Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАКЕДОНИА́НЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 518

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. Б. Михайлов

МАКЕДОНИА́НЕ, в хри­сти­ан­ст­ве ере­тич. те­че­ние 4–5 вв., пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го от­вер­га­ли бо­же­ст­вен­ность Свя­то­го Ду­ха; на­ря­ду с др. груп­пи­ров­ка­ми со­став­ля­ло ере­тич. дви­же­ние ду­хо­бор­че­ст­ва. На­зва­но по име­ни еп. Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Ма­ке­до­ния (342–360, с пе­ре­ры­ва­ми). О са­мом Ма­ке­до­нии из­вест­но не­мно­го. В три­ни­тар­ной дис­кус­сии он ко­ле­бал­ся ме­ж­ду пра­во­сла­ви­ем и уме­рен­ным ари­ан­ст­вом. По­сле то­го как по на­стоя­нию ари­ан Ма­ке­до­ний ли­шил­ся Кон­стан­ти­но­поль­ской ка­фед­ры, со­глас­но цер­ков­ным ис­то­ри­кам 5 в. Со­кра­ту Схо­ла­сти­ку и Со­зо­ме­ну, он на­чал про­по­ве­до­вать собств. уче­ние о по­до­бии по сущ­но­сти Сы­на От­цу и непо­до­бии От­цу Св. Ду­ха, ко­то­рый яв­ля­ет­ся под­чи­нён­ным слу­жи­те­лем с ка­че­ст­ва­ми, при­су­щи­ми ан­ге­лам – твар­ным су­ще­ст­вам; Св. Дух не про­ис­хо­дит из Бо­же­ст­ва, но яв­ля­ет­ся лишь ос­вя­щаю­щей си­лой и за­ни­ма­ет про­ме­жу­точ­ное по­ло­же­ние ме­ж­ду Бо­гом и тво­ре­ни­ем. Ма­ке­до­ний не ус­пел соз­дать собств. бо­го­слов­ской пар­тии; сто­рон­ни­ки это­го уче­ния ос­та­ва­лись ра­зоб­щён­ны­ми. Не­ко­то­рые совр. ис­сле­до­ва­те­ли не склон­ны при­пи­сы­вать уче­ние са­мо­му Ма­ке­до­нию.

Ересь М. име­ла рас­про­стра­не­ние в Кон­стан­ти­но­по­ле, Ви­фи­нии, Фра­кии, Гел­лес­пон­те, а так­же в Егип­те. Про­тив неё был пред­при­нят ряд цер­ков­ных мер: цер­ков­ные со­бо­ры в Алек­сан­д­рии (362), Ико­нии (376), Ри­ме (379); II Все­лен­ский со­бор (381) в сво­ём 7-м пра­ви­ле (из­да­но в 428) на­звал М. ду­хо­бор­ца­ми. Не­смот­ря на пре­сле­до­ва­ния, не­мно­го­числ. об­щи­ны М. про­дол­жа­ли су­ще­ст­во­вать по край­ней ме­ре до 428, ког­да был из­дан имп. указ, за­пре­щав­ший ере­ти­кам иметь церк­ви в го­ро­дах. Уче­ния М. и близ­ких к ним ере­ти­ков яви­лись по­во­дом к по­яв­ле­нию ря­да по­ле­мич. бо­го­слов­ских трак­та­тов пра­во­слав­ных ав­то­ров. Про­тив М. вы­сту­па­ли в сво­их со­чи­не­ни­ях Афа­на­сий Ве­ли­кий, Ди­дим Сле­пец, Ва­си­лий Ве­ли­кий, Гри­го­рий Бо­го­слов, Гри­го­рий Нис­ский, Ам­фи­ло­хий Ико­ний­ский и Епи­фа­ний Кипр­ский.

Лит.: Loofs F. Macedonius und die Macedo­nianer // Realencyklopädie für protestantische Theologie und Kirche. 3. Aufl. Lpz., 1903. Bd 12; Bardy G. Macédonius et les macédo­niens // Dictionnaire de théoloqie catholique. P., 1926. Vol. 9; Gribomont J. Makedo­nianis­mus // Lexicon für Theologie und Kirche. Freiburg, 1961. Bd 6.

Вернуться к началу