Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЕПИФА́НИЙ КИ́ПРСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 682-683

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Зайцев

ЕПИФА́НИЙ КИ́ПРСКИЙ (греч. ’Επιφᾴνιος) (ок. 315, по др. дан­ным, 310 или 332, близ Элев­фе­ро­по­ля, Юж. Па­ле­сти­на – ок. 401 или 403), епи­скоп г. Са­ла­мин (Кипр), хри­сти­ан­ский ере­сео­лог пе­рио­да ран­ней Церк­ви.

Со­глас­но агио­гра­фи­че­ской тра­ди­ции, про­ис­хо­дил из иу­дей­ской се­мьи; по­лу­чил на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние в до­ме бо­га­то­го иу­дея и сам в ран­ней юно­сти был иу­де­ем, од­на­ко вско­ре по­сле смер­ти на­став­ни­ка об­ра­тил­ся в хри­сти­ан­ст­во и уда­лил­ся в Еги­пет. По­сле по­се­ще­ния Егип­та вер­нул­ся в Па­ле­сти­ну, под­ви­зал­ся при не­ко­ем ав­ве Ил­ла­рио­не, за­тем ос­но­вал мо­на­стырь, ко­то­рым управ­лял 30 лет. Яв­ля­ясь стро­гим при­вер­жен­цем ни­кей­ско­го бо­го­сло­вия, поль­зо­вал­ся зна­чит. ав­то­ри­те­том сре­ди ме­ст­но­го, в т. ч. и ари­ан­ско­го, на­се­ле­ния; по­сто­ян­но пу­теше­ст­во­вал по Па­ле­сти­не и Си­рии. С 360-х гг. – на Ки­пре, где стал (в 365 или 367) епи­ско­пом г. Са­ла­мин. По­сле это­го при­ла­гал уси­лия к уст­рой­ст­ву мо­на­ше­ской жиз­ни на Ки­пре.

В бо­го­слов­ских спо­рах, глав­ным из ко­то­рых бы­ло про­ти­во­стоя­ние ни­кей­ско­го бо­го­сло­вия и ари­ан­ст­ва, Е. К. за­ни­мал ри­го­ри­ст­скую по­зи­цию. Уме­рен­ных ни­кей­цев на­зы­вал «по­лу­ариа­на­ми», в Ан­ти­охии под­дер­жи­вал не­боль­шую груп­пу стро­гих ни­кей­цев во гла­ве с еп. Пав­ли­ном, ра­ди под­держ­ки ко­то­ро­го Е. К. пред­при­нял так­же пу­те­ше­ст­вие в Рим (382). Ри­го­ризм Е. К. осо­бо ска­зал­ся в от­но­ше­нии к Ори­ге­ну, ко­то­ро­го он на­зы­вал от­цом всех ере­сей, и в уча­стии в ори­ге­ни­стич. спо­рах, ох­ва­тив­ших цер­ковь Па­ле­сти­ны в нач. 390-х гг. Так, ви­ди­мо, имен­но влия­ни­ем Е. К. объ­яс­ня­ет­ся рез­кая пе­ре­ме­на во взгля­дах Ие­ро­ни­ма Бла­жен­но­го на ори­ге­нов­ское уче­ние – от его по­чи­та­ния до рез­ко­го не­при­ятия. С еп. Ио­ан­ном Ие­ру­са­лим­ским Е. К. по­рвал об­ще­ние из-за не­же­ла­ния пер­во­го пуб­лич­но осу­дить Ори­ге­на; по при­бы­тии в 383 в Па­ле­сти­ну Е. К. от­кры­то об­ви­нил Ио­ан­на Ие­ру­са­лим­ско­го в ере­си и со­вер­шил ряд ру­ко­по­ло­же­ний в Виф­лее­ме без его ве­до­ма. Е. К. под­дер­жал осу­ж­де­ние Ори­ге­на Фео­фи­лом Алек­сан­д­рий­ским (400). Уз­нав, что из­гнан­ные из Егип­та ори­ге­ни­сты на­шли убе­жи­ще в Кон­стан­ти­но­по­ле у Ио­ан­на Зла­то­ус­та, Е. К. без­ре­зуль­тат­но пы­тал­ся на­стро­ить про­тив не­го кон­стан­ти­но­поль­скую па­ст­ву. Хо­тя кам­па­ния Е. К. про­ва­ли­лась, она ста­ла пре­лю­ди­ей к со­бор­но­му низ­вер­же­нию Ио­ан­на Зла­то­ус­та (404).

Толь­ко два со­чи­не­ния Е. К. со­хра­ни­лись пол­но­стью – «Па­на­рий» и «Ан­ко­рат». В пер­вом со­б­ра­ны и опи­са­ны 20 дох­ри­сти­ан­ских и 80 хри­сти­ан­ских ере­сей, а так­же да­ны оп­ро­вер­же­ния ка­ж­дой из них. Вто­рой пред­став­ля­ет со­бой по­ло­жи­тель­но-дог­ма­тич. из­ло­же­ние пра­во­слав­но­го ве­ро­уче­ния, пре­ж­де все­го уче­ния о Св. Трои­це, во­пло­ще­нии, Вос­кре­се­нии. Не­смот­ря на то что не­ко­торые фраг­мен­ты из «Ан­ко­ра­та» Е. К. лег­ли в ос­но­ву пра­во­слав­ной триа­до­ло­гии, Е. К. нель­зя на­звать бо­го­сло­вом-мыс­ли­те­лем, его со­чи­не­ния но­сят ско­рее прак­ти­че­ский ха­рак­тер, что вид­но так­же и по из­вест­ным фраг­мен­там его эк­зе­ге­тич. со­чи­не­ний.

Соч.: Migne PG. T. 41–43; Тво­ре­ния. М., 1863–1883. Ч. 1–6.

Лит.: Dechow J. Dogma and мysticism in early Christianity: Epiphanius of Cyprus and the le­ga­cy of Origen. Mâcon, 1988.

Вернуться к началу