АНТОНЕ́ЛЛО ДА МЕССИ́НА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНТОНЕ́ЛЛО ДА МЕССИ́НА (Antonello da Messina; собственно Антонелло ди Джованни дельи Антони, Antonello di Giovanni degli Antoni) (ок. 1430, Мессина – между 14 и 25.2.1479, там же), итал. живописец. Жил и работал в осн. в родном городе. Выезжал в Неаполь (где, скорее всего, во 2-й пол. 1440-х гг. учился у Колантонио), также в Калабрию (1457–60), Рим (1465–73) и Венецию (в 1475–76). Усвоив достижения современной ему нидерл. масляной живописи с её тонкими эффектами иллюзионистич. натуроподобия (позднее даже сложилась легенда, что он был учеником Я. ван Эйка), соединил их (под влиянием Пьеро делла Франчески и А. Мантеньи) с новаторскими поисками итал. кватроченто, став лучшим раннеренессансным живописцем Сицилии. Его религ. произведения – такие, как «Св. Иероним в келье» (ок. 1475, Нац. галерея, Лондон), «Распятие» (1475, Королевский музей изящных искусств, Антверпен; вариант – 1477, Нац. галерея, Лондон), «Святой Себастьян» (1476, Картинная галерея, Дрезден) – выделяются особой насыщенностью световоздушной среды, мягкой композиц. гармонией, тонкой оркестровкой символич. деталей. Проникновенно лиричны созданные А. да М. женские типажи, придающие алтарному образу черты жанрового портрета (в первую очередь его «Мадонны Аннунциаты» 1470-х гг., где сцена Благовещения сводится к погрудному изображению Девы Марии на тёмном фоне, – напр., в Нац. галерее Сицилии, Палермо, и в Старой пинакотеке, Мюнхен). Писал также портреты (преим. мужские), совмещающие одушевлённую бытовую характерность со сдержанной идеализацией – т. н. «Автопортрет» (ок. 1473, Нац. галерея, Лондон), т. н. «Кондотьер» (1475, Лувр, Париж) и ряд других.