Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУРБАРА́Н ФРАНСИСКО

Авторы: Н. В. Проказина
Ф. Сурбаран. «Святой Лаврентий». 1636. Эрмитаж (С.-Петербург).

СУРБАРА́Н (Zurbarán) Фран­си­ско (кре­щён 7.11.1598, Фу­эн­те-де-Кан­тос, ны­не в пров. Ба­да­хос, Эс­т­ре­ма­ду­ра – 27.8.1664, Мад­рид), исп. жи­во­пи­сец. Ро­дил­ся в се­мье тор­гов­ца. В 1614–16 учил­ся в Се­ви­лье у мас­те­ра рос­пи­си де­рев. скульп­ту­ры П. Д. де Виль­я­ну­эва; воз­мож­но, по­се­щал мас­тер­скую Ф. Па­че­ко, где по­зна­ко­мил­ся с Д. Ве­ла­ске­сом и А. Ка­но. Ран­ний пе­ри­од от­ме­чен влия­ни­ем Ка­ра­вад­жо. В 1626–29 соз­дал 2 се­рии кар­тин для севиль­ских мо­на­сты­рей: до­ми­ни­кан­ско­го Сан-Паб­ло-эль-Ре­аль с эпи­зо­да­ми из жиз­ни свя­тых и мо­на­хов (ны­не час­тич­но – в ц. Сан­та-Ма­рия-Ма­гда­ле­на, Се­ви­лья) и для мо­на­сты­ря мер­се­да­ри­ев с эпи­зода­ми жи­тия св. Пет­ра Но­ла­ско (час­тич­но – в Пра­до, Мад­рид). С 1629 жил в Се­ви­лье, с 1658 – в Мад­ри­де. С. объ­еди­нил раз­но­об­ра­зие жан­ро­вых мо­ти­вов (от мно­го­фи­гур­ных ис­то­рий до порт­ре­та, пей­за­жа и на­тюр­мор­та) и пи­сал ком­по­зи­ции со слож­ны­ми про­стран­ст­вен­ны­ми ре­ше­ния­ми («Апо­фе­оз свя­то­го Фо­мы Ак­вин­ско­го», 1631, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Се­ви­лья). В 1634 для двор­ца Бу­эн-Ре­ти­ро в Мад­ри­де со­здал се­рию из 10 кар­тин на те­мы под­ви­гов Ге­рак­ла и 2 ис­то­рич. по­лот­на – «За­щи­та Ка­ди­са от анг­ли­чан» (все – в Пра­до) и «Из­гна­ние гол­ланд­цев с ост­ро­ва Cвя­то­го Мар­ти­на» (ут­ра­че­на). По­лу­чил зва­ние ху­дож­ни­ка ко­ро­ля. В кон. 1630-х – 1640-е гг. С. и его мас­тер­ская ра­бо­та­ли над ре­таб­ло для мо­на­сты­ря в Хе­ре­се-де-ла-Фрон­те­ра (ны­не в разл. му­зе­ях), так­же над се­ри­ей кар­тин для ко­ро­лев­ско­го мо­на­сты­ря ие­ро­ни­ми­тов в Гуа­да­лу­пе. В этих цик­лах С. реа­ли­зо­вал своё ви́­де­ние ан­самб­ля жи­во­пи­си, скульп­ту­ры и ар­хи­тек­ту­ры при ве­ду­щей ро­ли жи­во­пи­си. Сре­ди стан­ко­вых ра­бот – «Экс­таз свя­то­го Фран­ци­ска» (1635–40, Нац. га­ле­рея, Лон­дон), се­рия кар­тин для ц. Сан­та-Ма­рия-де-лас-Ку­эвас в Се­ви­лье («Ма­дон­на де лас Ку­эвас», «Свя­той Бру­но и па­па Ур­бан II» и «Чу­до свя­то­го Гу­го Гре­нобль­ско­го», все 1655, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Се­ви­лья), «Ма­дон­на с Мла­ден­цем» (1658, ГМИИ). Ока­зал за­мет­ное влия­ние на ев­роп. жи­во­пись 17 в.

Лит.: Ма­лиц­кая К. М. Ф. Сур­ба­ран. М., 1963; Zurbarán. (Сat). N. Y., 1987; Zurbarán. (Сat). Ferrara, 2014.

Вернуться к началу