КА́НО АЛОНСО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́НО (Cano) Алонсо (крещён 19.3.1601, Гранада – 3.9.1667, там же), исп. скульптор, живописец, архитектор, рисовальщик. Учился у отца, скульптора и резчика Мигеля Кано (? – не ранее 1639), после переезда семьи в Севилью (с 1614) – в мастерской Ф. Пачеко, где встретился с Д. Веласкесом и Ф. Сурбараном; скульптуре – у Х. Монтаньеса. Жизнь К., наделённого бурным темпераментом и неуживчивым характером, складывалась драматично. В янв. 1638 после дуэли он спешно уехал в Мадрид, где, пользуясь покровительством премьер-мин. Г. де Оливареса и Веласкеса, получил королевские заказы, стал учителем рисования инфанта Бальтасара Карлоса. В 1644, подозреваемый в убийстве жены, бежал в Валенсию, где скрывался в картезианском монастыре, в том же году вернулся в Мадрид, а с 1651 жил в Гранаде, работал в соборе, приняв сан священника; в 1667 стал «маэстро майор» (гл. мастером собора). Поздний (гранадский) период был для К. временем высоких творческих свершений.
Будучи одним из крупнейших мастеров исп. скульптуры, К. тяготел к спокойным и гармоничным образам; его произведения отличались тонкой одухотворённостью образов, живописной пластичностью форм и красотой изысканной полихромии. К. работал преим. в области религ. дерев. скульптуры, ему принадлежит монументальный алтарь в ц. Санта-Мария-де-ла-Олива в Лебрихе (1629–31).
Живопись К. менее самобытна и обнаруживает влияние итал. иск-ва; её отличают красота форм, безупречность пластич. моделировки и цветовой гаммы. Раннее полотно «Сан-Франсиско де Борха» (1624, Музей изящных искусств, Севилья) своей тёмной, насыщенной светотеневыми контрастами манерой письма свидетельствует о воздействии живописи Ф. Пачеко. Пластич. сила отличает образ св. Инессы (ок. 1634–37, картина утрачена в 1945 в Берлине). Идеал возвышенной женской красоты чаще всего находил воплощение в образе Девы Марии («Мадонна с Младенцем», 1630–40, Прадо, Мадрид; «Видение Мадонны с Младенцем св. Антонию», 1643–52, Старая пинакотека, Мюнхен) и особенно в изображениях «Непорочного зачатия» (Музей изящных искусств, Витория, и др.). С нач. 1640-х гг. живопись К. стала светлой, лёгкой, приобрела свободу мазка. Влияние Тициана, П. Веронезе, итал. маньеризма сказалось в картинах «Noli me tangere» (ок. 1640, Музей изобразит. искусств, Будапешт), «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелом» (1638–52, Прадо, Мадрид). Близость к Д. Веласкесу ощущается в живописных приёмах картин «Чудо у колодца» (1646–48, там же) и «Нисхождение Христа в ад» (1652, Гор. музей, Лос-Анджелес), отчасти в созданных для мадридского Алькасара «Вестготских королях» (Прадо, Мадрид) – изображениях придворных шутов или персонажей театральных пьес.
Отдавая в своих многочисл. рисунках предпочтение архит. мотивам, К. незадолго до смерти создал один из самых необычных и смелых памятников исп. архитектуры 17 в. – гл. фасад собора в Гранаде (проект осуществлён в 1703 X. Гранадосом). Для этого собора мастер исполнил также скульптурный декор (бюсты Адама, Евы и ап. Павла, статуи «Мадонна с Младенцем Белен», «Непорочное зачатие», 1655–56) и цикл огромных картин «Семь радостей Марии» (1652–64) для гл. капеллы.