МАКЕДОНИА́НЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАКЕДОНИА́НЕ, в христианстве еретич. течение 4–5 вв., представители которого отвергали божественность Святого Духа; наряду с др. группировками составляло еретич. движение духоборчества. Названо по имени еп. Константинопольского Македония (342–360, с перерывами). О самом Македонии известно немного. В тринитарной дискуссии он колебался между православием и умеренным арианством. После того как по настоянию ариан Македоний лишился Константинопольской кафедры, согласно церковным историкам 5 в. Сократу Схоластику и Созомену, он начал проповедовать собств. учение о подобии по сущности Сына Отцу и неподобии Отцу Св. Духа, который является подчинённым служителем с качествами, присущими ангелам – тварным существам; Св. Дух не происходит из Божества, но является лишь освящающей силой и занимает промежуточное положение между Богом и творением. Македоний не успел создать собств. богословской партии; сторонники этого учения оставались разобщёнными. Некоторые совр. исследователи не склонны приписывать учение самому Македонию.
Ересь М. имела распространение в Константинополе, Вифинии, Фракии, Геллеспонте, а также в Египте. Против неё был предпринят ряд церковных мер: церковные соборы в Александрии (362), Иконии (376), Риме (379); II Вселенский собор (381) в своём 7-м правиле (издано в 428) назвал М. духоборцами. Несмотря на преследования, немногочисл. общины М. продолжали существовать по крайней мере до 428, когда был издан имп. указ, запрещавший еретикам иметь церкви в городах. Учения М. и близких к ним еретиков явились поводом к появлению ряда полемич. богословских трактатов православных авторов. Против М. выступали в своих сочинениях Афанасий Великий, Дидим Слепец, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амфилохий Иконийский и Епифаний Кипрский.