ПАЧЕ́КО ФРАНСИСКО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАЧЕ́КО (Pacheco) Франсиско (до 3.11.1564, Санлукар-де-Баррамеда, близ Кадиса – 1644, Севилья), исп. живописец, историк и теоретик иск-ва. Учился живописи в Севилье у Л. Фернандеса (ок. 1580), в это же время увлёкся литературой и получил гуманистич. образование у своего дяди, каноника севильского собора. В 1611 совершил путешествие в Кастилию, посетил Мадрид, Эскориал и Толедо, где познакомился с Эль Греко, создав графич. портрет художника и описание своего визита к нему, которое стало единственным достоверным свидетельством современника об этом мастере. После возвращения в Севилью открыл свою мастерскую, которая стала центром худож. жизни города и получила назв. Академия образованнейших людей Испании; её посещали аристократы (Ф. А. де Рибера, 3-й герцог Алькала), представители духовенства и интеллектуальных кругов (поэт Франсиско де Риоха, коллекционер Р. Каро и др.). С 1611 в мастерской П. обучался Д. Веласкес, ставший впоследствии зятем П., также А. Кано, испытавшие в ранний период влияние своего учителя. С 1618 П. служил цензором в инквизиции, контролирующим сюжеты картин.
Особое место в творчестве П. занимает роспись плафона в Доме Пилата в Севилье на тему «Апофеоз Геркулеса» (1604). Многочисл. живописные произведения П. посвящены религ. сюжетам: «Страшный суд» (1611, частное собрание, Марсель), «Христос и ангелы» (1616, Шато-Курзон, Франция), «Непорочное зачатие с портретом Мигеля Сида» (1611–21, собор Севильи), «Непорочное зачатие с портретом Васкеса де Лека» (1621, частное собрание, Севилья), «Мистическое обручение св. Агнессы» (1628, Музей изобразит. искусств, Севилья), картины страстного цикла для несохр. ретабло в севильской ц. Иглесия-де-ла-Пасьон (1631, ныне все – в Музее изобразит. искусств, Севилья). Их стиль несёт на себе отпечаток маньеризма (П. восхищался живописью Эль Греко, а также Корреджо, чьи работы были ему знакомы лишь по воспроизведениям в гравюрах). Несмотря на то что в своих теоретич. сочинениях П. настаивал на необходимости изучения натуры, в его собств. работах больше внимания уделено иконографич. точности и образной выразительности, что соответствовало требованиям Контрреформации. Исполнял также портреты («Портрет пожилых супругов», Музей изобразит. искусств, Севилья, и др.).
Наиболее значит. вкладом П. в историю исп. иск-ва является его соч. «Искусство живописи, её древность и величие» («Arte de la pintura: su antigüedad, y grandezas», изд. в 1649; переизд. в 1990), за которое П. называют «испанским Вазари». Оно состоит из 3 книг и рассматривает задачи живописи; суммируя опыт итал. и исп. теоретиков эпохи Возрождения, П. излагает собств. взгляды на иск-во, также приводит иконографич. формулы для разл. религ. сюжетов. Важное место в его наследии занимает неоконченная «Книга-описание подлинных портретов знаменитых и достопочтенных мужей» («Libro de descripción de verdaderos retratos de ilustres y memorables varones», изд. в 1886), состоящая из 170 портретов-рисунков представителей духовенства, поэтов, художников, музыкантов, врачей, выполненных чёрным и красным карандашами, украшенных орнаментиров. рамкой и снабжённых краткой биографией. П. был значит. фигурой в истории исп. культуры в период её перехода от Возрождения к барокко.