Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИЕРОНИ́М БЛАЖЕ́ННЫЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 716-717

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Вальков, С. Б. Яблонская; О. А. Назарова (иконография)

ИЕРОНИ́М БЛАЖЕ́ННЫЙ, Ие­ро­ним Стри­дон­ский, Соф­ро­ний Ев­се­вий Ие­ро­ним (Sophronius Eusebius Hieronymus) (ок. 347, г. Стри­дон, на гра­ни­це Дал­ма­ции и Пан­но­нии – 420, Виф­ле­ем), эк­зе­гет, пе­ре­во­дчик Свя­щен­но­го Пи­са­ния, бо­го­слов-по­ле­мист, хри­сти­ан­ский свя­той, учи­тель Церк­ви.

Ро­дом из за­жи­точ­ной хри­сти­ан­ской се­мьи; по­лу­чил хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние. Для про­дол­же­ния об­ра­зо­ва­ния от­пра­вил­ся в Рим (ве­ро­ят­но, ок. 360), где изу­чал дис­ци­п­ли­ны три­виу­ма (од­ним из его учи­те­лей был До­нат) и про­ник­ся лю­бо­вью к лат. клас­сич. лит-ре, в осо­бен­но­сти к со­чи­не­ни­ям Вер­ги­лия, Го­ра­ция и Ци­це­ро­на. В Ри­ме глу­бо­ко за­ин­те­ре­со­вал­ся изу­че­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния и бо­го­сло­вия и в воз­рас­те ок. 25 лет при­нял кре­ще­ние от па­пы Да­ма­сия I (366–384). По­сле за­вер­ше­ния обу­че­ния в Ри­ме от­пра­вил­ся в пу­те­ше­ст­вие по Гал­лии, где ему ста­ли близ­ки идеа­лы ас­ке­зы. Же­лая по­лу­чить уро­ки под­виж­ни­че­ской жиз­ни, пред­при­нял пу­те­ше­ст­вие на Вос­ток, по­се­тил Свя­тую зем­лю, Ки­ли­кию, Си­рию и ок. 374 уда­лил­ся в Хал­кид­скую пус­ты­ню, где про­жил 5 лет, за­ни­ма­ясь, по­ми­мо ас­ке­тич. прак­ти­ки (ср. ико­но­гра­фич. сю­же­ты), изу­че­ни­ем др.-евр. язы­ка и Свя­щен­но­го Пи­са­ния. По­сте­пен­ное раз­оча­ро­ва­ние в си­рий­ском ино­че­ст­ве (Пись­мо CI) по­бу­ди­ло И. Б. ок. 379 по­ки­нуть Хал­кид­скую пус­ты­ню и на­пра­вить­ся в Ан­ти­охию, где он был ру­ко­поло­жен в пре­сви­те­ры, а за­тем в Кон­стан­ти­но­поль. Там И. Б. по­зна­ко­мил­ся с Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом и Гри­го­ри­ем Нис­ским. По­сле 381 И. Б. сно­ва в Ри­ме, где был при­бли­жен па­пой Да­ма­си­ем I, вы­со­ко оце­нив­шим его эк­зе­ге­тич. та­лант. И. Б. не­од­но­крат­но кон­суль­ти­ро­вал па­пу Да­ма­сия I по по­во­ду тол­ко­ва­ния слож­ных мест Пи­са­ния, по­лу­чил от не­го так­же по­ру­че­ние све­рить с греч. ори­ги­на­лом рас­про­стра­нён­ный то­гда лат. пе­ре­вод Но­во­го За­ве­та. Пред­став­лен­ные И. Б. в 382–383 от­ре­дак­ти­ро­ван­ные пе­ре­во­ды Но­во­го За­ве­та и Псал­ти­ри по­слу­жи­ли на­ча­лом ра­бо­ты по под­го­тов­ке лат. пе­ре­во­да все­го Свя­щен­но­го Пи­са­ния, за­вер­шён­ной в 405, в па­ле­стин­ский пе­ри­од жиз­ни свя­то­го (см. Вуль­га­та в ст. Биб­лия). К рим­ско­му пе­рио­ду жиз­ни И. Б. от­но­сит­ся так­же под­го­тов­ка пе­ре­во­дов со­чи­не­ний Ори­ге­на и Ди­ди­ма Слеп­ца. Со смер­тью па­пы Да­ма­сия I И. Б. ли­шил­ся по­кро­ви­тель­ст­ва и был вы­ну­ж­ден по­ки­нуть Рим. Вме­сте с по­сле­до­вав­ши­ми за ним уче­ни­ца­ми по­се­тил Па­ле­сти­ну и Еги­пет и с 387 обос­но­вал­ся в Виф­лее­ме, где создал неск. мо­на­сты­рей, а так­же про­дол­жил изу­че­ние др.-евр. язы­ка и ра­бо­ту по пе­ре­во­ду Пи­са­ния. Был по­гре­бён в Виф­лее­ме, в ц. Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва; ок. 642 ос­тан­ки И. Б. пе­ре­не­се­ны в Рим, в ц. Сан­та-Ма­рия-Мад­жо­ре. День па­мя­ти в зап. Церк­ви – 30 сент.; в вост. Церк­ви – 15(28) ию­ня.

И. Б. яв­ля­ет­ся ав­то­ром зна­чит. чис­ла эк­зе­ге­тич. тру­дов, а так­же об­шир­но­го эпи­сто­ляр­но­го на­сле­дия; сре­ди его ра­бот – со­чи­не­ния бо­го­слов­ско-по­ле­мич. и ис­то­рич. ха­рак­те­ра. К эк­зе­ге­тич. тру­дам И. Б. от­но­сят­ся: Тол­ко­ва­ния на По­сла­ния к Га­ла­там, Фи­ли­мо­ну, Ефе­ся­нам, Ти­ту, на Кни­гу Екк­ле­сиа­ста, на Псал­мы 10–16, на Кни­ги про­ро­ков Ми­хея, Со­фо­нии, Нау­ма, Ав­ва­ку­ма, Аг­гея, Ио­ны, Ав­дия, За­ха­рии, Ма­ла­хии, Иои­ля, Амо­са, на Еван­ге­лие от Мат­фея, на Кни­ги вел. про­ро­ков Да­нии­ла, Иса­ии, Ие­зе­кии­ля, Ие­ре­мии. К ним при­мы­ка­ют «Кни­га во­про­сов ев­рей­ских на Кни­гу Бы­тия» (389), «Пре­ди­сло­вие к пе­ре­во­ду книги Па­ра­ли­по­ме­но­н» (392), «Пре­ди­сло­вие к пе­ре­во­ду Притч, Екк­ле­сиа­ста, Пес­ни Пес­ней» (392). Зна­чит. эк­зе­ге­тич. ма­те­ри­ал со­дер­жит­ся в эпи­сто­ля­рии И. Б., напр. в По­сла­нии к Да­ма­сию I о 6-й гл. Кни­ги про­ро­ка Иса­ии (381). Для пе­ре­вод­че­ской и эк­зе­ге­тич. кон­цеп­ции И. Б. ха­рак­тер­на ак­цен­ти­ро­ван­ность на тес­ном един­ст­ве кон­цеп­тов язы­ка ори­ги­на­ла / язы­ка пе­ре­во­да; ис­точ­ни­ка / пе­ре­во­да; ис­ход­но­го ори­ги­на­ла / ком­мен­та­рия, эк­зе­ге­зы. Идеа­лом ком­мен­та­то­ра и эк­зе­ге­та И. Б. счи­тал Ори­ге­на, по­ла­гая его опыт в этой об­лас­ти цен­ней­шим (этим объ­яс­ня­ет­ся ин­те­рес И. Б. к пе­ре­во­дам не­ко­то­рых со­чи­не­ний Ори­ге­на, напр. Бе­сед на Кни­ги про­ро­ков Ие­ре­мии и Иса­ии и Песнь Пес­ней). От­ве­чая на уп­рё­ки в ис­поль­зо­ва­нии язы­че­ских прин­ци­пов и спо­со­бов ком­мен­та­рия, И. Б. фак­ти­че­ски ста­вит во­прос о язы­че­ских ис­точ­ни­ках Вет­хо­го За­ве­та; от­ме­ча­ет прин­ци­пи­аль­ное един­ст­во Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­тов. Крае­уголь­ным кам­нем пе­ре­во­дче­ской кон­цеп­ции И. Б. яв­ля­ет­ся прин­цип се­ман­тиз­ма, а не грам­ма­ти­ка­лиз­ма – кон­ста­та­ция пер­вен­ст­ва смыс­ла, а не сло­во­фор­мы (Пись­ма. LIII; LVII, 5). В це­лом, по ха­рак­те­ри­сти­ке са­мо­го И. Б., суть его эк­зе­ге­зы – это путь ме­ж­ду ис­то­ри­ей и ал­ле­го­ри­ей, и толь­ко в ру­ках чи­таю­ще­го окон­ча­тель­ный вы­бор пу­ти. К бо­го­слов­ско-по­ле­мич. ра­бо­там И. Б. от­но­сит­ся соч. «Про­тив Ру­фи­на», впи­сан­ное в кон­текст ори­ге­ни­ст­ских спо­ров; к ис­то­ри­че­ским – «О зна­ме­ни­тых му­жах» (ок. 393), «Хро­ни­ка», «Жиз­не­опи­са­ния от­цов». Пер­вое со­дер­жит све­де­ния о жиз­ни и со­чи­не­ни­ях цер­ков­ных пи­са­те­лей пер­вых че­ты­рёх ве­ков ис­то­рии Церк­ви, вто­рое яв­ля­ет­ся редакцией од­но­им. со­чи­не­ния Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го (са­мо­сто­ят. из­ло­же­ние И. Б. ох­ва­ты­ва­ет лишь пе­ри­од 325–378), третье по­свя­ще­но ду­хов­ной жиз­ни егип. ино­че­ст­ва.

Иконография

«Святой Иероним в келье». Картина Антонелло да Мессины. Ок. 1475. Национальная галерея (Лондон).
«Святой Иероним». Картина Караваджо. Ок. 1606. Галерея Боргезе (Рим).

Наи­бо­лее ран­ние изо­бра­же­ния И. Б. от­но­сят­ся к 5 в. («Ди­птих Бо­эция», ок. 487, Му­зей хри­сти­ан­ско­го иск-ва, Бре­шия). В сред­ние ве­ка изо­бра­же­ния И. Б. ино­гда по­яв­ля­лись на стра­ни­цах ил­лю­ми­ни­ро­ван­ных ру­ко­пи­сей (на фрон­тис­пи­се к Кни­ге Ии­су­са На­ви­на, Биб­лия из Лио­на, 1150–1200, Бри­тан­ский му­зей, Лон­дон). Ико­но­гра­фия И. Б. фор­ми­ро­ва­лась на ос­но­ве тек­стов «Зер­ца­ла ис­то­рии» Вин­сен­та из Бо­ве и в осо­бен­но­сти «Зо­ло­той ле­ген­ды» Яко­ва Во­ра­гин­ско­го, в ко­то­рых ис­то­ри­че­ски дос­то­вер­ные дан­ные о жиз­ни свя­то­го со­еди­ня­ют­ся с апок­ри­фич. пре­да­ния­ми. Осн. ико­но­гра­фич. ти­пы И. Б. со­от­вет­ст­ву­ют гл. эпи­зо­дам его жи­тия. Со­глас­но ле­ген­де, И. Б. был кар­ди­на­лом (что не со­от­вет­ст­ву­ет дей­ст­ви­тель­но­сти), по­это­му во мно­гих сце­нах он пред­ста­ёт в кар­ди­наль­ском об­ла­че­нии – пла­ще и шля­пе крас­но­го цве­та (кар­ти­на Я. ван Эй­ка, ок. 1435, Ин-т ис­кусств, Дет­ройт, и др.). В на­по­ми­на­ние о ви­де­нии, в ко­то­ром он под­верг­ся би­че­ва­нию на не­бе­сах за своё при­стра­стие к клас­сич. лат. лит-ре, И. Б. изо­бра­жа­ет­ся с об­на­жён­ной спи­ной и сле­да­ми би­ча на ней («Ви­де­ние св. Ие­ро­ни­ма» Б. Меи, 1657–1660, ча­ст­ное со­б­ра­ние). В сю­же­те «По­кая­ние св. Ие­ро­ни­ма» И. Б. по­ка­зан от­шель­ни­ком в пус­ты­не с кам­нем в ру­ках и ра­на­ми от не­го на об­на­жён­ной гру­ди; ино­гда ря­дом ле­жат кар­ди­наль­ские оде­ж­ды, ос­тав­лен­ные свя­тым в знак сми­ре­ния («Мо­лит­ва св. Ие­ро­ни­ма» И. Бос­ха, ок. 1500, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Гент; кар­ти­на Фи­лип­пи­но Лип­пи, 1485, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция). Как учёно­го, ав­то­ра лат. пе­ре­во­да Биб­лии И. Б. пред­став­ля­ют ра­бо­таю­щим в сво­ей ке­лье, ря­дом с ним по­ме­ще­ны Рас­пя­тие и че­реп. Не­ред­ко в ке­лье при­сут­ст­ву­ет лев, ко­то­ро­му свя­той, по ле­ген­де, вы­нул из ла­пы за­но­зу («Св. Ие­ро­ним в ке­лье» Ан­то­нел­ло да Мес­си­ны, ок. 1475, Нац. га­ле­рея, Лон­дон; од­на из «мас­тер­ских» гра­вюр А. Дю­ре­ра, 1514). С про­по­ве­дью дев­ст­ва, ко­то­рую И. Б. вёл в Виф­лее­ме, свя­зан сю­жет о на­став­ле­нии И. Б. свя­тых жён («Св. Ие­ро­ним, бе­се­дую­щий со свя­ты­ми Пау­лой и Ев­сто­хи­ей» Ф. Сур­ба­ра­на, ок. 1640–50, Нац. га­ле­рея ис­кусств, Ва­шинг­тон). По­гре­бе­ние И. Б. пред­став­ле­но на фре­ске В. Кар­пач­чо в Скуо­ла-Сан-Джорд­жо-де­льи-Скья­во­ни в Ве­не­ции (1502–07). Под­роб­ный жи­тий­ный цикл И. Б. изо­бра­жён на фре­сках ка­пел­лы Св. Ие­ро­ни­ма в ц. Св. Фран­ци­ска в Мон­те­фаль­ко (Б. Гоц­цо­ли, 1452), а так­же в ми­ниа­тю­рах франц. ру­ко­пи­си «Жи­тие, смерть и чу­де­са св. Ие­ро­ни­ма» (1495–1515, со­б­ра­ние Бир­мин­гем­ско­го ун-та) и др. Не­ред­ко пред­ме­ты, при­сут­ст­вую­щие в разл. эпи­зо­дах жи­тия свя­то­го, изо­бра­жа­ют­ся все вме­сте как его ат­ри­бу­ты: лев, ка­мень, кар­ди­наль­ское об­ла­че­ние («Ал­тарь Стра­стей» Х. Мем­лин­га, 1491, Му­зей ис­то­рии иск-ва и куль­ту­ры, Лю­бек). Пе­ри­од наи­боль­шей по­пу­ляр­но­сти И. Б. в иск-ве при­шёл­ся на 15–17 вв. По­сле это­го его ико­но­гра­фия уже не за­ни­ма­ет зна­чит. мес­та в изо­бра­зит. тра­ди­ции.

Лит.: Ди­ес­пе­ров А. Бла­жен­ный Ие­ро­ним и его век. М., 1916. М., 2002; A monument to Saint Je­ro­me / Ed. F. X. Murphy. N. Y., 1952; Rice E. F. Saint Jerome in the Renaissance. Balt., 1985.

Вернуться к началу