ЕПИФА́НИЙ КИ́ПРСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЕПИФА́НИЙ КИ́ПРСКИЙ (греч. ’Επιφᾴνιος) (ок. 315, по др. данным, 310 или 332, близ Элевферополя, Юж. Палестина – ок. 401 или 403), епископ г. Саламин (Кипр), христианский ересеолог периода ранней Церкви.
Согласно агиографической традиции, происходил из иудейской семьи; получил начальное образование в доме богатого иудея и сам в ранней юности был иудеем, однако вскоре после смерти наставника обратился в христианство и удалился в Египет. После посещения Египта вернулся в Палестину, подвизался при некоем авве Илларионе, затем основал монастырь, которым управлял 30 лет. Являясь строгим приверженцем никейского богословия, пользовался значит. авторитетом среди местного, в т. ч. и арианского, населения; постоянно путешествовал по Палестине и Сирии. С 360-х гг. – на Кипре, где стал (в 365 или 367) епископом г. Саламин. После этого прилагал усилия к устройству монашеской жизни на Кипре.
В богословских спорах, главным из которых было противостояние никейского богословия и арианства, Е. К. занимал ригористскую позицию. Умеренных никейцев называл «полуарианами», в Антиохии поддерживал небольшую группу строгих никейцев во главе с еп. Павлином, ради поддержки которого Е. К. предпринял также путешествие в Рим (382). Ригоризм Е. К. особо сказался в отношении к Оригену, которого он называл отцом всех ересей, и в участии в оригенистич. спорах, охвативших церковь Палестины в нач. 390-х гг. Так, видимо, именно влиянием Е. К. объясняется резкая перемена во взглядах Иеронима Блаженного на оригеновское учение – от его почитания до резкого неприятия. С еп. Иоанном Иерусалимским Е. К. порвал общение из-за нежелания первого публично осудить Оригена; по прибытии в 383 в Палестину Е. К. открыто обвинил Иоанна Иерусалимского в ереси и совершил ряд рукоположений в Вифлееме без его ведома. Е. К. поддержал осуждение Оригена Феофилом Александрийским (400). Узнав, что изгнанные из Египта оригенисты нашли убежище в Константинополе у Иоанна Златоуста, Е. К. безрезультатно пытался настроить против него константинопольскую паству. Хотя кампания Е. К. провалилась, она стала прелюдией к соборному низвержению Иоанна Златоуста (404).
Только два сочинения Е. К. сохранились полностью – «Панарий» и «Анкорат». В первом собраны и описаны 20 дохристианских и 80 христианских ересей, а также даны опровержения каждой из них. Второй представляет собой положительно-догматич. изложение православного вероучения, прежде всего учения о Св. Троице, воплощении, Воскресении. Несмотря на то что некоторые фрагменты из «Анкората» Е. К. легли в основу православной триадологии, Е. К. нельзя назвать богословом-мыслителем, его сочинения носят скорее практический характер, что видно также и по известным фрагментам его экзегетич. сочинений.