ПЬЕ́РО ДЕ́ЛЛА ФРАНЧЕ́СКА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЬЕ́РО ДЕ́ЛЛА ФРАНЧЕ́СКА (Piero della Francesca) (между 1415 и 1420, Сансеполькро, Тоскана – похоронен 12.10.1492, там же), итал. живописец. После обучения в Сансеполькро работал над росписями хора ц. Сант-Эджидио (не сохр.) во Флоренции в составе мастерской Доменико Венециано (1439), воспринял влияния флорентийской школы, в особенности самого Доменико. Уже в ранних работах («Крещение Христа», 1450-е гг., Нац. галерея, Лондон; см. илл. к ст. Крещение Господне) черты флорентийской школы (линейная перспектива, отвлечённый геометризм, который подчиняет себе как объёмы, так и колористич. строй) сочетаются с чертами нидерл. живописи 15 в. (интерес к конкретным деталям пейзажа, к достоверной передаче световоздушной среды и световых эффектов), формируя индивидуальный стиль П. д. Ф., который Р. Лонги определил как «перспективный синтез цвета и формы». Стереометрич. восприятие формы и тектонич. отношение к композиции сформировались у П. д. Ф., вероятно, под влиянием Л. Б. Альберти; живописец широко использует ренессансные архит. формы. П. д. Ф. – один из крупнейших итал. колористов, в числе первых итал. художников осуществил переход от традиц. темперной живописи к т. н. смешанной технике с использованием масляной живописи («Рождество», 1470–75, Нац. галерея, Лондон), которую он пытался использовать и в настенных росписях. Вслед за Доменико Венециано П. д. Ф. широко использовал в своей живописи картон.
Помимо Сансеполькро, для которого художник исполнил полиптих «Мадонна делла Мизерикордия» (1445–62) и фреску «Воскресение Христа» (ок. 1463, см. илл. к ст. Воскресение Христово; обе – Гор. пинакотека, Сансеполькро), П. д. Ф. работал в др. центрах ренессансного иск-ва: Ферраре (ок. 1448–1450), Римини (1451 и 1482; фреска в ц. Сан-Франческо, 1451; портрет Сиджизмондо Малатесты, ок. 1450–1451, Лувр, Париж), Риме (1459), Перудже («Полиптих Св. Антония Падуанского», 1465–1470, Нац. галерея Умбрии, Перуджа), Ареццо, где создал росписи хора ц. Сан-Франческо (цикл «История животворящего Креста», 1452–64; см. илл. к ст. Воздвижение Креста Господня). Мн. произведения созданы по заказу Федерико да Монтефельтро, герцога Урбинского [«Бичевание Христа» (сер. 1450-х гг. (?); см. илл. к ст. Иисус Христос), «Мадонна ди Сенигаллия» (ок. 1470–1472, обе – Нац. галерея Марке, Урбино); парные портреты герцога и герцогини Урбинских (между 1465 и 1472, галерея Уффици, Флоренция; см. илл. к ст. Монтефельтро), «Мадонна с Младенцем, предстоящими святыми и Федерико да Монтефельтро» (1472–74, Пинакотека Брера, Милан)].
П. д. Ф. – один из крупнейших и наиболее влият. мастеров Раннего Возрождения. Его иск-во заложило основы ренессансной живописи в Ср. и Сев. Италии (учеником П. д. Ф. был Л. Синьорелли, последователями – Мелоццо да Форли и Ф. дель Косса), оказало влияние на развитие венецианской (в частности, творчество Джованни Беллини), умбрийской (П. Перуджино) и флорентийской школ.
П. д. Ф. воспринимал живописные задачи сквозь призму математич. представлений, создал науч. трактаты: «О перспективе в живописи» («De prospectiva pingendi», изд. в 1942), где даёт практич. указания по применению приёмов перспективы; «Трактат о вычислениях» («Trattato d’abaco», изд. в 1970), посвящённый проблемам арифметики, алгебры и геометрии; трактат «Книжица о пяти правильных телах» («Libellus de quinque corporibus regularibus», ок. 1482, изд. в 1916), содержащий указания о практич. решении некоторых проблем стереометрии.