Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЬЕ́РО ДЕ́ЛЛА ФРАНЧЕ́СКА

ПЬЕ́РО ДЕ́ЛЛА ФРАНЧЕ́СКА (Piero della Francesca) (ме­ж­ду 1415 и 1420, Сан­се­польк­ро, Тос­ка­на – по­хо­ро­нен 12.10.1492, там же), итал. жи­во­пи­сец. По­сле обу­че­ния в Сан­се­польк­ро ра­бо­тал над рос­пи­ся­ми хо­ра ц. Сант-Эд­жи­дио (не сохр.) во Фло­рен­ции в со­ста­ве мас­тер­ской До­ме­ни­ко Ве­не­циа­но (1439), вос­при­нял влия­ния фло­рен­тий­ской шко­лы, в осо­бен­но­сти са­мо­го До­ме­ни­ко. Уже в ран­них ра­бо­тах («Кре­ще­ние Хри­ста», 1450-е гг., Нац. га­ле­рея, Лон­дон; см. илл. к ст. Кре­ще­ние Гос­под­не) чер­ты фло­рен­тий­ской шко­лы (ли­ней­ная пер­спек­ти­ва, от­вле­чён­ный гео­мет­ризм, ко­то­рый под­чи­ня­ет се­бе как объ­ё­мы, так и ко­ло­ри­стич. строй) со­че­та­ют­ся с чер­та­ми ни­дерл. жи­во­пи­си 15 в. (ин­те­рес к кон­крет­ным де­та­лям пей­за­жа, к до­сто­вер­ной пе­ре­да­че све­то­воз­душ­ной сре­ды и све­то­вых эф­фек­тов), фор­ми­руя ин­ди­ви­ду­аль­ный стиль П. д. Ф., ко­то­рый Р. Лон­ги оп­ре­де­лил как «пер­спек­тив­ный син­тез цве­та и фор­мы». Сте­рео­метрич. вос­при­ятие фор­мы и тек­то­нич. от­но­ше­ние к ком­по­зи­ции сфор­ми­ро­ва­лись у П. д. Ф., ве­ро­ят­но, под влия­ни­ем Л. Б. Аль­бер­ти; жи­во­пи­сец ши­ро­ко ис­поль­зу­ет ре­нес­санс­ные ар­хит. фор­мы. П. д. Ф. – один из круп­ней­ших итал. ко­ло­ри­стов, в чис­ле пер­вых итал. ху­дож­ни­ков осу­ще­ст­вил пе­ре­ход от тра­диц. тем­пер­ной жи­во­пи­си к т. н. сме­шан­ной тех­ни­ке с ис­поль­зо­ва­ни­ем мас­ля­ной жи­во­пи­си («Ро­ж­де­ст­во», 1470–75, Нац. га­ле­рея, Лон­дон), ко­то­рую он пы­тал­ся ис­поль­зо­вать и в на­стен­ных рос­пи­сях. Вслед за До­ме­ни­ко Ве­не­циа­но П. д. Ф. ши­ро­ко ис­поль­зо­вал в сво­ей жи­во­пи­си кар­тон.

Пьеро делла Франческа. «Полиптих Св. Антония Падуанского». 1465–70. Национальная галерея Умбрии (Перуджа).

По­ми­мо Сан­се­польк­ро, для ко­то­ро­го ху­дож­ник ис­пол­нил по­лип­тих «Ма­дон­на дел­ла Ми­зе­ри­кор­дия» (1445–62) и фре­ску «Вос­кре­се­ние Хри­ста» (ок. 1463, см. илл. к ст. Вос­кре­се­ние Хри­сто­во; обе – Гор. пи­на­ко­те­ка, Сан­се­польк­ро), П. д. Ф. ра­бо­тал в др. цен­трах ре­нес­санс­но­го иск-ва: Фер­ра­ре (ок. 1448–1450), Ри­ми­ни (1451 и 1482; фре­ска в ц. Сан-Фран­че­ско, 1451; порт­рет Сид­жиз­мон­до Ма­ла­те­сты, ок. 1450–1451, Лувр, Па­риж), Ри­ме (1459), Пе­руд­же («По­ли­птих Св. Ан­то­ния Па­ду­ан­ско­го», 1465–1470, Нац. га­ле­рея Ум­брии, Пе­руд­жа), Арец­цо, где соз­дал рос­пи­си хо­ра ц. Сан-Фран­че­ско (цикл «Ис­то­рия жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста», 1452–64; см. илл. к ст. Воз­дви­же­ние Кре­ста Гос­под­ня). Мн. про­из­ве­де­ния соз­да­ны по за­ка­зу Фе­де­ри­ко да Мон­те­фельт­ро, гер­цо­га Ур­бин­ско­го [«Би­че­ва­ние Хри­ста» (сер. 1450-х гг. (?); см. илл. к ст. Ии­сус Хри­стос), «Ма­дон­на ди Се­ни­гал­лия» (ок. 1470–1472, обе – Нац. га­ле­рея Мар­ке, Ур­би­но); пар­ные порт­ре­ты гер­цо­га и гер­цо­ги­ни Ур­бин­ских (меж­ду 1465 и 1472, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция; см. илл. к ст. Мон­те­фельт­ро), «Ма­дон­на с Мла­ден­цем, пред­стоя­щи­ми свя­ты­ми и Фе­де­ри­ко да Мон­те­фельт­ро» (1472–74, Пи­на­ко­те­ка Бре­ра, Ми­лан)].

П. д. Ф. – один из круп­ней­ших и наи­бо­лее вли­ят. мас­те­ров Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния. Его иск-во за­ло­жи­ло ос­но­вы ренес­санс­ной жи­во­пи­си в Ср. и Сев. Ита­лии (уче­ни­ком П. д. Ф. был Л. Синь­о­рел­ли, по­сле­до­ва­те­ля­ми – Ме­лоц­цо да Фор­ли и Ф. дель Кос­са), ока­за­ло влия­ние на раз­ви­тие ве­не­ци­ан­ской (в ча­ст­но­сти, твор­че­ст­во Джо­ван­ни Бел­ли­ни), ум­брий­ской (П. Пе­руд­жи­но) и фло­рен­тий­ской школ.

П. д. Ф. вос­при­ни­мал жи­во­пис­ные за­да­чи сквозь приз­му ма­те­ма­тич. пред­став­ле­ний, соз­дал на­уч. трак­та­ты: «О пер­спек­ти­ве в жи­во­пи­си» («De prospectiva pingendi», изд. в 1942), где да­ёт прак­тич. ука­за­ния по при­ме­не­нию приё­мов пер­спек­ти­вы; «Трак­тат о вы­чис­ле­ни­ях» («Trattato d’abaco», изд. в 1970), по­свя­щён­ный про­бле­мам ариф­ме­ти­ки, ал­геб­ры и гео­мет­рии; трак­тат «Кни­жи­ца о пя­ти пра­виль­ных те­лах» («Libellus de quinque corporibus regularibus», ок. 1482, изд. в 1916), со­дер­жа­щий ука­за­ния о прак­тич. ре­ше­нии не­ко­то­рых про­блем сте­рео­мет­рии.

Лит.: Clark K. Piero della Francesca. 2nd ed. L., 1969; Ла­за­рев В. Н. Пье­ро дел­ла Фран­че­ска // Ла­за­рев В. Н. Ста­рые италь­ян­ские мас­те­ра. М., 1972; Лон­ги Р. Пье­ро дел­ла Фран­че­ска // Лон­ги Р. От Чи­ма­буэ до Мо­ран­ди. М., 1984; Lightbown R. Piero della Francesca. N. Y.; L., 1992; Анд­же­ли­ни А. Пье­ро дел­ла Фран­че­ска. М., 1997; Aronberg Lavin M. Piero della Francesca. 2nd ed. L., 2002; Pope-Hen­nes­sy J. The Piero della Fran­cesca trail. 2nd ed. N. Y., 2002; Field J. V. Piero della Fran­ces­ca: A mathematician’s art. New Haven, 2005.

Вернуться к началу