СУРБАРА́Н ФРАНСИСКО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СУРБАРА́Н (Zurbarán) Франсиско (крещён 7.11.1598, Фуэнте-де-Кантос, ныне в пров. Бадахос, Эстремадура – 27.8.1664, Мадрид), исп. живописец. Родился в семье торговца. В 1614–16 учился в Севилье у мастера росписи дерев. скульптуры П. Д. де Вильянуэва; возможно, посещал мастерскую Ф. Пачеко, где познакомился с Д. Веласкесом и А. Кано. Ранний период отмечен влиянием Караваджо. В 1626–29 создал 2 серии картин для севильских монастырей: доминиканского Сан-Пабло-эль-Реаль с эпизодами из жизни святых и монахов (ныне частично – в ц. Санта-Мария-Магдалена, Севилья) и для монастыря мерседариев с эпизодами жития св. Петра Ноласко (частично – в Прадо, Мадрид). С 1629 жил в Севилье, с 1658 – в Мадриде. С. объединил разнообразие жанровых мотивов (от многофигурных историй до портрета, пейзажа и натюрморта) и писал композиции со сложными пространственными решениями («Апофеоз святого Фомы Аквинского», 1631, Музей изящных искусств, Севилья). В 1634 для дворца Буэн-Ретиро в Мадриде создал серию из 10 картин на темы подвигов Геракла и 2 историч. полотна – «Защита Кадиса от англичан» (все – в Прадо) и «Изгнание голландцев с острова Cвятого Мартина» (утрачена). Получил звание художника короля. В кон. 1630-х – 1640-е гг. С. и его мастерская работали над ретабло для монастыря в Хересе-де-ла-Фронтера (ныне в разл. музеях), также над серией картин для королевского монастыря иеронимитов в Гуадалупе. В этих циклах С. реализовал своё ви́дение ансамбля живописи, скульптуры и архитектуры при ведущей роли живописи. Среди станковых работ – «Экстаз святого Франциска» (1635–40, Нац. галерея, Лондон), серия картин для ц. Санта-Мария-де-лас-Куэвас в Севилье («Мадонна де лас Куэвас», «Святой Бруно и папа Урбан II» и «Чудо святого Гуго Гренобльского», все 1655, Музей изящных искусств, Севилья), «Мадонна с Младенцем» (1658, ГМИИ). Оказал заметное влияние на европ. живопись 17 в.