как и Святой Дух, исходящий от Отца. На появление и развитие С. повлияло стремление отстоять монотеизм и не допустить неправильного толкования некоторых фрагментов Евангелия (Ин. 14:28; Мк. 10:18, 13:32 и др.). Идейно оформил С. Ориген, считавший, что Святой Дух подчинён Богу Сыну, а тот, в свою очередь, – Богу Отцу, и выстроивший теологию «убывающей Троицы». С. в известной мере проявляется в высказываниях Иустина Философа, Татиана, Тертуллиана, Новациана (200–258, рим. богослов и антипапа), Дионисия Александрийского. Крайним проявлением С. стали арианство и македонианство (см. Македониане), учившие о тварности Бога Сына и Святого Духа.
Осуждение крайностей С. и окончательное оформление догмата о едином (в трёх равных между собой лицах) Боге свершилось на Никейском (325) и Константинопольском (381) соборах (см. Вселенские соборы), а также разработано в трудах Афанасия Великого, Кирилла Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Высказывания некоторых из них о «монархии Бога Отца» принято трактовать только как указание на причинность Бога Отца по отношению к Богу Сыну и Святому Духу, равным во всём остальном.
Критике за следование С. подвергся католич. догмат filioque (со стороны православного богословия). С. придерживались «жидовствующие», в более позднее время – свидетели Иеговы, некоторые последователи баптизма и адвентизма.