МОНТА́НЬЕ́С МАРТИНЕС МОНТАНЬЕС ХУАН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОНТА́НЬЕ́С, Мартинес Монтаньес (Martínez Montan͂és) Хуан (крещён 16.3.1568, Алькала-ла-Реаль – 18.6.1649, Севилья), исп. скульптор. Родился в семье позолотчика статуй, учился в Гранаде в мастерской П. де Рохаса. После переезда в Севилью (ок. 1587) оказался в кругу скульпторов Г. Нуньеса Дельгадо, Х. Б. Васкеса, А. де Окампо, испытал влияние Х. Эрнандеса; с 1588 работал как самостоят. мастер. Создавал полихромную дерев. скульптуру в сотрудничестве с лучшими живописцами (в частности, с Ф. Пачеко). Вскоре стал главой севильской скульптурной школы, получал самые престижные заказы, в т. ч. из Нового Света. Ранние произведения (статуи – св. Христофора, 1597, ц. Эль-Сальвадор, Севилья; св. Иеронима, 1597–1604, мон. Санта-Клара в Льерене) демонстрируют натуралистичную трактовку анатомии и отход от приёмов маньеризма, характерных для скульпторов предыдущего поколения. Славу М. принесла статуя «Христос Милосердия» (1603–05, сакристия Лос-Калисес собора в Севилье), в которой натурализм и экспрессия создают мистич. ощущение непосредственного собеседования Христа с верующими.
В соответствии с эстетич. установками Контрреформации популярный в исп. монастырях образ Младенца Христа (статуя 1606, собор в Севилье) трактуется М. с трогательной мягкостью и нежностью. Созданные им статуи святых Доминика, Игнатия Лойолы (1610; с использованием посмертной маски) и др. отличаются спиритуализмом, разнообразием внутр. состояний, эмоциональной подвижностью, предвосхищающими иск-во барокко. Центр. место в творчестве М. занимали монументальные алтарные образы, включающие в себя большое число статуй и повествоват. рельефов: «Непорочное зачатие» (1606) для алтаря ц. Санта-Мария-де-ла-Консоласьон в Эль-Педросо, для мон. Непорочного зачатия в Лиме (Перу, 1607), мон. Сан-Исидоро-дель-Кампо близ Севильи (1609–12), ц. Сан-Мигель в Херес-де-ла-Фронтера (1609–43), ц. Санта-Мария-дель-Сокорро в Севилье (1610–1620).
В 1636 в Мадриде М. создал бюст Филиппа IV, который был отправлен в Италию в качестве модели для бронзовой конной статуи короля, заказанной флорентийскому скульптору П. Такке для мадридского парка Буэн-Ретиро (с 19 в. на пл. Пласа-де-Орьенте). М., названный при жизни «андалузским Лисиппом», возглавлял большую мастерскую, которая культивировала и распространяла стиль мастера и после его смерти.